Урок – обобщение по теме: «Имя существительное» (2 класс).
Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся знания об имени
существительном, закрепить умение применять теоретические знания при выполнении практических заданий.
Задачи: формировать личностные УУД: чувство гордости за свою Родину, доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат;
Цель: формирование универсальных учебных действий при закрепление
познавательные УУД: развивать умение структурировать знания, навыки смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний, овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, отнесения к известным понятиям, осознанно применять теоретические знания на практике;
регулятивные УУД: учить ставить учебную задачу и стремиться к её выполнению, прогнозируя и контролируя результат;
коммуникативные УУД: развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие в группе сверстников и с взрослыми, выражать свои мысли прислушиваться к высказываниям других;
Ход урока:
Орг. момент
Прозвенел звонок весёлый, начинается урок.
Тишине откроем двери, шум оставим за дверями.
И урок начнём мы с вами.
Глазки ваши пусть не просто смотрят, а все замечают.
Ушки ваши пусть не просто слушают, а все слышат.
И не позволяйте, чтобы язычок ваш забегал вперед ума.
Желаю вам удачи и новых открытий.
Тихо девочки за парты сели,
Тихо мальчики за парты сели,
На меня все посмотрели и работать захотели.
-Каким будет наш урок, зависит от вас и от того, как вы будете помогать мне и друг другу, и соблюдать правила работы на уроке. (На доску правила).
- Сегодня вы вновь пополните свою книгу знаний. (На доску). Вместе мы сможем преодолеть все трудности. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. Итак, за работу!
Минутка красивого письма. СсьУуЩщЕеьСсТтВвьИиьТеЛльНньОоЕеь
- Какая буква лишняя. Почему?
- Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они? (Правильная посадка, положение тетради и ручки)
- Спишите буквы, которые обозначают звуки с красной строки.
- Много с буквами хлопот
Уж такой они народ
А когда с умом, толково
Их поставишь в чёткий ряд
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
- Соедините все строчные буквы и запишите с красной строки.
- Кто может определить тему нашего сегодняшнего урока (На доску/ Тема. «Обобщение. Имя существительное».)
- Чтобы урок наш оказался продуктивным, полезным поставьте для себя цель. (На доску/Цель)
- Цель поставлена, можем продолжать работу. Ребята, когда я вчера готовилась к уроку мне встретились слова великого русского писателя и филолога, которые меня заставили задуматься….
Обобщение и систематизация знаний об имени существительном.
Работа с эпиграфом
Прочитаем эпиграф к уроку (На доску) –
«Имя существительное – это хлеб языка»
(Лев Успенский).
- Как вы их понимаете. Почему писатель назвал имя существительное «хлебом» языка? ( имя существительное – самая важная и богатая часть речи; как мы без хлеба не можем жить, так и без имени существительного не можем общаться).
Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Более 40% всех слов в русском языке – имена существительные.
С помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и многое другое. Мы тоже сегодня на уроке поработаем с пейзажными зарисовками, только зимними. Ведь за окнами еще самая настоящая. зима!
- А вы хорошо знакомы с этой частью речи. Давайте проверим.
«Блиц-турнир».
- Отвечай быстро и чётко:
Часть речи, обозначающая признак предмета…
Часть речи, обозначающая предмет (имя существительное).
Имя существительное отвечает на вопросы…(кто? что?)
В предложении имя существительно выражено….. (подлежащим)
Имена существительные бывают…(одушевлённые и неодушевлённые).
Имена существительные изменяются по…(числам).
Имена существительные, обозначающие 1 предмет стоят в …(ед.числе).
Когда имена существительные употребляются во множественном числе?(когда называют 2 или несколько предметов).
К собственным именам существительным относятся? (имена, отчества , фамилии людей, клички животных, географические названия и т.д.).
Все остальные имена существительные относятся к (нарицательным).
- Итог.
- Самыми активными у нас были…..
- Подведём итог. Дайте определение имени существительному.
Словарная работа. Игра «Замени, одним словом».
По лексическому значению слова, определите о чём или о ком идёт речь. Запишите, подчеркните орфограммы, поставьте ударение.
Но, так как мы сегодня должны показать все знания по имени существительному, вы должны будете распределить слова в три столбика. Можеи быть из вас мне кто нибудь поможет и подскажет, на какие три столбика мыможем разделить все имена существительные.
Ж. р. М. р. Ср.р.
Записываем только имена существительные.
Помещение, приспособленное для розничной продажи товаров; большая лавка. /Магазин
Основной приём пищи, еда (обычно в середине дня). /Обед
Скопление в атмосфере водяных паров или ледяных кристаллов в виде массы плотного тумана. /Облако
Совместно, дружно, нераздельно, неразлучно, вообще, сообща, бок о бок... /Вместе
Пространство между двумя рядами домов в населенных пунктах для проезда и прохода; два ряда домов с проездом, проходом между ними. /Улица
Плод некоторых деревьев и кустарников со съедобным ядром и крепкой скорлупой. /Орех
Это лиственное дерево с тонкими веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками. Раньше в языке существовало слово «бер», что значит «светлый, белый, ясный»./ Берёза
Топкое место со стоячей водой, а в переносном значении о застое, косности – обывательское место./ Болото
- Ребята, а какое слово вы не взяли? Почему?
