Орг. момент | Организует приветствие и знакомство (дата в тетрадях уже должна быть написана заранее) Приветствую, ребята! Очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений, Мы вместе сочиним урок! Пусть мы с вами почти не знакомы, Но, надеюсь, друг друга поймем. Учите русский годы кряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждет великая награда, И награда за то – в нем самом! - Присаживайтесь. Меня зовут Марина Владимировна. Предлагаю вам по моей команде «три-четыре» назвать громко свое имя. Итак, три-четыре! - Вот мы и познакомились | - называют свое имя |
Целеполагание | Организует работу по постановке цели урока - Что мы обычно делаем на уроках русского языка? Подберите и назовите подходящие глаголы (слайд: На уроке русского языка мы …) - Отлично. Но на сегодняшнем уроке я предлагаю вам глагол ПОСТРОИТЬ, предлагаю построить дом русского языка. Да, у нашего языка есть такой дом. - Что является единицей для постройки дома, из чего строят дома? - А можете сейчас сказать, из каких кирпичиков, из каких единиц состоит дом нашего родного языка? - Что же мы должны выяснить сегодня на уроке? | - называют подходящие глаголы - отвечают на вопрос (из кирпичей) - формулируют цель урока (из каких единиц, «кирпичей» состоит русский язык) |
Применение знаний и способов действий | Организует работу по применению учащимися знаний и способов действий Организует фонетическую работу А) Звуки - (включает аудиофайл «плач ребенка») Что вы услышали? - А как в русской речи называется то, что вы сейчас прослушали именно ушами? - Когда у мамы и папы рождается ребенок, он владеет русским языком? Но мы все равно слышим малыша. Почему? - Кто догадался, какое же самое первое средство языка? - Верно, и это в нашем строящемся доме надежный фундамент. (визуализация фундамента) - Сейчас мы проверим, насколько он надежен, насколько вы умеете различать звуки нашей речи. Ознакомьтесь с транскрипциями слов и запишите верно слова в тетрадь через запятую. (одно из данных словарных слов должно быть слово «речь») - Где можно проверить правильность написания данных слов? - Возьмите на парте распечатанную страницу из орфографического словаря и проверьте свою работу в тетради. Если увидите ошибки – исправьте. - Какое слово в словаре не нашли? - Проверьте по экрану, верно ли вы его записали. - Этимологический словарь интересно объясняет происхождение слова «речь». (слайд: этимологический словарь) Оказывается, оно возникло от общеславянского глагола «ректи», который имел значение «реветь, рычать, кричать». Это еще раз доказывает, что самой первой единицей языка являются звуки. Организует работу в парах Б) Слово - А кто догадался, какой же кирпичик в доме нашего языка будет следующим? - Посмотрите в тетрадь. Что вы создали из звуков? - Верно, осмысленно объединяя звуки вместе, люди создали слова. (визуализация части дома) - Что сейчас нам предстоит проверить? - Так как слово – это более крупное средство языка, работать будем в паре. - Вспомните и назовите правила работы в паре. (визуализация правил на экране) - Работая в паре, вам предстоит заполнить таблицу. Используя предложенные корни слов, создайте по данным в каждом столбике схемам состава слова нужные части речи. - Какие термины необходимо вспомнить для выполнения данного задания? - Отгадайте часть речи по его признакам в стихотворениях: Вещи, люди и цветы, Носороги и коты, Джинсы, майки и штиблеты Называются ПРЕДМЕТЫ. Ах, какие все слова восхитительные, Называются они (СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ) Я, страшное дело, какой деловой, В любые дела ухожу с головой. Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю, Я пряжу мотаю и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю, Укроп поливаю, кусты подстригаю, И чисто – пречисто весь двор подметаю. Дорожки в саду я песком посыпаю, А после работы в тени отдыхаю. (ГЛАГОЛ) Художницу нашу знает весь свет Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие. Оно с существительным живёт на редкость дружно, Изменит окончание, когда ему нужно. Оно его не бросит в воде и на земле: Стоит в одном с ним роде и в одном числе. (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ) - Теперь можете приступать к работе. Если какое-то слово у вашей пары не будет получаться, пропустите эту строку, а потом сможете взять помощь у другой пары. груз/ж бег/ж (можно другие корни) Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол | | | | | | | | | | (варианты слов: разгрузка, погрузка, выгрузка пробежка) | (варианты слов: грузовой, груженый беговой, бегущий) | (варианты слов: погрузит, загрузят, выгрузит, пробежит, забегут) | Организует проверку - У всех получилось? Какой паре нужна помощь? Кто поможет? Впишите в свою таблицу недостающие слова | - высказывают свое мнение - звук - он издает звуки - звук - читают транскрипции и записывают слова в тетрадь - выполняют проверку по словарю - выполняют проверку - слушают информацию - слово - сколько у нас знаний о слове 1.Работать сообща (коллективно принимать решения, делать выводы). 2.Давать возможность высказаться напарнику. 3.Общаться тихо, шепотом. - что такое существительное, прилагательное, глагол - отгадывают загадки о частях речи - заполняют таблицу, работая в парах - выполняют проверку своей деятельности |
| Организует работу со словосочетанием В) Словосочетание - А могут не только люди, но и слова дружить друг с другом? Как это происходит? - О какой следующей единице языка идет в данном случае речь? (визуализация части дома) - А что вы знаете о словосочетании? - Настало время проверить, как вы умеете составлять словосочетания. (вариант 1) Самостоятельно составьте из каждой пары слов по два словосочетания (пример: суп, капуста – суп из капусты, капустный суп) (вариант 2) Самостоятельно составьте четыре словосочетания из слов на доске/стенах) - Прочтите, какие словосочетания у вас получились. Организует работу с предложением Г) Предложение - Как думаете, дом русского языка мы уже достроили? А какое средство языка будет следующим по вашему мнению? - Я попрошу подойти ко мне пять человек со второго ряда и взять по одному листочку, на котором написано слово. Объедините ваши слова в единую смысловую запись, построившись перед доской лицом к ребятам. Что вы создали? (визуализация части дома) (пример: В октябре начнутся осенние каникулы.) - Найдите, аргументируя, и назовите в вашем предложении грамматическую основу, а ребята за партами при необходимости помогут. (подлежащему и сказуемому надеваются короны с соответствующими надписями) Аналогичная работа проводится с еще одним предложением | - формулируют объяснение - словосочетание - дают определение - выполняют задание (ответ, возможно, не будет еще дан) - предложение |