СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Склонение местоимений 3 лица единственного и множественного числа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по теме "Склонение местоимений 3 лица единственного и множественного числа"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Склонение местоимений 3 лица единственного и множественного числа"»

Конспект урока русского языка в 4 классе УМК «Школа России»

Тема урока: Склонение местоимений 3 лица единственного и множественного числа

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.

Цель: познакомить с изменением местоимений 3-го лица пор падежам.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по ознакомлению с местоимениями 3-го лица единственного и множественного числа, осознанию и осмыслению знаний о местоимениях, применению этих знаний в знакомой и новой учебных ситуациях.

Развивающие: способствовать развитию умения применять ранее полученные знания, закреплению изученного материала, речи, мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма; любознательности, расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову; окружающему миру, бережное отношение к окружающей среде, природе ; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: творчество, знание, человек, труд. Проявлять интерес к русскому языку, понимать и принимать правила коммуникации, осознавать значимость личной заботы об окружающем мире, осознавать значимость личностных качеств для успешности обучения, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий:

умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий:

умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ , анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Предметные: умение определять, выделять, характеризовать слова-омонимы, различать слова-синонимы и слова–антонимы; применять правила правописания, проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме ,соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.

Основные образовательные ресурсы: мультимедиа система, презентация,

учебник «Русский язык» 4 класс, часть II, В. П. Канакина, карточки с заданиями.












Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Цель: сформировать внешнюю и внутреннюю психологическую готовность у учащихся.

- Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

- Добрый день ребята! У нас урок русского языка. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебник и письменные принадлежности. Ребята, как вы считаете, почему это важно?

- Давайте настроимся на активную работу.

(Слайд 1)

Учащиеся приветствуют учителя,

проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки


Учащиеся высказывают свои предположения

Самоопределение к деятельности.

- Путешествие – дело для отважных. Сегодня мы отправимся с вами в лес. Но в лес не обычный, а в лес грамматический, где много заданий, вопросов, чудес. (слайд 2)

- Сегодня на уроке мы узнаем как склоняются личные местоимения 3-го лица. Будем учиться грамотно писать косвенные форму личным местоимений и предлоги с местоимениями.

Чистописание.

- В волшебный лес нас ведёт тропинка чистописания. Чтобы узнать какую букву мы будем писать, загадку нужно отгадать.

(слайд 3) Я – капелька лета,

На тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки. (земляника)

(Слайд 4)

(слайд 5)

- Пропишите, пожалуйста, заглавную и строчную букву З (Зз) и её соединения с другими буквами (звз, злз, зе).

(слайд 6)

- Пропишите названия ягод, изображённых на экране (земляника, малина, черника).

(слайд 7)

- С любым из этих слов составьте словосочетание «прил.+сущ.».



(слайд 8)

- Посмотрите, на нашей поляне выросли вопросы. Давайте на них ответим.

Фронтальный опрос учеников.

(слайд 9)

- Вместо какой части речи употребляются местоимения?



(слайд 10)

- Какие местоимения относятся к первому лицу?


(слайд 11)

- Какие местоимения относятся ко второму лицу?



(слайд 12)

- Какие местоимения относятся к третьему лицу?




(слайд 13)

- Что значит просклонять слово?


(слайд 14)

К нам на ветку соловей прилетел,

Он просклонять местоимения хотел.


Работа по теме урока.

- На доске у меня таблица, в которой записаны падежи (именительный, род….), вопросы к ним (так как местоимения третьего лица могут относится и к одушевлённым и к неодушевлённым предметам, поэтому все вопросы выписаны) и местоимения. Обратите внимание, что местоимения он и оно написаны вместе, т.к. они склоняются абсолютно одинаково. Давайте рассмотрим

И.п. (кто, что?) – он/оно, она, они;

Р.п. (кого, чего?) нет его, её, их;

Д.п. (кому, чему?) даю ему, ей, им

В.п. (кого, что?) вижу его, её, их

Т.п. (кем, чем?) доволен им, ею, ими

П.п. (о ком, о чём?) думаю о нёб, неё, них.