- Ребята, а что вам помогло правильно определить род им. существ.
- К нам поступила шифрограмма от…...Отгадайте от кого?
- А что такое шифрограмма?
- работаем в прае
Шифрограмма.
На каждом столе карточка:
ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП
ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ
БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ
- Положите перед собой карточку, внимательно изучите. В предложенном наборе букв найдите всего 6 слов. В каждой строке вы найдёте только два слова и обведите их.
Проверка:
-Какие слова нашли в первой строчке? (вьюга, зверёк)
- Назовите орфограммы? (разделительный «ь» и безударная гласная «е», проверочное слово «зверь»)
- Во второй строчке? (сугроб, рыбка) (орфограммы: парный согласный на конце –сугробы, в середине слова- рыба)
- В третьей строчке? (лисички, трава) (безударные гласные-лисы, травы, ЧК без ь знака)
- На какие две группы можно разделить эти слова? (одушевлённые и неодушевлённые)
1в. запишет в столбик одушевлённые существительные.
2в. запишет в столбик неодушевлённые существительные.
Подчеркните орфограммы.
Взаимопроверка.
- Кто справился с заданием? Поднимите руку.
- Ребята, какие знания помогли вам справиться с этим заданием? (Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос - кто?, неодушевлённые отвечают на вопрос – что?)
- Ребята, а почему вы слово лисички отнесли к одушевлённым существительным и не к неодушевлённым?
- Никаких вопросов не возникло? (лисички - одуш. и неодуш.) КАРТИНКА НА ДОСКУ. – Как называются такие слова? (многозначные)
-Как можно доказать? (составить предложение). Составьте и запишите свои предложения. (Послушать 2-3 предложения)
-Что это за странный звук? Что случилось?
- К нам сегодня поступило срочное сообщение!
Давайте его прочитаем. ( один из учащихся читает его)
-Внимание! Внимание!
Потерялась часть речи!
Просим помощи!
Царство Морфологии.
- Посмотрите, к вам то же прилетели сообщения. Прочитайте их внимательно.
Пришла_________ . Выпал пушистый __________ . Закружились в воздухе_________ . На окнах мороз нарисовал _________ .
- Что нам необходимо сделать.
Работаем тихо, работаем дружно.
И выполняем, всё, что нужно.
- Проверка. / Разбор предложения по членам.
Итог урока.
- Наш урок подходит к концу.
-О какой части речи мы говорим сегодня на уроке?
- Все ли мы вспомнили и повторили об имени существительном как части речи.
-А сейчас мы обобщим наши знания, соединим их в одно целое, для этого мы составим кластер.
- Каким будет ключевое слово нашего кластера? (Имя существительное)
Я предлагаю вам составит кластер, обобщив наши знания полученные сегодня на уроке. (У детей на парте лежат карточки/ (часть речи, кто?, что?, предмет, явление природы, состояние, чувства, одушевленное, неодушевленное, нарицательное, собственное, со строчной буквы, с заглавной буквы, единственное число, множественное число, признак предмета, настоящее время)
- Все ли мы использовали слова? Почему?
Вот подведён итога урок, но все ли вы были внимательны, активны, всё ли вы поняли за этот урок. Заглянем в нашу книгу знаний и посмотрим, кому удалось её пополнить.
Если вам на уроке было всё понятно, вы со всем справились. Всё отлично! Зелёный.
Сомневаюсь! Есть вопросы! Голубой
Не справился! Было трудно! Оранжевый.
Домашнее задание.
Учитель:
- А чтобы отлично разбираться в теме «Имя существительное» предлагаю выполнить д/з по желанию:
- На «5» составить рассказ на тему «Зимние забавы», используя слова: зима, ребята, каток, Оля, Маша, Марина, Наташа, Никита, Андрей, Сергей, Рома, снеговик
- На «4» стр.51 упр.87
- На «3» выписать из орфографического словаря в конце учебника 5 одушевленных и 5 неодушевленных имен существительных.
