СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме «Рассказ на основе услышанного»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1) ознакомить учащихся с тем, как строится рассказ на основе услышанного; научить учащихся писать рассказы на основе услышанных историй, рассказов.

2) способствовать развитию навыков устной и письменной речи;

3) содействовать воспитанию нравственных качеств: любви к ближнему, чувства патриотизма.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: «Русская речь. Развитие речи. 7 класс» Е.И.Никитина, схема «Композиция рассказа на основе услышанного».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме «Рассказ на основе услышанного»»

Тема урока: «Рассказ на основе услышанного»

Цели урока: 1) ознакомить учащихся с тем, как строится рассказ на основе услышанного; научить учащихся писать рассказы на основе услышанных историй, рассказов.

2) способствовать развитию навыков устной и письменной речи;

3) содействовать воспитанию нравственных качеств: любви к ближнему, чувства патриотизма.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: «Русская речь. Развитие речи. 7 класс» Е.И.Никитина, схема «Композиция рассказа на основе услышанного».


План урока

1

Вступительное слово учителя

1

2

Опорное повторение (что такое текст, завязка, кульминация, развязка, проверка домашнего задания)

12

3

Развитие речи учащихся (беседа, работа со схемой, учебником)

15

4

Закрепление материала ( упражнения №№ 49, 54)

14

5

Домашнее задание

1

6

Итог урока (обобщение и выводы)

2


Ход урока:

Вступительное слово учителя: Ребята, вам, наверное, приходилось слышать какие-либо рассказы взрослых о себе, о годах детства, каких-либо случаях из их жизни. Иногда писатели создают свои произведения на основе таких услышанных в жизни историй. При этом мастера слова нередко рассказывают о том, как, при каких обстоятельствах они услышали тот или иной рассказ, и готовят читателя к той истории, о которой речь пойдёт дальше. Тема нашего сегодняшнего урока «Рассказ на основе услышанного»

Ученики записывают в тетради число и тему урока

Проверка домашнего задания: § 147, упр. 332 (4-9), упр. 523

Упражнение 332

4. Вокруг «Ермака» падали снаряды – то в недолёт, то в перелёт.

5. Я торопился: не хотел опаздывать на встречу друзей.

6. Дождь шёл в продолжение недели.

7. Вместо девяти часов утра мы выехали в два.

8. Вследствие какой-то задержки в пути лошади отстали.

9. Письма стали чем-то вроде моего дневника.

Ученики по очереди называют слова с изучаемой орфограммой.

Упражнение 523

Поделиться (впечатление) – поделиться впечатлением; рассказать (путешествие) – рассказать о путешествии; описывать (путешествие) – описывать путешествие; оплачивать (проезд) – оплачивать проезд; заплатить (проезд) – заплатить за проезд; мешать (движение) – мешать движению; тормозить (движение) – тормозить движение; игнорировать (ошибка) – игнорировать ошибку; раскаиваться (ошибка) – раскаиваться в ошибке; пожалеть (ошибка) – пожалеть об ошибке; пренебречь (ошибка) – пренебречь ошибкой; коснуться (проблема) – коснуться проблемы; затронуть (проблема) – затронуть проблему; оперировать (данные) – оперировать данными; разъяснить (политика) – разъяснить политику; настаивать (своё решение) – настаивать на своём решении; указать (недочёты) – указать на недочёты; предостеречь (опасность) – предостеречь от опасности; предупредить (опасность) – предупредить об опасности.

Учитель: Ребята, давайте рассмотрим композицию рассказа на основе услышанного (На доске изображена схема композиции рассказа).



Кульминация


Завязка Развязка

Вступление Заключение

Где, когда, почему и с кем это случилось Какой след оставил этот

случай в памяти?

Чему он научил?

Ученики зарисовывают схему в тетрадь, пользуясь записью на доске или учебником.

Учитель: Ребята, рассказ на основе услышанного начинается с введения. Это необходимо для того, чтобы подготовить читателя к восприятию рассказа, то есть предварительно пояснить в нём такие детали, без знания которых понять рассказ по-настоящему нельзя. Введение объяснит, где, как и почему автор узнал о том, что произошло с героями рассказа, во введении характеризуется, если это необходимо, сам рассказчик. Скажите, что такое завязка?

Ученики: Завязка – это событие, знаменующее начало развития действия.

Учитель: теперь давайте вспомним, что такое кульминация и развязка.

Ученики: Кульминация – это момент наивысшего действия. Развязка – это заключительный момент в развитии действия.

Учитель: выполним упражнение 49 на странице 43.

Ученики выполняют упражнение 49, 1-3 задание.

Учитель: ребята, что вы узнали из введения о герое рассказа, кто он?

Ученики: герой рассказа – Зинаида Константиновна Иванова. В войну она была связисткой, дочерью полка: на фронт попала в 1942 году, когда ей было всего-навсего 14 лет, служила в 377-й дивизии. В солдатских сапогах, с тяжёлым карабином на одном плече, с катушкой и телефоном – на другом, она прошагала всю войну, до Победы. У Зинаиды Константиновны много боевых наград.

Учитель: Ребята, где и когда была рассказана эта история?

Ученики: Данная история была рассказана на утреннике, посвящённому Дню Победы, куда и была приглашена Зинаида Константиновна.

Учитель: Теперь обратимся к упражнению 54 на странице 48.

Ученики читают текст.

Учитель: Что в данном тексте вы бы изменили и почему?

Ученики называют свои варианты.

Домашнее задание: ученикам предлагается написать мини-сочинение, с использованием обрамлений.

Начало

У моей бабушки я много раз видел(а) альбом. В нём хранились пожелтевшие от времени фотографии. Одна из них давно привлекала моё внимание. На ней был изображён паренёк с большими добрыми глазами и открытой улыбкой. «Кто это?» - спрашивал(а) я бабушку. И каждый раз она молча закрывала альбом и выходила из комнаты. Но сегодня она долго смотрела на меня, а потом, посадив рядом с собой, начала свой рассказ…

Конец рассказа

Закончив рассказ, бабушка вздохнула и замолчала. В глазах её была грусть.

Подведение итогов урока: сегодня мы познакомились с композицией рассказа на основе услышанного, повторили такие понятия, как вступление, завязка, кульминация, развязка и заключение.

Комментирование и выставление оценок.


Дополнительные задания (повторение)

Диктант с комментированием

По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.

В продолжение ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты4.

Музыка сопровождает человека в течение всей его жизни.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!