Конспект урока русского языка
в 4 классе Ж ("Перспектива")
Учитель Бурак Татьяна Николаевна
Урок 122.
Тема: Повторяем то, что знаем. Роль глаголов в языке.
Цели: Овладевать учебными действиями по теме урока (часть речи «глагол») и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Задачи: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе;
2) развивать умения употреблять глаголы в речи;
3) повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений; воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе.
4) развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы;
5) развивать личностные качества (мышление, внимание, общение, эмоционально-чувственное восприятие).
Планируемые результаты:
предметные:
- выбор оснований и критериев для классификации объектов;
- анализ объектов с целью выделения общих признаков;
коммуникативные:
- владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
- умение работать в паре, группе;
регулятивные:
- соотнесение результата своей деятельности с целью и оценивание его;
личностные:
- личностная рефлексия;
- способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.
I. Актуализация знаний
1. - О какой части речи идет речь?
Что без меня предметы?
Лишь названия,
А я приду -
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт. (Глагол)
II. Выявление места и причин затруднений.
Проверка домашнего задания.
1. Определить, какие части речи имеют данные грамматические значения
Грамматические значения | Часть речи |
Изменяются по числам и падежам, относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему | |
Изменяются по числам, падежам и родам (в единственном числе) | |
Изменяются по временам и числам. В прошедшем времени изменяются по родам | |
Дифференцированное задание
Грамматические значения | Часть речи |
И зменяются по числам и падежам, относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему | Имя прилагательное |
И зменяются по числам, падежам и родам (в единственном числе) | Глагол |
Изменяются по временам и числам. В прошедшем времени изменяются по родам | Имя существительное |
III. Построение проекта выхода из затруднений
1. - Какие вопросы повторили? Составить план:
1) Что такое глагол?
2) Каким членом предложения является глагол?
3) Зачем нужны глаголы?
IV. Реализация проекта.
1. Определение глаголов, форм времени и числа.
а) Письмо по памяти с проверкой по образцу (Упр.119, с.78)
- Подчеркнуть глаголы
б) Заполнить таблицу
Время глагола | Глагол |
Настоящее время | стынет, меркнет |
Прошедшее время | погасло, не пришла |
Будущее время | |
- Какой глагол не отнесли ни к одной временной форме? Почему? (прийти - что сделать? - н.ф.).
- Выделите признак глагола прошедшего времени (суффикс -л-)
- Определить род глаголов.
2. Изменение формы числа глаголов. (Упр.122)
- Какие еще слова изменили свою форму?
(1 группа: 1) Я играл в футбол. - Мы играли в футбол.
2 группа: 2) Я хочу участвовать в спортивном соревновании. - Мы хотим участвовать в спортивном соревновании.
3 группа: 3) Я пойду завтра на стадион. Мы пойдем завтра на стадион.)
Дифференцированное задание для 4 группы
Изменение формы числа глаголов.
Мы играл в футбол. Мы хочу участвовать в спортивном соревновании. Мы пойду завтра на стадион.
3. Творческая работа
- Дополнить текст подходящими по смыслу глаголами.
Я .... свою маму. Мама всегда ... мне в трудных ситуациях. Она нежно ... обо мне с самого раннего детства. Моя мама добрая и одновременно строгая. Она всегда..., чтобы я ... уроки, ... бабушке и дедушке, ... о нашем щенке Трезорке. Я всегда обо всём ... своей маме. Она мой самый лучший друг. |
- Выписать предложение с выделенной частью, объяснить расстановку запятых.
(
Она всегда следит, чтобы я выучил (сделал, приготовил) уроки, помог бабушке и дедушке, позаботился о нашем щенке Трезорке.)
V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
1. Отметьте глагол.
1
) учёба
2
) учёный
3
) наука
4
) учиться
2. Прочитайте. Укажите, сколько глаголов в неопределенной форме в этой загадке.
Нарисует он картину и раскрасит Буратино.
Он напишет объявление и открытку-поздравление.
Рисовать плакаты мастер - яркий, тоненький ...
1
) 0 2) 1 3) 3 4) 4
3. Прочитайте. Выберите правильный ответ.
Глаголы изменяются по родам ... .
1
) в прошедшем времени в единственном числе
2
) в настоящем времени в единственном числе
3
) в будущем времени в единственном числе
4
) в настоящем времени во множественном числе
4. Отметьте глагол, у которого нельзя определить время, число, род.
1
) волнуемся
2
) беседовал
3
) тревожиться
4
) путешествуешь
(Эталон: 1 - 4; 2 - 2; 3 - 1; 4 - 3.)
Дифференцированное задание
1. Отметьте глагол.
1
) учёба
2
) учёный
3
) наука
4
) учиться
2. Прочитайте. Укажите, сколько глаголов в неопределенной форме (отвечают на вопросы что делать? что сделать?) в этой загадке.
Нарисует он картину и раскрасит Буратино.
Он напишет объявление и открытку-поздравление.
Рисовать плакаты мастер - яркий, тоненький ...
1
) 0 2) 1 3) 3 4) 4
3. Прочитайте. Выберите правильный ответ.
Глаголы изменяются по родам ... .
1
) в прошедшем времени в единственном числе
2
) в настоящем времени в единственном числе
3
) в будущем времени в единственном числе
4
) в настоящем времени во множественном числе
4. Отметьте глагол, у которого нельзя определить время, число, род (выбери глагол в неопределенной форме).
1
) волнуемся
2
) беседовал
3
) тревожиться
4
) путешествуешь
VI. Рефлексия учебной деятельности
1. Какие задачи мы с вами сегодня решили?
2. Самодиагностика учебных умений
Фамилия, имя ____________________________________________
Поставь + напротив того утверждения, которое считаешь верным.
Утверждения | Очень уверенно | Уверенно | Неуверенно |
Я знаю, что такое глагол | | | |
Я могу изменять глаголы по временам, родам, числам | | | |
Я могу поставить глагол в неопределенную форму | | | |
Я знаю, каким членом предложения является глагол | | | |
VII. Домашнее задание.
По выбору:
1) Упр.120 с.79
2) Упр.123 с.81