Открытый урок по теме «Исследование грамматических категорий частей речи и грамматического значения слов в текстах по специальности»
Урок-игра «По следам телевизионных передач».
Цели урока:
Повторение темы, обобщение и систематизация знаний, проверка уровня её освоенности студентами;
развитие орфографической и пунктуационной грамотности студентов;
воспитание внимательности, умения работать коллективно, в паре, индивидуально.
Оборудование урока:
проектор
компьютер
сигнальные карточки
презентация
карточки
электронный тест
Ход урока:
1.Органиационный момент. «Доброе утро, страна!»
- Слово учителя. Беседа: Дорогие ребята, наш урок я хочу начать с высказываний о русском языке:
«Ведь если для общения людей необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый» (Л. Щерба)
«Грамматика повелевает даже царями» (Мольер)
1 Беседа:
-Какой очень важный раздел грамматики повторили в этом году?
-Зачем изучаем морфологию?
КРОССВОРД
Книжная полка программиста должна быть заставлена не только технической литературой, но и художественными произведениями. Они помогают снять стресс после работы, разгрузить голову и переключиться на повседневные дела.
Читатели часто ассоциируют себя с главными героями, поэтому нет ничего удивительного, что программисты всегда чуть больше ценят произведения, где есть компьютерная составляющая. В наши дни программисты - новые рок-звезды. Они меняют мир с каждой новой строкой успешно написанного кода.
Исследовательская работа: посчитайте сколько в тексте частей речи
Существительных – 19 (составляющая)
Глаголов – 8
Причастий -2
Деепричастий -------
Прилагательных – 10 (должен -должный)
Наречий -4
Местоимений – 4
Союзы – 4 (не только, но и…)
- Исходя из всего сказанного, как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?
Запись темы урока: «Исследование грамматических категорий частей речи и грамматического значения слов в текстах по специальности».
Ведущий (ЗУЛЯ): Уважаемые друзья, сегодня мы проводим урок-игру.Целью нашей игры будет проверка знаний по теме, проверка умения дружно работать в парах , умения работать самостоятельно и в команде.
Представьте, сегодня в городе наук, президент компании “СТАРТ”(содружество творческих, активных, работоспособных, трудолюбивых) открывает новый “Банк Знаний”. Вы - вкладчики. Все положенные на счета средства пойдут на создание Наукограда, открытие научного центра.
Ход игры.
Ведущий: добрый день, дорогие друзья. Мы рады приветствовать Вас на нашей интеллектуальной игре, которая посвящена русскому языку. Принимать участие будут 2 команды. Победительницей будет признана команда, набравшая наибольшее количество очков. Итак, начинаем игру.
Представление команд.
Чтец
Не зная орфоэпии
Во всем великолепии,
Не ощутишь ее волшебных чар.
Жизнь кажется кошмаром,
Когда одним ударом
Не то, что нужно, ставят под удар.
Расставьте ударения в словах:
Обеспечение, банкнота, договор, каталог, квартал, намерение, поставщик, премировать, принудить, приобретение, ходатайствовать, единовременный, гербовый, узаконение, уведомить, технология
Ключ
ОбеспЕчение,банкнОта, договОр, каталОг, квартАл, намЕрение, поставщИк, премировАть, принУдить, приобретЕние, ходАтайствовать,единоврЕменный, гЕрбовый, узаконЕние, увЕдомить, технолОгия
2.«Пока все дома».
Сегодня мы побываем в гостях у старого знакомой –Морфологии. Вспомним о частях речи по постоянным признакам. (на слайдах представлены постоянные признаки частей речи:задача – отгадать
3.ЧТО?ГДЕ?КОГДА?
А теперь познакомимся с исторей нашего колледжа
История
Новочеркасский техникум пищевой промышленности основан 1 сентября 1946г. на основании распоряжения Совнаркома Союза ССР от 13 декабря 1945 г. и приказа по народному комиссариату пищевой промышленности от 15 декабря 1945г.
За первые 25 лет техникум выпустил 3700 специалистов, в т.ч. 650 без отрыва от производства. К юбилею создан единственный в системе Министерства пищевой промышленности класс-тренажер, где проводились лабораторно-практические занятия по предмету «Автоматизация холодильно-компрессорных машин и установок».
В 1977 году техникум получил в свое распоряжение новый 4-этажный корпус по ул. Декабристов №109 (ныне ул. Александровская№109). Наряду с корпусом оборудованы и открыты актовый зал, спортивный зал, 50-метровый стрелковый тир, библиотека с читальным залом, буфет и столовая на 80 мест, медкабинет и учебно-производственные мастерские.
Более 65 лет колледж готовит специалистов для перерабатывающей отрасли. И сегодня остаются востребованными старейшие специальности, но в 2021 году была открыта специальность 09.02.07 Информационные системы и программирование.
1.Прочитайте текст.
2. Из первого абзаца выпишите числительные с относящимися к ним словами. Укажите падеж числительных.
3. Определите разряд числительных (количественное, порядковое)?
3. Определите синтаксическую функцию числительных.
4. Сделайте морфологический разбор указанных слов.