Вы, наверно, заметили, что у меня в скобках написана буква Н. Я её написала только с местоимениями он/оно, но она относится и к местоимениях она, они. Дело в том, что, если местоимение употребляется с предлогом, то при произношении местоимение начинается со звука (нь), а на письме – с буквы н:

От него, за ней, вокруг них.

Но есть три предлога, после которых звук (нь) и буква Н к местоимениям НЕ добавляется.

Давайте запишем их в тетради.

Вопреки ему

Благодаря ей Н (зачеркнуть!)

Навстречу им


- Также на прошлом уроке мы изучали, что предлоги с личными местоимениями пишутся раздельно!

Физкультминутка.

(слайд 15)

Давайте проведём физкультминутку. Пожалуйста, встаньте. Физкультминутку проведёт ….


Закрепление изученного материала. Работа по учебнику.

(слайд 16)

К нам снегирь торопится,

На урок к нам просится.

Птицам нужно помогать

И заданье выполнять.


- Упражнение 127 стр 61 Прочитайте словосочетания Определите начальную форму местоимений в каждой паре словосочетаний .

Просить его - просить за него.

Послать ей - послать к ней.

Играть ими - играть с ними.


-В чем сходство и различие местоимений в каждой паре словосочетаний?

-Запишите словосочетания. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Укажите падеж местоимений , подчеркните предлог и букву н в местоимениях.

Образец. Просить (кого?)его (в.п.), просить(за кого?) за него (в.п.).
















Учащиеся отгадывают загадку.






Учащиеся прописывают буквы.



Учащиеся прописывают слова.



Учащиеся придумывают словосочетания, записывают их. Взаимопроверка.







Местоимения употребляются вместо имени существительного.





К местоимениям первого лица относятся местоимения я, мы.



К местоимениям второго лица относятся местоимения ты,вы.



К местоимениям третьего лица относятся местоимения он, она, оно, они.


Просклонять слово – значит изменить его по падежам.































Учащиеся записывают в тетрадях.










Учащиеся встают, выполняют упражнения.





















Просить (кого?) его (В.п.), просить (за кого?) за него (В.п.).

Послать (кому?) её (Д.п.), послать (к кому?) к ней (Д.п.).

Играть (чем?) ими (Т.п.), играть (с кем?) с ними (Т.п.).

Упражнение 128 стр 61 Прочитайте

Все началось с ветки .Женя сломил ее с дерева просто так . Не успел он отойти , как его окружили ребята . Долго мальчики спорили , как поступить .Решили они Женю на первый раз простить . Женя стоял молча . Он не заплакал, но ему было стыдно.


Что обозначает выражение просто так? (бездумно, неосознанно) А как вы поступили бы на месте ребят? Можно ли исправить то, что сделал Женя?

Озаглавьте текст. Выделите в нем три части. Запишите заголовок и текст. Каждую часть пишите с красной строки.

Подчеркните местоимение. Определите число, лицо и падеж местоимений.





(слайд 17)

-Подведём итог. Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

После предлогов в местоимениях третьего лица пишется с буква Н.

Запишем домашнее задание. Упр. 128, 131.

Необдуманный поступок


Все началось с ветки. Женя сломил ее (3 л., ед.ч., В.п.) с дерева просто так.

Не успел он (3 л., ед.ч., И.п.) отойти, как его (3 л., ед.ч., В.п.) окружили ребята. Долго мальчики спорили, как поступить. Решили они(3 л., мн.ч., И.п.) Женю на первый раз простить.

Женя стоял молча. Он (3 л., ед.ч., И.п.) не заплакал но ему (3 л., ед.ч., Д.п.) было стыдно.

Женя – сущ, кто?., н.ф. –Женя , собств ., одуш., м.р., 1 –го скл .,в им.п , в ед.ч., гл.чл. подлежащее .





1