Д/з по желанию: - На «5» составить рассказ на тему «Зимние забавы», используя слова: зима, ребята, каток, Оля, Маша, Марина, Наташа, Никита, Андрей, Сергей, Рома, снеговик - На «4» стр.51 упр.87 - На «3» выписать из орфографического словаря в конце учебника 5 одушевленных и 5 неодушевленных имен существительных. |
Д/з по желанию: - На «5» составить рассказ на тему «Зимние забавы», используя слова: зима, ребята, каток, Оля, Маша, Марина, Наташа, Никита, Андрей, Сергей, Рома, снеговик - На «4» стр.51 упр.87 - На «3» выписать из орфографического словаря в конце учебника 5 одушевленных и 5 неодушевленных имен существительных. |
Д/з по желанию: - На «5» составить рассказ на тему «Зимние забавы», используя слова: зима, ребята, каток, Оля, Маша, Марина, Наташа, Никита, Андрей, Сергей, Рома, снеговик - На «4» стр.51 упр.87 - На «3» выписать из орфографического словаря в конце учебника 5 одушевленных и 5 неодушевленных имен существительных. |
Д/з по желанию: - На «5» составить рассказ на тему «Зимние забавы», используя слова: зима, ребята, каток, Оля, Маша, Марина, Наташа, Никита, Андрей, Сергей, Рома, снеговик - На «4» стр.51 упр.87 - На «3» выписать из орфографического словаря в конце учебника 5 одушевленных и 5 неодушевленных имен существительных. |
Д/з по желанию: - На «5» составить рассказ на тему «Зимние забавы», используя слова: зима, ребята, каток, Оля, Маша, Марина, Наташа, Никита, Андрей, Сергей, Рома, снеговик - На «4» стр.51 упр.87 - На «3» выписать из орфографического словаря в конце учебника 5 одушевленных и 5 неодушевленных имен существительных. |
Д/з по желанию: - На «5» составить рассказ на тему «Зимние забавы», используя слова: зима, ребята, каток, Оля, Маша, Марина, Наташа, Никита, Андрей, Сергей, Рома, снеговик - На «4» стр.51 упр.87 - На «3» выписать из орфографического словаря в конце учебника 5 одушевленных и 5 неодушевленных имен существительных. |
Д/з по желанию: - На «5» составить рассказ на тему «Зимние забавы», используя слова: зима, ребята, каток, Оля, Маша, Марина, Наташа, Никита, Андрей, Сергей, Рома, снеговик - На «4» стр.51 упр.87 - На «3» выписать из орфографического словаря в конце учебника 5 одушевленных и 5 неодушевленных имен существительных. |
Д/з по желанию: - На «5» составить рассказ на тему «Зимние забавы», используя слова: зима, ребята, каток, Оля, Маша, Марина, Наташа, Никита, Андрей, Сергей, Рома, снеговик - На «4» стр.51 упр.87 - На «3» выписать из орфографического словаря в конце учебника 5 одушевленных и 5 неодушевленных имен существительных. |
Пришла_________ . Выпал пушистый __________ . Закружились в воздухе_________ . На окнах мороз нарисовал _________ . | Пришла_________ . Выпал пушистый __________ . Закружились в воздухе_________ . На окнах мороз нарисовал _________ . |
Пришла_________ . Выпал пушистый __________ . Закружились в воздухе_________ . На окнах мороз нарисовал _________ . | Пришла_________ . Выпал пушистый __________ . Закружились в воздухе_________ . На окнах мороз нарисовал _________ . |
Пришла_________ . Выпал пушистый __________ . Закружились в воздухе_________ . На окнах мороз нарисовал _________ . | Пришла_________ . Выпал пушистый __________ . Закружились в воздухе_________ . На окнах мороз нарисовал _________ . |
Пришла_________ . Выпал пушистый __________ . Закружились в воздухе_________ . На окнах мороз нарисовал _________ . | Пришла_________ . Выпал пушистый __________ . Закружились в воздухе_________ . На окнах мороз нарисовал _________ . |
Пришла_________ . Выпал пушистый __________ . Закружились в воздухе_________ . На окнах мороз нарисовал _________ . | Пришла_________ . Выпал пушистый __________ . Закружились в воздухе_________ . На окнах мороз нарисовал _________ . |
Пришла_________ . Выпал пушистый __________ . Закружились в воздухе_________ . На окнах мороз нарисовал _________ . | Пришла_________ . Выпал пушистый __________ . Закружились в воздухе_________ . На окнах мороз нарисовал _________ . |
Пришла_________ . Выпал пушистый __________ . Закружились в воздухе_________ . На окнах мороз нарисовал _________ . | Пришла_________ . Выпал пушистый __________ . Закружились в воздухе_________ . На окнах мороз нарисовал _________ . |
Пришла_________ . Выпал пушистый __________ . Закружились в воздухе_________ . На окнах мороз нарисовал _________ . | Пришла_________ . Выпал пушистый __________ . Закружились в воздухе_________ . На окнах мороз нарисовал _________ . |
ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ | ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ | ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ |
ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ | ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ | ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ |
ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ | ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ | ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ |
ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ | ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ | ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ |
ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ | ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ | ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ |
ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ | ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ | ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ |
ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ | ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ | ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ |
ПАМЯТКА
Когда я говорю, все слушают и стараются понять меня.
Когда говорит другой, я слушаю и стараюсь понять его.
Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные