СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Местоимение" 2 класс УМК "Школа России"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Местоимение" 2 класс УМК "Школа России"»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

Ардонская средняя общеобразовательная школа

Города Клинцы Брянской области











Конспект урока по русскому языку
во 2 классе

«Местоимение»





подготовила

учитель начальных классов

Ахремцева Наталья Николаевна





















Русский язык 2 класс. УМК «Школа России»

(Учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий)

Тема: Местоимение.

Цель: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о местоимении, для формирования морфологических умений и понятий, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи: 

1. Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию понятия о местоимении как части речи, его значении, употреблении в речи.

2. Развивающие: содействовать развитию у детей умения определять местоимение, отличать его от других частей речи, развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, сравнивать и обобщать; закреплению и актуализации ранее изученного материала.

3. Воспитательные: средствами учебного занятия создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной и фронтальной работы; для воспитания трудолюбия , ответственности за выполняемую работу , за продукты собственной деятельности , аккуратности, настойчивости, самостоятельности , активности.

4. Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, создание положительного эмоционального микроклимата, проведение физминуток.

Планируемые результаты

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «совместный труд», «терпение», «уважение к мнению одноклассников»; проявлять интерес к изучению русского языка , понимать и принимать личностный смысл обучающихся к изучению темы, языка ; осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной учебной деятельности; формирование мотивации к обучению и познанию у младших школьников, ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой имеющийся жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение формулировать цель урока  на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предположения.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы одноклассникам, оформлять свои мысли в устной и письменной форме; следовать инструкциям, алгоритму,, высказывать и аргументировать свою точку зрения ; адекватно реагировать на замечания учителя и одноклассников.

Предметные: умение определять местоимение; отличать его от других частей речи, находить в тексте, употреблять в речи; осознанно выстраивать речевые высказывания в устной форме, умение соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения, умение применять правила правописания и пунктуации в письменной речи.

Основные понятия: речь, части речи, местоимение.

Межпредметные связи: литературное чтение.
Образовательные ресурсы: Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: УМК «Школа России», В. П. Кананкина, В. Г. Горецкий., карточки. 
Организация пространства: индивидуальная работа, парная работа , фронтальная работа.

  1. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: Подравнялись все.

УЧЕНИКИ: Громко прозвенел звонок

Начинается урок

Наши ушки на макушке

Слушаем ,запоминаем

Ни минуты не теряем.

Учитель: В волшебный город

С тобой пойдем,

Всех, кто нам дорог,

С собой позовем.

Волшебник добрый

Там примет нас.

Вперед, в дорогу

И в добрый час.

2. Проверка готовности к уроку.

У: Проверьте, всё ли у Вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, линейка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию.

У: Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте,

И на уроке не зевайте.

Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!». Как вы его понимаете?

О: Сегодня на уроке мы будем учиться открывать новые тайны, узнаем много нового и интересного.

У: Сегодня на уроке мы откроем еще одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, откройте тетради, запишите число, классная работа.

4. Актуализация умений и знаний.

1. Минутка чистописания:

У: Чтобы в наших тетрадях был порядок, я предлагаю наш урок начать с минутки чистописания. Чтобы узнать, какую букву будем сегодня прописывать, отгадайте загадку.

Эта буква это слово,

В путь всегда оно готово.

О себе рассказ начнешь,

Вот ее и назовешь.

Я

Дайте характеристику этой буквы.

Я Яя яя

Яша яма

Яша копает глубокую яму.

Записать строчки. Подчеркнуть главные члены, выделить гласные и согласные звуки.

2. У: Что такое речь?

О: Речь – это все то, что мы говорим, слышим, пишем.

У: Какие части речи вы знаете?

О: Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

У: Верно. Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим ваши знания. Посмотрите на доску, как вы думаете, что вам необходимо сделать?

О: Нужно распределить слова по частям речи.


УЧИТЕЛЬ: -Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить? 

У: Сейчас мы отправимся на рыбалку.



Карточки со словами: ручьи, теплый, бегут, я, мы, светит, солнце, ты, яркое, звонкие, вы, дует, ветерок, птицы, весёлые, поют.

- Задание: 1 ряд – выписать имена сущ - ные, 2 ряд – имена прил – ные, 3 ряд – глаголы. 


Ручьи тёплый бегут

солнце весёлый светит

птицы яркое дует

ветерок звонкие поют

(У доски 3 ученика распределяют слова по группам. Остальные в тетрадях.) 

- Кто выполнил задание верно? У кого есть ошибки?

- Что такое имя сущ-ное? Имя прил – ное? Глагол?

- Составьте предложения с этими словами.

(1. Светит яркое солнце. 2. Дует теплый ветерок. 3. Бегут звонкие ручьи. Поют весёлые птицы.)



У: Почему вы распределили не все слова?

О: Потому что они не относятся ни к одной из групп.

У: Мы употребляем эти слова в речи?

О: Да.

У: Могли бы обойтись без них?

О: Нет.

У: С чем мы сегодня познакомимся на уроке?

О: Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи.

У: Что нового узнаем?

О: Узнаем о новой части речи.

5. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Какое сейчас время года?

О: Весна.

У: Вместе с весной к нам возвращаются из теплых стран наши пернатые друзья. Кто это?

О: Птицы.

У: К нам сегодня урок тоже прилетела птичка. Посмотрите, вы узнали ее? Что это за птица?

О: Ласточка.

У: Наша птичка прилетела не одна, она принесла с собой послание. Поднимите руку, кто хочет узнать, что в этом послании.

У: Ласточки - перелетные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из теплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы.

Прочитайте внимательно текст. Что интересного вы заметили?

О: Постоянно повторяется слово ласточки.

У: Можем мы заменить это слово?

О: Да.

У: Замените его, что у нас получилось?

О: Ласточки перелетные птицы. С приходом весны они возвращаются их теплых стран. У них скоро появятся птенцы.

У: Слова какой части речи мы заменили в тексте?

О: Имя существительное.

У: Как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного?

О: Местоимение.

У: Верно. Как вы считаете, почему местоимение получило такое название?

О: Потому что они употребляются вместо имени существительного.

У: Верно. Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

У: У вас на столах лежат карточки с текстами, прочитайте их про себя.

Прочитайте вслух.

О: Помидор - овощ. Помидоры бывают зелеными, красными, желтыми. Помидоры содержат много витаминов.

Он овощ. Они бывают зелеными, красными, желтыми. Они содержат много витаминов.

У: О чем говорится в первом тексте?

О: О помидорах.

У: О чем говорится во втором тексте?

О: Тоже о помидорах.

У: Вместо каких слов употреблены слова он, они?

О: Вместо слов помидор, помидоры.

У: Место какой части речи заняли эти слова?

О: Место имени существительного.

У: Как называются эти слова?

О: Местоимения.

6. Открытие новых умений, знаний.

Работа с учебником.

Выполнение упражнений по алгоритму:

1.Прочитайте задание;

2. Как вы его понимаете, что надо сделать;

3.Выполните задание устно;

4. Выполните задание письменно;

5. Самопроверка;

6.Взаимопроверка;

7. Самоанализ, анализ

У: Откройте учебник на странице 100. Прочитайте упражнение 171. Что необходимо сделать?

О: Надо прочитать отрывок из сказки, назвать название сказки. Сказать, с какой целью автор использует выделенные слова. На что указывает слово он? Кто себя называет словом я? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? Вместо каких имен существительных употребляется слово они? Списать диалог, вставляя пропущенные слова.

У: Прочитайте правило на странице 101 про себя. Теперь прочитайте вслух.

7. Физминутка

У: Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.

Мы сначала всем в ответ головой покрутим: нет!

Энергично как всегда, головой покажем: да!

Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова.

Для начала мы с тобой крутим только головой.

Корпусом вращаем тоже. Это мы конечно сможем.

8. Открытие новых умений, знаний (продолжение).

У: Прочитайте упражнение 172. Что нужно сделать?

О: Нужно подготовить ответ на вопрос: что такое местоимение? Привести примеры. Выписать из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их.

У: Хорошо. Ученик выходит к доске, остальные пишут в тетради.

У: Прочитайте упражнение 173. Как вы его понимаете? Что необходимо сделать?

О: Надо прочитать, определить главную мысль стихотворения, списать стихотворение. Определить какой частью речи являются выделенные слова? Подчеркнуть эти слова.

У: Выполним задание устно, потом запишите в тетрадь.

9. Закрепление открытых умений, знаний.

Индивидуальные карточки.

1. Местоимение это часть речи, которая:

а) указывает, что делать

б) обозначает предмет, и отвечает на вопросы кто? что?

в) указывает на предметы, но не называет их

г) указывает на предметы и называет их

2. Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они это:

а) имена существительные

б) местоимение

в) имена прилагательные

г) предлог

3. Укажи строчку, в которой записаны только местоимения

а) у, он, за, день, я

б) около, вы, один, час

в) вместе, она, над, в

г) они, ты , мы, оно

4. Укажи местоимение, которым можно заменить слово солнце:

а) она б) они в) оно г) он

5. Укажи количество местоимений в предложениях:

Я, ты, он, она!

Вместе целая страна,

Вместе – дружная семья!

В слове «мы» - сто тысяч «я».

а) 4 б) 6 в) 5 г) 7

6. Какое местоимение пропущено? Я, он, ты, мы, она, оно, они

а) они б) вы в) мы г) ты

7. Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения

… играю … играем … играешь … играют

10. ИТОГ УРОКА.

У: Ребята, с чем вы познакомились сегодня на уроке ?

О: С местоимением.

У: Что такое местоимение?

О: Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

У: На какие вопросы отвечает местоимение?

О: Местоимение отвечает на вопрос кто?







Игра «Топай-хлопай» поможет подвести итог всему, что узнали о местоимении.

Если на мой вопрос ответ ДА – хлопаем, а я прикрепляю лепесток, если НЕТ – топаем, а я прикрепляю листик.

1. Местоимение – это часть речи? (Да).

2. Местоимение называет предметы? (Нет).

3. Местоимение указывает на предметы? (Да).

4. Местоимение употребляется вместо имён существительных? (Да).

5. Местоимение употребляются вместо глаголов? (Нет).

6. Вы – это слово – местоимение? (Да).

7. Местоимения отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? (Нет).

8. Она – это слово – местоимение? (Да).

9. В предложении «Я посадил цветы» местоимение Я? (Да).

Посмотрите, какой добрый цветок получился! А получился он благодаря вашей дружной работе. Попробуй над цветами наклониться, Но только чтоб не рвать и не срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.

VIII. Рефлексия. И если наш сегодняшний урок помог вам не только получить новые знания по теме урока, но и стать чуть добрее, возьмите цветы, которые вы сделали , и прикрепите их на полянку.



11. Итог урока. Рефлексия.

Закончите предложения:

• Я сегодня узнал…

• Я научился…

• Я рад…..

• Мне было тяжело…



Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!