СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме: "Состав слова".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: "Состав слова".»


5 класс

Тема: "Состав слова"


Введение


Разобрать слово по составу – не всегда легкое занятие.


Значимые части слова, даже одинаковые на вид, бывают многолики, словесная “архитектура” порой аж захватывает дух; сказочная биография отдельных простеньких слов поражает; а разбор слова по состав установится нередко настоящим детективным поиском.


Перед разбором слова нужно установить “кто есть кто”: к какой части речи относится слово, является ли оно изменяемым, где основа и окончание, и все это на фоне родственных слов в сравнении с аналогичными по своему строению словами.


При разборе надо обращаться со словом бережно и “вежливо”, не спеша, шаг за шагом выделяя в нем значимые части. “Смотреть в корень” – это не только и не столько извлечение корня, сколько умение вскрыть внутреннее строение слова, правильно определить и охарактеризовать все составляющие его значимые части, показать, из чего и как оно “скроено”.


Для более прочного закрепления и обобщения знаний по теме: “Состав слова” я использовала грамматическую сказку, героями которой будут: корень, приставка, суффикс, окончание и основа. Артисты – ученики.


Цель: обобщение и углубление представлений учащихся о составе слова


Задачи:

Ввести в активный словарь учащихся понятия: состав слова, основа слова, окончание, корень, приставка, суффикс;

Развивать умения находить в словах приставки, суффиксы, корень, окончание, основу.


Оборудование: компьютеры, мультимедийная установка, презентация “Состав слова”.


Ход урока


1. Организационный момент

Учитель: Ребята, вы знаете что мы изучаем большую тему “Состав слова”. Сегодня мы подведем небольшой итог того, чему мы уже научились. На уроке мы будем работать в тетради, на карточках, на компьютере. Поэтому откройте тетрадь и запишите число, классная работа и отложите их в сторону.


2. Вступительное слово: Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес– из деревьев, речь состоит из предложений, а предложение – из слов. Слова же сделаны из своего “строительного материала” и каждая из частей вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”. Самая главная из них – корень.


3. Грамматическая сказка “Семья слов”

– Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.


– Выдели в словах корень.(Лесной, лесник, леса, лесовичок, лесничий, лес.)

– Слов без корня не бывает. Это центр слова. Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.

Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем.


Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Если речь идет о причине чего-то плохого, скажут “корень зла”. Если надо что – то основательно переделать, говорят о “коренной переработке”.


4. Вступительное слово: Для русского языка самые большие возможности предоставляет образование новых слов с помощью приставок

Продолжение грамматической сказки “Новые друзья корней”


– Долгое время на волшебной поляне жили одни корни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Совершенно случайно на поляну зашли приставки. Это были удивительные девицы. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось. Приставкам корни очень понравились, и захотели они остаться здесь жить. А так как корни были очень добрыми, то разрешили приставкам остаться. Вместе с корнями приставки стали работать в слове. Они выполняли важную работу по образованию новых слов.


Образуйте и запишите однокоренные слова с корнем лез при помощи приставок за-, по-, в-, под-, до-.


5. Вступительное слово учителя.

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы, они хоть и маленькая часть слова, но имеют свое лицо и могут многое порассказать.

Продолжение грамматической сказки “Работа суффиксов»

– Как-то на волшебную поляну заглянули суффиксы. Удалые это были ребята. Очень понравилась им поляна, и захотели они на ней остаться. Только они расположились, как вдруг появились хозяева – корни. Да, да, это была та самая волшебная поляна, которую облюбовали корни и приставки. Суффиксов они приняли хорошо. Работали корни в словах. Туда пошли работать и приставки. Они образовывали новые слова.


К словам лес, мост, дом, гриб подберите однокоренные слова с суффиксами -ок, -ик или -ник.

Выбери слова, состав которых подходит к схеме “корень, суффикс”.

(Грибок, орех, дорога, лесник.)

Помни, при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка впереди.


У. Из чего же состоят слова?

Д. Из корня, приставки, суффикса и окончания.

У. А какая часть слова самая главная? Почему?

Д. Корень. Это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных словах.

У. Вот мы и попали в гости к главной части слова.

На доске открывается плакат:

 

У. Первое задание. Прочитайте текст на доске. Вставьте подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем снег (снеж).

На доске:

 

- Напишите текст в тетрадь.

( Работа выполняется 5-6 минут. Победителем становится тот, кто справится

с работой первым. Он получает жетон.)

- Прочитайте законченный текст. Назовите среди записанных слов однокоренные имена существительные, имена прилагательные.