4.КТО ХОЧЕТ СТАТЬ ГРАМОТНЫМ
В совр..мен..ом мире практически во всех сферах жизн..деятельности человека применяется комп..ютерная техника. С..годня каждая фирма и каждое пр..изводство а также все образ..вательные зав..дения работают с компьютерным об..спечением и к..мпьютерными системами. Сегодня широко распр..стран...а автоматизац..я которая в будущем приведет к вытеснению человеческого труда и замене его на авт..мат..зированную систему.
Если посм..треть на особен..ости дан..ой проф..ес..ии. то можно с уверен..остью заявить что это деятельность буду..щего и какими бы совершен..ыми ни были роботы и компьютеризирован..ые системы всегда будут нужны сп..ц..алисты которые умеют с ними работать и пр..грамм..ировать их.
Задание: расставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания
КЛЮЧ
В соврЕменНом мире практически во всех сферах жизнЕдеятельности человека применяется компЬютерная техника. СЕгодня каждая фирма и каждое прОизводство, а также все образОвательные завЕдения работают с компьютерным обЕспечением и кОмпьютерными системами. Сегодня широко распрОстранЕНа автоматизацИя, которая в будущем приведет к вытеснению человеческого труда и замене его на автОматИзированную систему.
Если посмОтреть на особенНости данной профЕсСии, то можно с уверенностью заявить, что это деятельность будущего и какими бы совершенНыми ни были роботы и компьютеризированНые системы, всегда будут нужны спЕцИталисты, которые умеют с ними работать и прОграмМировать их.
25-24 -5
23-20 -4
19-16 -3
15-0 -2
3.«Очевидное - невероятное».
Компьютеры - это очень сложные машины, но люди управляют ими без каких-либо технических навыков. Они просто взаимодействуют с графическим интерфейсом, и весь фоновый процесс обычно скрыт. Каждый элемент, который вы видите на своем рабочем столе, создан каким-то гениальным разработчиком. И сегодня мы выделяем эти блестящие умы со всего мира.
1.Как можно озаглавить текст?
2.К какому стилю речи относится? Назовите признаки стиля.
3.Определите тип речи
4. Определите значение слова «разработчик» по словарю.
5. Подберите синоним к слову
Слова разработчик и программист являются синонимами
Программист –более узкий специалист, нежели разработчик. Программист (заменить на ОН) только программирует –пишет код, в то время как разработчик отвечает за программное обеспЕчение от начала до конца
4.«Угадай предложение».
Термины
Заполните пропуски в определениях терминов и понятий:
– порядок действий, которые необходимо выполнить для решения определенной задачи. В программировании алгоритмы описывают средствами псевдокода, блок-схем и UML диаграмм( ______________)
– графическая нотация для описания алгоритмов. Используется программистами в процессе разработки и анализа логики работы программных компонентов (___________)
– проектирование и разработка внешнего вида интернет сайтов и пользовательского интерфейса веб-приложений, в том числе художественное оформление в соответствии с определенной стилистикой (корпоративным стилем компании-заказчика, стилем рекламной кампании и т.д. (_________________)
Это область науки, которая занимается защитой информации путем шифрования и дешифрования данных. Криптография используется, например, для обеспечения безопасности в сети или защиты данных. (_______________________)
Это процесс преобразования исходного кода программы в машинный код, который может быть выполнен компьютером. …. обычно производится перед запуском программы. (________________________)
Это структура данных, которая упорядочивает значения в базе данных, чтобы ускорить поиск и извлечение данных. (_______________________)
ПРОВЕРИМ
– порядок действий, которые необходимо выполнить для решения определенной задачи. В программировании алгоритмы описывают средствами псевдокода, блок-схем и UML диаграмм( Алгоритм )
– графическая нотация для описания алгоритмов. Используется программистами в процессе разработки и анализа логики работы программных компонентов (Блок-схема)
– проектирование и разработка внешнего вида интернет сайтов и пользовательского интерфейса веб-приложений, в том числе художественное оформление в соответствии с определенной стилистикой (корпоративным стилем компании-заказчика, стилем рекламной кампании и т.д. (Веб-дизайн)
Это область науки, которая занимается защитой информации путем шифрования и дешифрования данных. Криптография используется, например, для обеспечения безопасности в сети или защиты данных. (Криптография (Cryptography
Это процесс преобразования исходного кода программы в машинный код, который может быть выполнен компьютером. …. обычно производится перед запуском программы. (Компиляция)
Это структура данных, которая упорядочивает значения в базе данных, чтобы ускорить поиск и извлечение данных. (Индекс (Index)
5. САМЫЙ УМНЫЙ
Определите значение следующих фразеологизмов и перефразируйте на компьютерный лад:
Компьютер – лучший друг (______________________________________________)
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты (________________________)
Без компьютера жить, только небо коптить (_________________________________)
Компьютер памятью не испортишь(________________________________________)
По ноутбуку встречают, по уму провожают(__________________________________)
Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают(__________________________)
В Сколково со своим компьютером не ездят(______________________________)
Компьютер – лучший друг. (Книга - лучший друг)
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты. (Скажи мне, какой у тебя друг, и я скажу, кто ты)
Без компьютера жить, только небо коптить. (Без труда жить, только небо коптить)
Компьютер памятью не испортишь. (Кашу маслом не испортишь)
По ноутбуку встречают, по уму провожают. (По одёжке встречают, по уму провожают)
Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают. (Дарёному коню в зубы не смотрят)
В Сколково со своим компьютером не ездят. (В Тулу со своим самоваром не ездят)
6. КВН Конкурс капитанов
КВН Прошу капитанов групп вооружиться ручками и, прислушиваясь к ответам группы, записывать на листочек ответы (правильные пункты). Готовы?
