СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка «Особенности обособления приложений»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательный дидактический материал разделен на два урока

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка «Особенности обособления приложений»»

Конспект урока

«Особенности обособления приложений»


Цель урока: показать особенности обособления приложений, закрепить пунктуационные навыки их обособления; развивать навыки выразительного чтения.

Методические приемы: повторение, работа над интонацией, объяснение учителя, самостоятельная работа, тренировочные упражнения.


Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Морфология: в каких словосочетаниях есть личные местоимения:

1) встань передо мной; 2) не обманывай себя, 3) прости меня, 4) мой ответ, 5) горжусь тобой, 6) прошу вас, 7) знаю её, 8) твоя тетрадь, 9) ваш поступок. (Ответ: 1, 3, 5, 6, 7.)


II. Проверка домашнего задания

1. В каких случаях обособляются несогласованные определения? Приведите примеры.

2. Упр. 311: ученики читают «по цепочке» только обособленные определения, объясняя причины обособления.


III. Изучение темы «Особенности обособления приложений»

1. Самостоятельное изучение теоретического материала § 29 на с. 140 (в рамке). Запись примеров:

1) Речь в передаче шла об Александре Демьяненко, замечательном актере.

2) Вечером на огонек зашел Василий Петрович, сосед.

3) В фильме «Раба любви» главную роль исполняет Елена Соловей, актриса театра и кино.

4) Соловья-разбойника победил Илья Муромец.

Отметим, что обособляются согласованные приложения, в том числе и одиночные (пример 2), стоящие после определяемого имени собственного. Исключение (пример 4) — слияние приложения с именем собственным по смыслу и в произношении.

2. Повторение.

Случаи употребления сравнительного оборота с союзом как.

— Какова роль сравнительного оборота с союзом как в предложениях: Небо как черная тушь. Небо черное, как тушь. (В первом случае сравнительный оборот является сказуемым, во втором — обстоятельством.)

3. Рассмотрим случаи, когда союз как выступает в другой роли.

1) Союз как может примыкать к приложению, которое имеет оттенок причинности. Тогда приложение обособляется: Ему, как хорошему шахматисту, легко удалось победить соперников. (Ему удалось победить соперников, так как он хороший шахматист.)

2) Союз как может иметь значение «в качестве», тогда приложение с ним не выделяется: В. И. Даль известен как выдающийся лексикограф. (В. И. Даль известен в качестве выдающегося лексикографа.) В предложении нет значения сравнения. Даль ни с кем не сравнивается, он и есть выдающийся лексикограф.

3) Обособлять приложения можно не только запятой, но и тире — в случае, когда надо подчеркнуть их значение, обозначить более длительную паузу. Чаще всего это распространенные приложения: Нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве люльку с табаком — неотлучную сопутницу на морях, на суше, и в походах, и дома.

4. Тренировочные упражнения.

1) Упр. 313-315 — устно.

2) Упр. 316: I часть — комментированное письмо; и часть — самостоятельная работа.


IV. Словарная работа

Записать слова в рамках: беллетристика, консерватория, концерт, панорама. Составить с этими словами предложения с обособленными определениями или приложениями.


Домашнее задание. § 29, упр. 319, 320 — письменно


«Особенности обособления приложений»



I. Лингвистическая разминка

Морфология: запишите причастия в два столбика — 1) действительные, 2) страдательные. (Учитель диктует)

Посаженный, строивший, летящий, сожженный, гонимый, пересекавший, увлекшийся, управляемый, увядший, награжденный.

Ответ:

Действительные

Страдательные

Строивший

Посаженный

Летящий

Сожженный

Пересекавший

Гонимый

Увлекшийся

Управляемый

Увядший

Награжденный


II. Проверка домашнего задания

1. Упр. 319.

Примеры с обособленными определениями: Их волосы, шелковые и черные, были распущены, ветер, теплый и легкий, играя ими, звякал монетами, вплетенными в них. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок.

Примеры с необособленными определениями: Ветер тек широкой, ровной волной. Воздух был пропитан острым запахом моря.

Пример с обособленным приложением: — У!.. стариками родитесь вы, русские.

2. Упр. 320. Характеристика действующих лиц комедии Гоголя «Ревизор».

Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ, изображен Гоголем глуповатым человеком, халатно относящимся к своим обязанностям. Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья, брал взятки «борзыми щенками». Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер, любил читать чужие письма «из любопытства». Ивана Александровича Хлестакова, чиновника из Петербурга, приняли за важную птицу.


III. Объяснительный диктант

1) Скоро весна — пора пробуждения природы.

2) Тут кто-то позвонил дяде по телефону, и, чем-то взволнованный, он заторопил старика Якова.

3) Луна как бледное пятно.

4) Лил дождь, косой, крупный, бьющий в лицо.

5) Мальчик, как самый легкий, оказался на вершине гимнастической пирамиды.

6) Обессиленный навязчивой мыслью о парусе, дедушка впадал в забытье.

7) Лев известен как царь зверей.

8) Подплывавшую к мосткам лодку встречал кот-рыболов.

9) Медведю, с его короткими передними лапами, нелегко бежать с горы.


IV. Словарная работа

Упр. 322 — устно, 323 — письменно, с проверкой по словарю.


V. Тренировочные упражнения

Упр. 317 (I, II), 318.


Домашнее задание. Упр. 321 — письменно.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!