Тема урока: «Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени»
Цели деятельности учителя: совершенствование умения образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать окончания глаголов единственного числа.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: что глаголы в форме прошедшего времени единственного числа изменяются по родам и имеют окончания "а", "о" и нулевое окончание;
Уметь: образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать родовые окончания глаголов единственного числа.
Личностные:
способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
проводить самооценку своих действий;
развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
I.Организационный момент
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Только тот, кто много знает
-В жизни что-то достигает!
Я желаю вам на уроке получить хорошие и крепкие знания. Не лениться и быть внимательными.
II.Актуализация знаний
1.Словарно-орфографическая работа -Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Ребята, посмотрите на экран. На экране представлены слова с пропущенными буквами, ваша задача списать, вставляя пропущенные буквы:
- Б.седа, д.ректор, п.ссажир, пут.шествие, п.ртрет, т.варищ, х.зяйство., ф.милия, эл.ктричество.
- Подчеркнуть букву - А сейчас возьмите в руки карандаш, посмотрите на экран, сравните, верно ли вы вставили букву.
- Если слово написано верно, поставьте рядом с ним плюс, если допущена ошибка – минус. 2. Самоопределение к деятельности
- Послушайте стихотворение.
Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся.
Отдёрнул, зажмурился, встал, потянулся.
Взглянул, причесался, намылил, умылся.
Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился.
- Чем интересно это стихотворение? (Оно состоит только из глаголов.)
-В каком времени употреблены глаголы? Докажите свое мнение.(В прошедшем, так как они отвечают на вопросчто сделал?)
-Сформулируйте тему урока и задачи урока. (Правописание глаголов в прошедшем времени .Мы должны повторить всё, что нам известно о глаголах в прошедшем времени и узнать о них новые сведения.)
- Соберём уже известную информацию о глаголе.
Дополните фразу……..
- глагол это ... /самостоятельная часть речи/
- которая обозначает ... /действия предметов/
- отвечает на вопросы .../что делать? что сделать?/
- назовите суффиксы глаголов неопределённой формы(-ть-, -ти-,)
-в настоящем времени глагол отвечает на вопрос ( что делаю ?,..ем,…ет,
…ете, …ют)
-в будущем времени отвечает на вопрос (что сделаю, что сделаешь, что буду делать?)
-в прошедшем времени глагол отвечают на вопросы(что делал ,.. ла,.. ло, ..ли )
III.Постановка учебной задачи
На этом уроке мы сможем понаблюдать за изменением глаголов прошедшего времени.
1. Подбери предмет к глаголу :
( самолёт, привидение, ракета)
улетело, улетела, улетел -Как определить род глагола в прошедшем времени?
Вывод:
Род глаголов в прошедшем времени единственного числа определяется по роду существительного, с которым он связан..
IV.Открытие нового знания .
1. Образуйте глаголы прошедшего времени единственного и множественного числа
М.р. Ж.р. с.р. мн.ч.
Дышал дышала дышало дышали
- Что интересного вы заметили? ( Глагол прошедшего времени в единственном числе изменяется по родам –м.р.,ж.р.,ср.
Откроем учебник на стр. 109 и прочитаем правило.
Узнаем правильный ли вывод мы сделали или нет.
2. Самостоятельная работа (по вариантам)
Образовать глаголы прошедшего времени единственного и множественного числа. (по 3 слова:
1 в. – ходить, светить, пасти;
2 в. – смотреть, рисовать, нести;)
Проверка:
м.р. ж.р. ср.р. мн.ч
Ходил ходила ходило ходили Светил светила светило светили пас пасла пасло пасли
Смотрел смотрела смотрело смотрели рисовал рисовала рисовало рисовали нёс несла несло несли
- Что интересного вы заметили?
Что происходило с глаголом ?
Как он изменялся ?( Глагол прошедшего времени в единственном числе изменяется по родам –м.р.,ж.р.,ср. И ПО ЧИСЛАМ !) -А с глаголом во множественном числе произошли изменения? (НЕТ)
- Какой вывод можно сделать ? ( Во множественном числе глаголы по родам не изменяются.
V.Первичное закрепление .
1.Найди ошибку:
– Ребята, Дениска написал своему другу вот такое письмо.
Вчера после школы я делать уроки. Потом я гулять с друзьями и играть в компьютер.
