Конспект урока
«Особенности обособления приложений»
Цель урока: показать особенности обособления приложений, закрепить пунктуационные навыки их обособления; развивать навыки выразительного чтения.
Методические приемы: повторение, работа над интонацией, объяснение учителя, самостоятельная работа, тренировочные упражнения.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Морфология: в каких словосочетаниях есть личные местоимения:
1) встань передо мной; 2) не обманывай себя, 3) прости меня, 4) мой ответ, 5) горжусь тобой, 6) прошу вас, 7) знаю её, 8) твоя тетрадь, 9) ваш поступок. (Ответ: 1, 3, 5, 6, 7.)
II. Проверка домашнего задания
1. В каких случаях обособляются несогласованные определения? Приведите примеры.
2. Упр. 311: ученики читают «по цепочке» только обособленные определения, объясняя причины обособления.
III. Изучение темы «Особенности обособления приложений»
1. Самостоятельное изучение теоретического материала § 29 на с. 140 (в рамке). Запись примеров:
1) Речь в передаче шла об Александре Демьяненко, замечательном актере.
2) Вечером на огонек зашел Василий Петрович, сосед.
3) В фильме «Раба любви» главную роль исполняет Елена Соловей, актриса театра и кино.
4) Соловья-разбойника победил Илья Муромец.
Отметим, что обособляются согласованные приложения, в том числе и одиночные (пример 2), стоящие после определяемого имени собственного. Исключение (пример 4) — слияние приложения с именем собственным по смыслу и в произношении.
2. Повторение.
Случаи употребления сравнительного оборота с союзом как.
— Какова роль сравнительного оборота с союзом как в предложениях: Небо как черная тушь. Небо черное, как тушь. (В первом случае сравнительный оборот является сказуемым, во втором — обстоятельством.)
3. Рассмотрим случаи, когда союз как выступает в другой роли.
1) Союз как может примыкать к приложению, которое имеет оттенок причинности. Тогда приложение обособляется: Ему, как хорошему шахматисту, легко удалось победить соперников. (Ему удалось победить соперников, так как он хороший шахматист.)
2) Союз как может иметь значение «в качестве», тогда приложение с ним не выделяется: В. И. Даль известен как выдающийся лексикограф. (В. И. Даль известен в качестве выдающегося лексикографа.) В предложении нет значения сравнения. Даль ни с кем не сравнивается, он и есть выдающийся лексикограф.
3) Обособлять приложения можно не только запятой, но и тире — в случае, когда надо подчеркнуть их значение, обозначить более длительную паузу. Чаще всего это распространенные приложения: Нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве люльку с табаком — неотлучную сопутницу на морях, на суше, и в походах, и дома.
4. Тренировочные упражнения.
1) Упр. 313-315 — устно.
2) Упр. 316: I часть — комментированное письмо; и часть — самостоятельная работа.
IV. Словарная работа
Записать слова в рамках: беллетристика, консерватория, концерт, панорама. Составить с этими словами предложения с обособленными определениями или приложениями.
Домашнее задание. § 29, упр. 319, 320 — письменно
«Особенности обособления приложений»
I. Лингвистическая разминка
Морфология: запишите причастия в два столбика — 1) действительные, 2) страдательные. (Учитель диктует)
Посаженный, строивший, летящий, сожженный, гонимый, пересекавший, увлекшийся, управляемый, увядший, награжденный.
Ответ:
Действительные | Страдательные |
Строивший | Посаженный |
Летящий | Сожженный |
Пересекавший | Гонимый |
Увлекшийся | Управляемый |
Увядший | Награжденный |
II. Проверка домашнего задания
1. Упр. 319.
Примеры с обособленными определениями: Их волосы, шелковые и черные, были распущены, ветер, теплый и легкий, играя ими, звякал монетами, вплетенными в них. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок.
Примеры с необособленными определениями: Ветер тек широкой, ровной волной. Воздух был пропитан острым запахом моря.
Пример с обособленным приложением: — У!.. стариками родитесь вы, русские.
2. Упр. 320. Характеристика действующих лиц комедии Гоголя «Ревизор».
Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ, изображен Гоголем глуповатым человеком, халатно относящимся к своим обязанностям. Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья, брал взятки «борзыми щенками». Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер, любил читать чужие письма «из любопытства». Ивана Александровича Хлестакова, чиновника из Петербурга, приняли за важную птицу.
III. Объяснительный диктант
1) Скоро весна — пора пробуждения природы.
2) Тут кто-то позвонил дяде по телефону, и, чем-то взволнованный, он заторопил старика Якова.
3) Луна как бледное пятно.
4) Лил дождь, косой, крупный, бьющий в лицо.
5) Мальчик, как самый легкий, оказался на вершине гимнастической пирамиды.
6) Обессиленный навязчивой мыслью о парусе, дедушка впадал в забытье.
7) Лев известен как царь зверей.
8) Подплывавшую к мосткам лодку встречал кот-рыболов.
9) Медведю, с его короткими передними лапами, нелегко бежать с горы.
IV. Словарная работа
Упр. 322 — устно, 323 — письменно, с проверкой по словарю.
V. Тренировочные упражнения
Упр. 317 (I, II), 318.
Домашнее задание. Упр. 321 — письменно.