Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
Ардонская средняя общеобразовательная школа
Города Клинцы Брянской области
Конспект урока по русскому языку
во 2 классе
«Местоимение»
подготовила
учитель начальных классов
Ахремцева Наталья Николаевна
Русский язык 2 класс. УМК «Школа России»
(Учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий)
Тема: Местоимение.
Цель: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о местоимении, для формирования морфологических умений и понятий, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи:
1. Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию понятия о местоимении как части речи, его значении, употреблении в речи.
2. Развивающие: содействовать развитию у детей умения определять местоимение, отличать его от других частей речи, развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, сравнивать и обобщать; закреплению и актуализации ранее изученного материала.
3. Воспитательные: средствами учебного занятия создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной и фронтальной работы; для воспитания трудолюбия , ответственности за выполняемую работу , за продукты собственной деятельности , аккуратности, настойчивости, самостоятельности , активности.
4. Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, создание положительного эмоционального микроклимата, проведение физминуток.
Планируемые результаты
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «совместный труд», «терпение», «уважение к мнению одноклассников»; проявлять интерес к изучению русского языка , понимать и принимать личностный смысл обучающихся к изучению темы, языка ; осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной учебной деятельности; формирование мотивации к обучению и познанию у младших школьников, ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой имеющийся жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предположения.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы одноклассникам, оформлять свои мысли в устной и письменной форме; следовать инструкциям, алгоритму,, высказывать и аргументировать свою точку зрения ; адекватно реагировать на замечания учителя и одноклассников.
Предметные: умение определять местоимение; отличать его от других частей речи, находить в тексте, употреблять в речи; осознанно выстраивать речевые высказывания в устной форме, умение соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения, умение применять правила правописания и пунктуации в письменной речи.
Основные понятия: речь, части речи, местоимение.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Образовательные ресурсы: Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: УМК «Школа России», В. П. Кананкина, В. Г. Горецкий., карточки.
Организация пространства: индивидуальная работа, парная работа , фронтальная работа.
Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: Подравнялись все.
УЧЕНИКИ: Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке
Слушаем ,запоминаем
Ни минуты не теряем.
Учитель: В волшебный город
С тобой пойдем,
Всех, кто нам дорог,
С собой позовем.
Волшебник добрый
Там примет нас.
Вперед, в дорогу
И в добрый час.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у Вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, линейка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию.
У: Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте,
И на уроке не зевайте.
Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!». Как вы его понимаете?
О: Сегодня на уроке мы будем учиться открывать новые тайны, узнаем много нового и интересного.
У: Сегодня на уроке мы откроем еще одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, откройте тетради, запишите число, классная работа.
4. Актуализация умений и знаний.
1. Минутка чистописания:
У: Чтобы в наших тетрадях был порядок, я предлагаю наш урок начать с минутки чистописания. Чтобы узнать, какую букву будем сегодня прописывать, отгадайте загадку.
Эта буква – это слово,
В путь всегда оно готово.
О себе рассказ начнешь,
Вот ее и назовешь.
Я
Дайте характеристику этой буквы.
Я Яя яя
Яша яма
Яша копает глубокую яму.
Записать строчки. Подчеркнуть главные члены, выделить гласные и согласные звуки.
2. У: Что такое речь?
О: Речь – это все то, что мы говорим, слышим, пишем.
У: Какие части речи вы знаете?
О: Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
У: Верно. Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим ваши знания. Посмотрите на доску, как вы думаете, что вам необходимо сделать?
О: Нужно распределить слова по частям речи.
УЧИТЕЛЬ: -Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?
У: Сейчас мы отправимся на рыбалку.
Карточки со словами: ручьи, теплый, бегут, я, мы, светит, солнце, ты, яркое, звонкие, вы, дует, ветерок, птицы, весёлые, поют.
- Задание: 1 ряд – выписать имена сущ - ные, 2 ряд – имена прил – ные, 3 ряд – глаголы.
Ручьи тёплый бегут
солнце весёлый светит
птицы яркое дует
ветерок звонкие поют
(У доски 3 ученика распределяют слова по группам. Остальные – в тетрадях.)
- Кто выполнил задание верно? У кого есть ошибки?
- Что такое имя сущ-ное? Имя прил – ное? Глагол?
- Составьте предложения с этими словами.
(1. Светит яркое солнце. 2. Дует теплый ветерок. 3. Бегут звонкие ручьи. Поют весёлые птицы.)
У: Почему вы распределили не все слова?
О: Потому что они не относятся ни к одной из групп.
У: Мы употребляем эти слова в речи?
О: Да.
У: Могли бы обойтись без них?
О: Нет.
У: С чем мы сегодня познакомимся на уроке?
О: Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи.
У: Что нового узнаем?
О: Узнаем о новой части речи.
5. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Какое сейчас время года?
О: Весна.
У: Вместе с весной к нам возвращаются из теплых стран наши пернатые друзья. Кто это?
О: Птицы.
У: К нам сегодня урок тоже прилетела птичка. Посмотрите, вы узнали ее? Что это за птица?
О: Ласточка.
У: Наша птичка прилетела не одна, она принесла с собой послание. Поднимите руку, кто хочет узнать, что в этом послании.
У: Ласточки - перелетные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из теплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы.
Прочитайте внимательно текст. Что интересного вы заметили?
О: Постоянно повторяется слово ласточки.