– Правильно ли написал Дениска? ( нет)
– Давайте поможем ему исправить текст. (УЧЕНИКИ ОВЕЧАЮТ )
– В какое время вы поставили глаголы? ( прошедшее)
( Я после ответа учеников вешаю табличку )
ДЕЛАТЬ_ – делал_ – Выделим корень и суффикс
ГУЛЯТЬ_ – гулял_
ИГРАТЬ_ – играл_
– С помощью чего образуется форма прошедшего времени?
( Форма прошедшего времени образуется при помощи суффикса «Л»)
2. Работа по учебнику.
- Проверим свои предположения в учебнике. Откройте стр. 110
Прочитаем правило .( Дети читают )
- Что нового вы узнали из правила ? ( Суффикс -Л- в основу не входит )
ДЕЛАТЬ_ – делал_ – Выделим основу.
ГУЛЯТЬ_ – гулял _ ( Ученик выделяет основу )
ИГРАТЬ_ – играл_
- Для чего мы с вами выполняли это задание ?(Для того чтобы узнать какой секрет есть у глаголов прошедшего времени , глаголы прош. врем. Образуются при помощи суффикса «Л», и в основу слова он не входит ).
Динамическая пауза. Ну а сейчас мы с вами немного отдохнем.
Потрудились - отдохнуть,
Нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаем,
Выполним движения.
- Я буду называть глаголы.
Настоящее время – руки вверх, будущее – на плечи, прошедшее – на пояс. Приготовились.
Прыгает,(н.в.), ловил,( п.в.) нарисует, (б.В.)говорит, (н.в.)сторожил,(п.в) светит,(н.в) играл(п..в.), пойдёт( б.в), сидит (н.в.), читал.( п.в.)
3.Работа в парах.
- Давайте повторим правила работы ( Слушаем друг друга. Не перебиваем. Говорим тихо.)
4. Работа с учебником.Стр. 111 упр. 234
Задание:
1. Списать, вставить пропущенные окончания глаголов.
2. У глаголов прошедшего времени выделить суффикс, окончание, основу.
- Оцените свою работу:
- У кого нет ошибок , поставьте себе «5»
- У кого одна ошибка «4»
- У кого больше, в следующий раз будьте более внимательны..
VII.Закрепление изученного.
- Итак, давайте обобщим все что мы узнали на уроке.
-Какую тему проходили? ( Правописание глаголов в прошедшем времени)
- Назови временные формы глагол? (Наст.вр., буд. вр., прош.вр. ) - Вопросы глаголов прошедшего времени.(Что делал? Что сделал? )…
-Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (По числам, временам, в ед. числе по родам
-Формообразующий суффикс глаголов прошедшего времени (-л-)
- Родовые окончания глаголов прошедшего времени? (- а , нулевое , - о) -Как определить род глаголов прошедшего времени? (по существительному)
VIII.Рефлексия.
- Сейчас мы с вами закончим предложение:
Сегодня на уроке я узнал ………
Сегодня я научился ……..
Сегодня я закрепил ………
Я оцениваю свою работу на….
Шкала моей оценки: высокий уровень, средний уровень , низкий уровень.
-Ребята, мне урок тоже понравился, вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. Молодцы!
IX. Домашнее задание Стр. 110 № 232 – выполнить, пользуясь таблицей; выучить правило на стр. 109, 110.
Спасибо за урок!
У нас с вами осталось время и я предлагаю вам поиграть.
1. -Игра «Кто самый внимательный?» ( Много времени)
- Вам нужно выписать в тетрадь как можно больше глаголов.
Лежало на пути бревно, И то бревно перешагнул.
Мешало путникам оно. А третий путник промолчал.
Один сказал: - Нехорошо! Он с виду был и хил и мал.
Сказал и знай себе пошёл. Он молча скинул полушубок
Второй взглянул, потом вздохнул И в сторону бревно убрал.
Сколько глаголов вы выписали ? ( 11 или 12… глагол сказал повторяется 2 раза
Игра “Глагольный футбол”.
-Если услышите глагол, хлопните в ладоши.
Не заметил глагол – значит пропустил гол!
ВЫТИРАЕТ, ПОДМЕТАЕТ, ЗАШИВАЛ, ПОЛИВАЛ, ЗАЖЕГ, ФЛАЖОК,
ДРУЖОК, ПОВРЕДИЛ, КРОКОДИЛ, БОБЁР, ШАХТЁР, КОВЁР, УТЁР,
КОСТЁР, ОТТЁР, НАВЁЛ, ОСЁЛ....
ДЕЛАТЬ_ – делал_
ГУЛЯТЬ_ – гулял _
ИГРАТЬ_ – играл_