1. Программист – это…
а) сотрудник школы программистов
б) профессионал по написанию программы
в) человек, свободно владеющий одним или несколькими языками программирования
2. Устройство ввода текстовой информации – это…
а) мышь
б) клавиатура
в) дискета
3. Для чего служат операторы вывода в любом языке программирования?
а) для вывода списка на экран
б) для вывода учителя из себя
в) для вывода какого-нибудь умозаключения
4. При наборе текста одно слово от другого отделяется…
а) точкой
б) пробелом
в) запятой
5. Что такое программирование?
а) это логически правильно построенная цепочка действий с логическим концом.
б) это один из уроков в школе
в) это наука о компьютерах
6. Обмен информацией – это…
а) просмотр фильма
б) прослушивание радиопередач
в) разговор по телефону
7. Что такое дискета?
а) гибкий магнитный диск
б) жесткий магнитный диск
в) там все танцуют и поют
8. Операторы в программе на языке Pascal отделяются друг от друга…
а) двоеточием
б) точкой с запятой
в) запятой
9. Дисплеем называют ….
а) телевизор
б) устройство ввода
в) экран монитора
10. Что такое информатика?
а) это одно из занятий в нашей школе
б) наука, изучающая свойства информации и закономерности их процессов
в) подружка Электроника
ИТОГ: Итак, если у вас получилась следующая шифровка: в б а б а в а б в б, то вы прошли испытание. Испытание - экзамен на знания.
1. Программист – это…
а) сотрудник школы программистов
б) профессионал по написанию программы
в) человек, свободно владеющий одним или несколькими языками программирования
2. Устройство ввода текстовой информации – это…
а) мышь
б) клавиатура
в) дискета
3. Для чего служат операторы вывода в любом языке программирования?
а) для вывода списка на экран
б) для вывода учителя из себя
в) для вывода какого-нибудь умозаключения
4. При наборе текста одно слово от другого отделяется…
а) точкой
б) пробелом
в) запятой
5. Что такое программирование?
а) это логически правильно построенная цепочка действий с логическим концом.
б) это один из уроков в школе
в) это наука о компьютерах
6. Обмен информацией – это…
а) просмотр фильма
б) прослушивание радиопередач
в) разговор по телефону
7. Что такое дискета?
а) гибкий магнитный диск
б) жесткий магнитный диск
в) там все танцуют и поют
8. Операторы в программе на языке Pascal отделяются друг от друга…
а) двоеточием
б) точкой с запятой
в) запятой
9. Дисплеем называют ….
а) телевизор
б) устройство ввода
в) экран монитора
10. Что такое информатика?
а) это одно из занятий в нашей школе
б) наука, изучающая свойства информации и закономерности их процессов
в) подружка Электроника
В.П.: Итак, если у вас получилась следующая шифровка: в б а б а в а б в б, то вы прошли, сами того не замечая, первое испытание. Испытание - экзамен на знания.
СИнКВЕЙН
Стихотворение из пяти строк:
I строка - одно существительное
II строка - прилагательное
III строка - три глагола
IV строка - предложение, отражающее отношение к теме
V строка - это слова-резюме, выражающее личное отношение
Интерактивный тест
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test190.xml
Заключение
-Уважаемые вкладчики “Банка Знаний”! Компания “СТАРТ” благодарит вас за участие в благотворительной акции. Кто же из вас сделал самый большой вклад – ? монет? Учащиеся, набравшие ? монет – лучшие вкладчики. Поздравим их, ребята! Их вклад обменивается на оценку 5!
Учащиеся, вложившие ? монет, получают оценку 4..
Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение, как вы понимаете смысл высказывания: «Не ищите славы или удачи, ищите такое дело, заниматься которым будет для вас счастьем, остальное приложится.
Ричард Снелинг
10. Подведение итогов: члены жюри подсчитывают количество правильных ответов и выявляют победителей, ученики оценивают работу всех участников и называют самых активных, наградой будут хорошие оценки.
Оценки за урок по оценочным листам.
Список использованной литературы
2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. Москва «ВАКО» 2007.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Таблица «Однородные члены и знаки препинания при них» , «Составь пословицу», составление кроссвордов онлайн «Фабрика кроссвордов»
Карточки для индивидуальной работы.
3 http://www.metodkabinet.eu/BgM/Izotrud/BGM_Arte_ZimaNovGod.htm
ПРИЛОЖЕНИЕ