А теперь поиграем. Игра называется «Найди «лишнее» слово». Из ряда слов вы должны убрать «лишнее» слово.

Борьба, борец, бороться, воевать,

смешной, смешать, смешить,

учить, изучать, зубрить,

сосна, дерево, деревянный,

ветер, вихрь, безветренный,

вражда, враг, противник, вражеский.

2) Упражнение в различении приставок, их смысла и в подборе слов с различными приставками.

У. Подготовьтесь рассказать, что вы знаете о приставке как части слова? Какую работу выполняют в языке приставки?

Д. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем, при помощи приставок образуются новые слова.

У. Выполните следующее упражнение. При помощи приставок от корня ход нужно образовать и записать как можно больше новых слов.

 - Упражнение «Назовите одним словом»:

Присоединить с помощью верёвки. – Привязать.

Присоединить с помощью верёвки с ниткой. – Пришить.

Очень добрый. – Предобрый.

Как называли Кощея в русских сказках? – Бессмертный.

А царевну Елену? – Прекрасная, премудрая.

V. Физкультминутка-игра «Не ошибись, пожалуйста»

VI. Упражнения в различении и образовании слов с различными суффиксами.

У. Расскажите, что вы знаете о суффиксах.

Д. Это часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффикса образуются новые слова.

У. Посмотрите на доску, образуйте слова и запишите их.

 

- Назовите детёнышей козы, утки, лося, оленя, тигра, льва, гуся, кошки, курицы, слона, собаки, аиста.

VII. Определение роли окончаний в слове.

У. Посмотрите на доску и выберите правильное утверждение.

Д. Окончанием называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

(

Задание: найдите «третье лишнее» слово и объясните свой выбор.

1 группа- пот, потолок, потливый

2 группа- море, морщины, морской

1 группа- боль, больница, большой

2 группа- водить, вода, подводник

б) Определите способы образования данных слов:

1 группа: лесоруб (сложение)

водопроводчик (суфф.)

переход (бессуфф.)

перепрыгнуть (прист.)

МГУ (сложносокращ.)



2 группа: пароходная (суфф.)

пчеловод (сложение)

отъехать (прист.)

кресло-кровать (сложение слов)

заход (бессуфф.)



Подведение итогов, подсчет ягодок.

  1. 4 поляна- Находчивая (за каждый верный ответ выдается ягодка)

Учитель: А теперь вы попробуете из указанных мною морфем собрать слова. Кто первый справится с заданием- поднимите руку.



А) Возьмите тот же корень, что в слове «клонится».

Добавьте приставку, которая есть в слове «слезет».

Суффикс возьмите из слова «обращение».

Добавьте к слову окончание сущ. ср.рода, им.падежа (склонение)

Б) Возьмите корень из слова «полагать», приставку- из слова «приложение», суффиксы- из слова восклицательный, а окончание- из слова «числительное». Подсказка: получится слово- часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)



В) Возьмите приставку из слова «подруга», корень- из слова «игрушка», суффиксы- из слова «читал», а окончание в этом слове будет такое же, как в слове «стул» (поиграл)



Г) Это будет слово, однокоренное со словом «летчик». Добавьте к корню такую же приставку, как в слове «перепрыгнул». Оба суффикса этого слова такие, как в глаголе «слышать» (перелетать)

Подведение итогов, подсчитывание ягодок.



  1. 5 поляна- Логика.

Учитель: Ребята, на этой поляне мы с вами должны будем решить кроссворд. Все слова в этом кроссворде сложные с соединительной гласной «О».





1



с









2

11



а








3





м







4






о






5







л





6








ё




7









т





  1. Специалист по разведению садов (садовод)

  2. Локомотив с паровым двигателем (паровоз)

  3. Канал для вывода дыма из печи в трубу (дымоход)

  4. Русская народная игра-пляска (хоровод)

  5. Лес, поваленный бурей (бурелом)

  6. Летательный аппарат для перевозки людей (самолет)

  7. Огнестрельное оружие (пулемет)

Подведение итогов, подсчитывание ягодок. Победившей команде присваивается звание «Умнички».

Учитель: Ребята, все вы сегодня работали очень хорошо. Но мне очень хотелось бы, чтобы вы сегодня оценили работу своих одноклассников (Всем детям предлагается на листочках написать имена своих партнеров по команде и поставить оценки, которые, по их мнению, сегодня заслужили ребята. Учитель при выставлении оценок учитывает мнения учеников)

Сообщение и объяснение домашнего задания.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!