СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка " Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Обобщение и систематизация". 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема: Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Обобщение и систематизация.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном, закрепить  знаний о правилах написания падежных окончаний имён прилагательных; способствовать расширению словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи прилагательных.

Предметные результаты: закрепление знаний о правилах написания падежных окончаний имён прилагательных;

Личностные УУД: понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка " Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Обобщение и систематизация". 4 класс.»

Тема: Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Обобщение и систематизация.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном, закрепить знаний о правилах написания падежных окончаний имён прилагательных; способствовать расширению словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи прилагательных.

Предметные результаты: закрепление знаний о правилах написания падежных окончаний имён прилагательных;

Личностные УУД: понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная работа, работа по карточкам, работа у доски, работа в паре.

Методы и приемы работы на уроке: словесные, наглядные, практические, деловая игра.


Тип урока: урок формирования практических навыков.


Ход урока.

  1. Организация класса.

Отгадайте загадку:

Укрыла землю пуховым одеялом,

Сковала реки крепким льдом,

Узоры на окне нарисовала

Искристым белым серебром. (зима).


Сегодня на уроке нашей спутницей будет зимушка-зима.


  1. Минутка чистописания.


Как обычно урок русского языка начнем с минутки чистописания.

Проказник мороз разукрасил причудливыми узорами окна домов (слайд)

Что-то знакомое я вижу в этих узорах.

Что это за буквосочетания? ( окончания прилагательных)


ИЙ ЫЙ ЯЯ АЯ ЕЕ ОЕ ИЕ ЫЕ

Докажите, что это окончания имен прилагательных.

Для этого образуйте имена прилагательные от имен существительных - зима мороз.


Записать в тетрадь буквосочетания – ий,ый, яя,ая,ое,ее, ие,ые


  1. Словарная работа.

Вставить пропущенную букву и назвать орфограмму.


Д .кабрь

Ин. й

К. ньки

М.роз

П.года

Сев.рный

Ф.враль

П.льто


Запишите по памяти , подчеркните орфограмму (взаимопроверка).


  1. Сообщение темы, целей урока.


-Какое слово лишнее в словарной работе? (прилагательное –северный).

- Вспомните минутку чистописания и попробуйте сформулировать тему нашего урока?

-Давайте определим цели и задачи нашего урока.

-Чем мы буде заниматься на уроке? ( повторим все, что знаем о прилагательных,

продолжим учиться определять род, падеж имен прилагательных,

продолжим учиться писать безударные падежные окончания имен

прилагательных, продолжим учиться употреблять в речи прилагательные).


  1. Работа по теме урока.

-Некоторым учащимся было дано индивидуальное домашнее задание- подобрать загадки про зиму.

-Вам необходимо отгадать загадку и назвать прилагательные, которые встретились в загадке, определить его падеж.

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой

К ветру зимнему привык

Наш приятель ……..


По зимней дорожке

Рассыпаны крошки

Белые хрустящие,

но не настоящие.


Я прихожу с подарками,

блещу огнями яркими.

Нарядная, забавная,

на Новый год я главная.


Хожу в пушистой шубе,

живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

орешки я грызу.


-Отгадайте еще мои загадки.

Прекрасная, солнечная, морозная ,дождливая …….

Белое, легкое, пушистое, голубое ……..

Новое, теплое, меховое, зимнее …..

-Что помогло отгадать вам мои загадки ( признаки предмета).

-Для чего нужны прилагательные в нашей речи? ( делают нашу речь яркой, красочной, выразительной ).



  1. Работа по карточкам.

-Как вы думаете, писатели, поэты в своих произведениях, стихотворениях могут обойтись без прилагательных.

-Почему?

-На греческий язык прилагательное переводится как эпитет. На уроках литературного чтения мы с вами часто находили эпитеты в стихотворениях.

-Что называется эпитетом? ( художественное, образное определение).

-Вам необходимо вставить пропущенные окончания в именах прилагательных и назвать орфограмму?


И стоит береза в сонн….. тишине

И горят снежинки в золотом огне


Скользя по утренн… снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпелив…. коня.


На мутн… небе мгла носилась;
Луна, как бледн…. пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела..


По дороге зимн…. , скучн…

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.


Физкультминутка

-Замерзли от зимних стихов. Давайте погреемся.

Начинается разминка Встали, выровняли спинки.

Вправо-влево наклонились И еще раз повторили.

Приседаем мы по счету. Раз-два-три-четыре-пять.

Это нужная работа- Мышцы ног тренировать.

А теперь рывки руками Выполняю вместе с вами.

Присаживайтесь!



  1. Работа по развитию речи.


-Послушайте стихотворение Александра Яшина.
Покормите птиц.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

-Почему нужно подкармливать птиц зимой?

-Каких вы знаете зимующих птиц? (сойки, свиристели, клесты, куропатки, глухари, фазаны).

-А как вы думаете, зимородок- зимующая или перелетная птица? ( краткое сообщение о птице-зимородок).

-Придумайте предложение о зимующих птицах. ( удачно придуманное предложение записать, сделать синтаксический разбор предложения и морфологический разбор прилагательного).



  1. Работа с текстом (работа в парах).

-Послушайте текст и скажите, понравилось ли вам его содержание?

-Необходимо дополнить текст именами прилагательными. Выделить окончание, определить падеж прилагательных.



Помощь пернатым друзьям.

Наступила ___________ зима. Снег укрыл всё ___________ покрывалом. На улице стоит __________ мороз. В ______________ пору птицам приходится трудно. Ребята сделали ______________ кормушку для ______________ друзей и повесили её на _____________ берёзе. Первыми отыскали птичью столовую ___________________ синицы. Вот прилетела _____________ стайка воробьёв. За ними поспешили ____________ снегири.

Слова для справок: холодный, белый, сильный, зимний, небольшой, пернатый, старый, ловкий, шумный, важный.


  1. Итог.

Тест: выбери правильный ответ (ответил правильно тот, у кого получилось слово-молодец).


  1. Имя прилагательное обозначает действие предмета?

  2. Имя прилагательное во множественном числе не изменяется по родам?

  3. Имя прилагательное - это служебная часть речи?

  4. Н.ф. имени прилагательного - И.п. м.р. ?

  5. Имя прилагательное м.р. ед.ч в Р.п. имеет окончание ого его?

  6. Имя прилагательное изменяется по лицам?

  7. Имя прилагательное чаще всего в предложении бывает определением?


да

нет

1

и

м

2

о

и

3

а

л

4

о

и

5

д

и

6

а

е

7

ц

А






  1. Домашнее задание.

1 вариант- выбрать 5 сущ. из орфографического словаря в конце учебника придумать к ним подходящие прилагательное и поставить в Р.п.

2 вариант – подготовить сообщение о зимующих птицах (на выбор).


11.Рефлексия. Лесенка успеха.