У: Можем мы заменить это слово?
О: Да.
У: Замените его, что у нас получилось?
О: Ласточки – перелетные птицы. С приходом весны они возвращаются их теплых стран. У них скоро появятся птенцы.
У: Слова какой части речи мы заменили в тексте?
О: Имя существительное.
У: Как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного?
О: Местоимение.
У: Верно. Как вы считаете, почему местоимение получило такое название?
О: Потому что они употребляются вместо имени существительного.
У: Верно. Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.
У: У вас на столах лежат карточки с текстами, прочитайте их про себя.
Прочитайте вслух.
О: Помидор - овощ. Помидоры бывают зелеными, красными, желтыми. Помидоры содержат много витаминов.
Он – овощ. Они бывают зелеными, красными, желтыми. Они содержат много витаминов.
У: О чем говорится в первом тексте?
О: О помидорах.
У: О чем говорится во втором тексте?
О: Тоже о помидорах.
У: Вместо каких слов употреблены слова он, они?
О: Вместо слов помидор, помидоры.
У: Место какой части речи заняли эти слова?
О: Место имени существительного.
У: Как называются эти слова?
О: Местоимения.
6. Открытие новых умений, знаний.
Работа с учебником.
Выполнение упражнений по алгоритму:
1.Прочитайте задание;
2. Как вы его понимаете, что надо сделать;
3.Выполните задание устно;
4. Выполните задание письменно;
5. Самопроверка;
6.Взаимопроверка;
7. Самоанализ, анализ
У: Откройте учебник на странице 100. Прочитайте упражнение 171. Что необходимо сделать?
О: Надо прочитать отрывок из сказки, назвать название сказки. Сказать, с какой целью автор использует выделенные слова. На что указывает слово он? Кто себя называет словом я? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? Вместо каких имен существительных употребляется слово они? Списать диалог, вставляя пропущенные слова.
У: Прочитайте правило на странице 101 про себя. Теперь прочитайте вслух.
7. Физминутка
У: Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.
Мы сначала всем в ответ головой покрутим: нет!
Энергично как всегда, головой покажем: да!
Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова.
Для начала мы с тобой крутим только головой.
Корпусом вращаем тоже. Это мы конечно сможем.
8. Открытие новых умений, знаний (продолжение).
У: Прочитайте упражнение 172. Что нужно сделать?
О: Нужно подготовить ответ на вопрос: что такое местоимение? Привести примеры. Выписать из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их.
У: Хорошо. Ученик выходит к доске, остальные пишут в тетради.
У: Прочитайте упражнение 173. Как вы его понимаете? Что необходимо сделать?
О: Надо прочитать, определить главную мысль стихотворения, списать стихотворение. Определить какой частью речи являются выделенные слова? Подчеркнуть эти слова.
У: Выполним задание устно, потом запишите в тетрадь.
9. Закрепление открытых умений, знаний.
Индивидуальные карточки.
1. Местоимение – это часть речи, которая:
а) указывает, что делать
б) обозначает предмет, и отвечает на вопросы кто? что?
в) указывает на предметы, но не называет их
г) указывает на предметы и называет их
2. Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это:
а) имена существительные
б) местоимение
в) имена прилагательные
г) предлог
3. Укажи строчку, в которой записаны только местоимения
а) у, он, за, день, я
б) около, вы, один, час
в) вместе, она, над, в
г) они, ты , мы, оно
4. Укажи местоимение, которым можно заменить слово солнце:
а) она б) они в) оно г) он
5. Укажи количество местоимений в предложениях:
Я, ты, он, она!
Вместе целая страна,
Вместе – дружная семья!
В слове «мы» - сто тысяч «я».
а) 4 б) 6 в) 5 г) 7
6. Какое местоимение пропущено? Я, он, ты, мы, она, оно, они
а) они б) вы в) мы г) ты
7. Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения
… играю … играем … играешь … играют
10. ИТОГ УРОКА.
У: Ребята, с чем вы познакомились сегодня на уроке ?
О: С местоимением.
У: Что такое местоимение?
О: Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.
У: На какие вопросы отвечает местоимение?
О: Местоимение отвечает на вопрос кто?
Игра «Топай-хлопай» поможет подвести итог всему, что узнали о местоимении.
Если на мой вопрос ответ ДА – хлопаем, а я прикрепляю лепесток, если НЕТ – топаем, а я прикрепляю листик.
1. Местоимение – это часть речи? (Да).
2. Местоимение называет предметы? (Нет).
3. Местоимение указывает на предметы? (Да).
4. Местоимение употребляется вместо имён существительных? (Да).
5. Местоимение употребляются вместо глаголов? (Нет).
6. Вы – это слово – местоимение? (Да).
7. Местоимения отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? (Нет).
8. Она – это слово – местоимение? (Да).
9. В предложении «Я посадил цветы» местоимение Я? (Да).
Посмотрите, какой добрый цветок получился! А получился он благодаря вашей дружной работе. Попробуй над цветами наклониться, Но только чтоб не рвать и не срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.
VIII. Рефлексия. И если наш сегодняшний урок помог вам не только получить новые знания по теме урока, но и стать чуть добрее, возьмите цветы, которые вы сделали , и прикрепите их на полянку.
11. Итог урока. Рефлексия.
Закончите предложения:
• Я сегодня узнал…
• Я научился…
• Я рад…..
• Мне было тяжело…
Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!