СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Род имен существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Род имен существительных"»

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»



Выполнила:

Студентка 3 курса

Специальность 44.02.02

группы ПНК-3А

Пантелеева Ольга




Конспект урока русского языка



Место проведения: ГБПОУ «ДПК»

Дата проведения:




Методист: Ким С.Н.________









г. Дзержинск, 2021 г.


Класс: 3.

УМК: «Школа России».

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Тема урока: «Род имен существительных: мужской, женский, средний».

Цель урока: формирование у учащихся знаний о грамматическом признаке имен существительных – роде.

Задачи

Образовательные:

  • организовать наблюдение за признаками, по которым имена существительные относятся к определённому роду;

  • формировать умение классифицировать по роду имена существительные;

  • формировать умение находить сходства и различия в именах существительных каждого рода;

  • формировать умение обосновывать правильность определения рода имён существительных;

Развивающие:

  • формировать познавательное УУД – умение грамотно строить речевые высказывания посредством полных ответов на вопросы учителя;

  • формировать познавательное УУД – умение проводить анализ и делать выводы посредством выполнения заданий с ловушками;

  • формировать регулятивное УУД – умение планировать собственную деятельность посредством работы по алгоритму;

  • формировать коммуникативное УУД – умение строить монологические высказывания с учетом поставленных коммуникативных задач.

Воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову посредством употребления в речи слов в соответствии с родом и лексическим значением.

Планируемые результаты

Предметные:

  • называют признаки, по которым имена существительные относятся к определенному роду;

  • умеют классифицировать имена существительные по родам;

  • умеют находить сходства и различия имен существительных каждого рода;

  • умеют обосновывать правильность определения рода имен существительных.

Метапредметные:

Познавательные:

  • умеют грамотно строить речевые высказывания посредством полных ответов на вопросы учителя;

  • умеют проводить анализ и делать выводы посредством выполнения заданий с ловушками.

Регулятивные: 

  • умеют планировать собственную деятельность посредством работы по алгоритму.

Коммуникативные: 

  • строят монологические высказывания с учетом поставленных коммуникативных задач.

Личностные:

  • осуществляют самоанализ и самоконтроль;

  • проявляют интерес к познанию русского языка.

План урока:

    1. Организационный этап. (2 мин)

    2. Мотивация учебной деятельности. (1мин.)

    3. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации.(5 мин.)

    4. Выявление места и причины затруднения. ( 3 мин.)

    5. «Открытие» новых знаний. (10 мин.)

    6. Физминутка. (1 мин.)

    7. Первичное закрепление с проговариванием в устной речи. (10 мин.)

    8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7 мин.)

    9. Домашнее задание. (3 мин.)

    10. Подведение итогов. (3 мин.)





Ход урока

Этап

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап

Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность

- Прозвенел звонок для вас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво.

Тихо сядьте, спинки прямо Вижу, класс наш – хоть куда, Мы начнем урок тогда.

- И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.

- Ребята, кто сегодня дежурный? Хорошо, тогда проверь все ли ребята правильно подготовились к уроку.

- Запишите в тетрадях число и классная работа.



Слушают.

2. Мотивация учебной деятельности

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

- Девиз нашего урока: Все разведать, все узнать, Своих ошибок не скрывать! Вы согласны с этими словами? Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть еще одну маленькую тайну русского языка.




Слушают.

3. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации.

1. Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действий

2. Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению новой информации

-Ребята, давайте вспомним, что такое имя существительное?







- Правильно! Сейчас я проверю, как быстро вы можете находить имена существительные. Если я произнесу имя существительное, то вы показываете мне ладошки, а если другую часть речи, то складываете руки на парте. Кому понятны правила поднимите руку.

- Хорошо, тогда начинаем.

ДОМ, КРАСИВЫЙ, МАЛЬЧИК, ИГРАЕТ,  ШКОЛА, ДОБРЫЙ, УЧЕНИК,  КОШКА,  ОКНО, ПОЁТ,  ДЕВОЧКА.

-Молодцы! Вы справились с моим заданием.








- А что ещё вы знаете об имени существительном?        






-Что обозначает имя существительное, когда оно употребляется во множественном числе? А в единственном числе?


 

- Прекрасно! Я вижу, что вы хорошо усвоили темы предыдущих уроков. Сейчас мы с вами выполним еще одно задание. На доске вы видите слова: река, Киев, солнце, пирог, животное, Волга, площадь, Алексей.

- На какие две группы можно разделить слова?


Наблюдение над языковым материалом и его анализ.

- Давайте разделим слова на эти две группы. Паша назовет нам собственные имена существительные, а Маша нарицательные.

Остальные внимательно слушают и если согласны, то поднимают зеленый светофор, а если нет, то красный.

- Молодцы! Ребята, а теперь разделите эти существительные на три группы.



- Вы сможете сделать задание?



- Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что?





Поднимают руки.


Слушают. Отвечают. (ладошки: дом, мальчик, школа, ученик, кошка, окно, девочка)



Отвечают. ( Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, могут изменяться по числам.)

Отвечают. (несколько предметов сразу; один предмет)





Отвечают. (собственные и нарицательные)


Отвечают. Сигнализируют.

( река, солнце, пирог, животное, площадь)

( Киев, Волга, Алексей)


Отвечают. (нет)

4. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока.

1. Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действий

2. Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению новой информации

- Ребята, а какой части речи эти слова?


- В чём возникло затруднение? А почему?

- Значит, существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы. Нам нужно раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи. А чтобы узнать как называется этот грамматический признак, я предлагаю вам разгадать ребус.

- Что такое род?

-Хорошо, мы узнали как называется признак имени существительного, который мы сегодня будем изучать. Настя, попробуй сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

-Подумайте, какие задачи можете перед собой поставить? Попробуйте сформулировать их с помощью опорных слов:

1. Узнаем, что такое... (род имен существительных)

2. Научимся определять... (род имен существительных)


Отвечают. (Имя существительное)

Отвечают. (Не все знаем об имени существительном)






Разгадывают ребус.


Род - это семья, родня.




Род имен существительных.





5. «Открытие» новых знаний

Обеспечить восприятие и осмысление новых знаний и способов действий


- Ребята, сегодня утром мне пришло письмо от моего друга из Англии. Сейчас я прочитаю его вам, а вы внимательно послушайте его и скажите мне в чем его необычность.


Здравствуй, мой любимый подруга! Я часто вспоминаю нашу встречу в вашем доме. Твой добрый мама угощала меня пирогами и вареньем. А твоя умный дядя учил меня играть в лото. Твоя милая дедушка рассказывал о своей молодости. Мое сердце полюбило Россию и русских людей за их доброту.

Ваша Майкл.


-Что вас рассмешило, а, может, удивило?





- А что именно Майкл не знает?


Выпишите из письма Майкла имена существительные по инструкции. Сделаем это вместе, помогая друг другу.

- Вам нужно найти и подчеркнуть в письме одушевленные имена существительные в единственном числе.

- Настя, прочитай нам слова, которые ты подчеркнула.

- Кто согласен с Настей, поднимите руку.



- Ребята, а сейчас запишите в тетради эти имена существительные в столбик.



- Хорошо! А сейчас подумайте каким словом – помощником можно заменить эти слова?

- Запишите слова-помощники около существительных.

- Саша, скажи нам, какие имена существительные называют мужчину?

- Назовите слова-помощники.

-Подумайте, как можно назвать род этих существительных?

- Хорошо, подпишите род около этих имен существительных. - А теперь Илья прочитай нам имена существительные, которые называют женщину?

- Назовите слова-помощники.

- А как можно назвать род этих существительных?

- Правильно! Подпишите род и у этих имен существительных.

- Итак, мы записали сущ. мужского и женского рода. А сейчас давайте вернемся к словам, которые вы не смогли распределить на 3 группы в начале урока. Найдите среди них имена существительные женского и мужского рода.



- Хорошо, однако у нас остались слова, которые вы не смогли отнести ни к одному из двух родов. Это значит, что существует еще один род, а чтобы узнать его название, я предлагаю вам прослушать сказку.

«Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да настолько похожими, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награждён».

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.

Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не смогли разделить их до конца. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. А ключом к ним будут слова-помощники он, мой ( Туда попали стул, и стол, и дом, и мир, и много других). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. Ключ к ним – она, моя (Туда попали земля, луна, весна и многие другие). А те, что остались неопределёнными, пусть станут среднего рода. Слова-помощники этого рода – оно, моё». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.)

Вот так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом».

- Итак, ребята, вы прослушали сказку, а теперь скажите мне, о каком грамматическом признаке имен существительных в ней говорилось?

- А кто догадался, какого рода оставшиеся имена существительные?

- Правильно. А какое слово-помощник подходит к этим существительным?




- Ребята, а кто запомнил, какое еще слово-помощник есть у женского рода? А у мужского?

- Хорошо! Кто может назвать нам все три рода имен существительных?

- Молодцы! А чтобы вы могли лучше запомнить, как отличить существительные трех родов, мы с вами прочитаем стихотворение (карточки-помощницы каждому ребенку). Маша, прочитай нам стихотворение, а ребята будут внимательно слушать:

Женский род запомню я

И скажу: « Она-моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: « Он-мой».

Средний род: « Оно-моё».

Это правило – твоё!


- Ребята, скажите мне, изменятся ли имя существительное по родам? Например, слово мама. Какого рода это слова?

- Правильно! А может ли это слово изменить свой род на мужской или средний?

- Значит, имя существительное не изменяется по родам. Тогда каким признаком является род?


Самостоятельное формулирование определения.


- Молодцы! А кто может сформулировать нам определение рода имен существительных?

- А теперь давайте составим определение для каждого рода в отдельности.

- Существительные м.р. – это какие существительные?

Существительные ж.р. – это какие существительные?

Существительные ср.р. – это какие существительные?















Чтение и анализ определения.


- А теперь, давайте, сравним наши выводы с определениями, которые даны в учебнике. Откройте страницу 25, и Паша прочитает нам определение.

- Похоже ли это определение на то, что дали мы?

- Прекрасно! А теперь давайте составим схему, которая будет помогать вам на протяжении урока.

- Итак, Леша, скажи нам еще раз что же такое род.

- Молодец! Маша, а ты назови нам слова-помощники для каждого рода.

Род

имен существительных

Ср. р. Ж. р. М. р.

Оно моё Она моя Он мой


Конкретизация (осмысление).

- А теперь мы с вами выполним задание из учебника для того, чтобы вы лучше усвоили тему сегодняшнего урока. Итак, страница 25 упражнение 39. Давайте вместе разберем первое слово.

- Настя, прочитай нам его. Хорошо. Ребята, как мы будем определять род у этого имени существительного?



- Правильно. Кто скажет нам, какое именно слово мы к нему подставим?

- Молодец! А в какой столбик мы запишем слово волна?

- Какого же рода слова волна?

- Хорошо, а сейчас Олег, Паша и Настя пойдут к доске, а остальные будут работать в тетради. Запишите в тетради упражнение 39.





- А сейчас давайте проверим то, что у вас получилось. Ребята у доски будут называть слова, которые они распределили, а вы сигнализировать.






Слушают.






Не знает русского языка. Неправильно употребляет слова.

Как правильно согласовывать слова.


Слушают.

Подруга, мама, дядя, дедушка, Майкл.

Сигнализируют.




Записывают.



Отвечают. (он, она, оно)

Записывают.

Дядя, дедушка, Майкл.


Он.

Мужской род.

Подруга, мама.


Она.

Женский род.




Женский род: река, площадь, Волга.

Мужской род: пирог, Киев, Алексей.








Слушают.




















- Род.



- Средний.


- Оно, моё.

- Мужской, женский и средний.

- Моя, мой.


Один ученик читает стихотворение, остальные слушают.











- Женского


- Нет


- Постоянным



- Род – это постоянный признак имен существительных.

Имена существительные, которые можно заменить местоимением он, - мужского рода.

Имена существительные, которые можно заменить местоимением она, - женского рода.

Имена существительные, которые можно заменить местоимением оно, - мужского рода.











- Да, они одинаковые


- Род – это постоянный признак имени существительного.

- Средний род – оно мое, женский род – она моя, мужской род – он мой.





Читает.

- Подставим к нему слово-помощник.

- Она, моя.


- Во второй.

- Женского рода.

Три ученика выполняют задание у доски, остальные работают в тетради.

Он: дядя, стол, дедушка, мальчик, диван.

Она: волна, тетя, земля, девочка, метель.

Оно: гнездо, море, пальто, солнце, платье.


Проверяют. Сигнализируют.


Физминутка


Игра «Будь внимателен» (стоя, устно)

- Я буду называть слова. Вы должны наклоняться вправо, если слово женского рода, влево – если мужского, а приседать - если среднего рода.

Снег, зима, пальто, лист, плавание, книга, облако, ветер, солнце.


6. Первичное закрепление с проговариванием в устной речи

Установить степень правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявить неверные представления, произвести их коррекцию


Первичное закрепление.

- Ребята, сейчас мы с вами продолжим тренироваться определять род имен существительных. Вы будете по рядам называть предметы, которые находятся в кабинете

1 ряд - слова мужского рода, 2 ряд – среднего рода, 3 ряд – женского рода

- Тот ряд, который закончит называть имена существительные последним победит. Итак, мы начинаем!

- Молодцы! А сейчас я предлагаю вам выполнить еще одно упражнение. Давайте вернемся к словам из упражнения 39. Сейчас вам нужно выделить окончания данных имен существительных.

- Настя, выходи к доске, а остальные выполняют задание самостоятельно в тетради.

- Давайте проверим, что же у вас получилось. Настя будет зачитывать то, что у нее получилось, а вы сигнализировать.

- Ребята, как вы думаете, можно ли по окончанию определить род имени существительного? Давайте откроем страницу 26 и найдем рубрику «Обрати внимание». Катя прочитай нам ее.

- Кто запомнил, какие окончания относятся к женскому роду? Мужскому? Среднему?





- Ребята, а теперь давайте добавим эти окончания в нашу схему.





Называют предметы в классе.







Выполняют задание.


Сигнализируют.



Женский род: а, я, нулевое окончание.

Мужской род: а, я, нулевое окончание.

Средний род: о, е.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения как в знакомой, так и в измененной ситуации

- Сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно, чтобы выяснить усвоили ли вы тему сегодняшнего урока. Вам нужно найти «лишнее» слово в каждом ряду. А также определить род существительных. Спишите слова и выполните задание.

Морковь, свёкла, яблоня, огурец.

Карандаш, линейка, циркуль, портфель.

Солнце, туча, облако, поле, дерево.

- Теперь, мы с вами проверим, как вы выполнили это задание. Сейчас на слайде появятся ответы, а вам нужно взять карандашик и ставить + или – в зависимости от того ответили вы правильно или же допустили ошибку.

- Кто не допустил ни одной ошибки?

- Молодцы! Остальным надо ещё потренироваться в определении рода.







Выполняют задание.






Оценивают свои работы.

8. Домашнее задание.


- Ребята, откройте в учебнике страницу 27, найдите упражнение 44. Прочитайте его. Все ли вам понятно?

- Хорошо, тогда открывайте дневники и записывайте ваше домашнее задание: упражнение 44.


Отвечают.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Организовать анализ и оценку содержания урока, качества работы на уроке, успешности достижения цели

- Ребята, наш с вами урок подходит к концу. И сейчас я предлагаю вам проверить свою работу на уроке, для этого вам нужно будет ответить на эти вопросы:

  1. Каких родов бывают имена существительные?

  2. Мужской род – это...

  3. Женский род – это...

  4. Средний род – это...

  5. Назовите окончания мужского, женского и среднего родов.

- Сегодня вы хорошо потрудились, и поэтому я предлагаю вам оценить вашу работу на сегодняшнем занятии:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

- Ребята, наш урок окончен!




Заканчивают предложения.





Источники


1. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-rod-imen-suschestvitelnih-2290644.html

2. https://urok.1sept.ru/articles/637361

3. Методические рекомендации


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!