Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Амурзет»
Конспект урока русского языка
Тема: Изменение частей речи по числам
УМК «Планета знаний»
Составитель: Иванова Ольга Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ с. Амурзет»
с. Амурзет
2017-2018уч. год
Аннотация
Урок русского языка во 2 классе по теме «Изменение частей речи по числам», УМК «Планета Знаний», имеет структуру проблемного урока с использованием деятельностного подхода к обучению, элементов технологии ТРИЗ, что соответствует требованиям ФГОС по формированию личностных и метапредметных результатов обучения (УУД).
Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:
- личностные: осознают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; осознают самооценку как основу становления учебного действия оценки;
метапредметные: регулятивные – объяснять свои действия, осуществлять самооценку и рефлексию результатов работы; получат возможность научиться оценивать правильность выполнения своих учебных действий; познавательные – научатся находить, сравнивать, группировать слова; получат возможность научиться свободно ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро; коммуникативные – научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
предметные: научатся определять форму числа имен существительных по начальной форме, использовать термины единственное и множественное число; узнавать формы единственного и множественного числа существительных, употреблённых в формах косвенных падежей.
На уроке используются приёмы проблемного обучения: столкновение разных мнений учеников, подводящий и побуждающий к действию диалог; несколько элементов технологии ТРИЗ.
Организуется фронтальная, парная и самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой. В начале урока в диалоге с учениками создаётся проблемная ситуация. Далее ученики в диалоге с учителем, исходя из проблемной ситуации, формулируют учебную проблему – основная цель урока .
В диалоге актуализируются знания учащихся, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно узнать (сделать), чтобы найти решение проблемы (план действий). Выполняя план, ученики с помощью учителя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи.
Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено и выражает это решение в виде правила, закона.
Тема: Изменение частей речи по числам.
Тип урока: открытие новых знаний
Основные цели: организовать наблюдение над формами изменения по числам имен существительных, ввести термины единственное и множественное числа; учить определять формы числа существительных, употребленных в формах косвенных падежей.
Планируемые результаты:
личностные: осознают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; осознают самооценку как основу становления учебного действия оценки;
метапредметные: регулятивные – объяснять свои действия, осуществлять самооценку и рефлексию результатов работы; получат возможность научиться оценивать правильность выполнения своих учебных действий; познавательные – научатся находить, сравнивать, группировать слова; получат возможность научиться свободно ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро; коммуникативные – научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
предметные: научатся определять форму числа имен существительных по начальной форме, использовать термины единственное и множественное число; узнавать формы единственного и множественного числа существительных, употреблённых в формах косвенных падежей.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Образовательные ресурсы: дневники наблюдений, музыкальное сопровождение, карточки, компьютер, презентация, ЭОР, наглядность.
Форма урока: урок-путешествие.
Ход урока:
1 Мотивация к учебной деятельности. (Слайд №2)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы.
На дворе сейчас весна,
Птичьих голосов полна.
Повернем мы все лицо на окно
И вдохнем весенний воздух заодно.
А сейчас вы повернитесь все ко мне,
Подарю я вам улыбку, а вы мне.
Ну а теперь, тихонечко садитесь
И в работающих учеников обратитесь.
- Я думаю, что вы любите путешествовать? Да.
- А хотите опять отправиться в путешествие?
- Путешествие можно совершить и пешком, и на каком-нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадайте загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг – за другом уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.(Паровоз)
— Верно. Паровоз. (слайд 3)
— Мы отправимся в путешествие в волшебную страну - ЧАСТЕЙ РЕЧИ .
— Отправляясь в путешествие, мы возьмем с собой наши Знания, Умения, Навыки, а спасательными средствами будут – безошибочное и красивое письмо.
— Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, куда записывает все важные события, которые происходят во время путешествия. Поэтому у каждого из вас, сегодня свой дневник наблюдений. А писать в нем надо красиво, аккуратно и разборчиво.
(Учитель демонстрирует дневник наблюдений.-тетрадь)
— Дата в дневнике наблюдений очень важна. Откройте свой дневник наблюдений и запишите сегодняшнее число. Слайд 4
(Дети записывают число)
— Скорее в путь, мои друзья!
2. Релаксация. (Звучит музыка отрывок из м/ф «Паровозик из Ромашкова».)
2. Самоопределение к деятельности. (Слайд 5)
Цель:
1) определить содержательные рамки урока (число имени существительного);
2) согласовать тему и цель
- А вот и первая остановка. Перед нами лес. На деревьях здесь растут необычные «плоды». Что это? (слова).
- А что общего у всех слов этого леса?
- Все они оканчиваются на парный согласный
– Докажите, почему так пишется слово.
чиж – … (чижи)
сугроб – … (сугробы)
флаг – … (флаги)
столб – … (столбы)
шалаш – … (шалаши)
- Что объединяет эти слова? К какой части речи относятся эти слова? (Имя существительное)
- Поделитесь со мной своими знаниями об имени существительном! Предлагаю вам заполнить белую карточку, которая лежит у вас на столах.
3. Самоопределение к деятельности (индивидуальная работа на карточках)
Ф.И. | «Я знаю, я умею, я могу!» | Мои результаты: |
начало урока | конец урока |
1 | Я знаю, что такое имена существительные. | | |
2 | Я умею находить существительные среди других слов. | | |
3 | Я знаю ,что имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. | | |
4 | Я знаю, что имена существительные бывают собственные и нарицательные. | | |
5 | Я смогу различить собственные и нарицательные имена существительные. | | |
6 | Я знаю, что имена существительные бывают единственного и множественного числа. | | |
7 | Я умею определять число имён существительных. | | |
- Оценивание происходит с помощью знаков +, - .
- Кто всё знает , умеет, может поделиться своими знаниями - ставит +,
- Кто не всё знает, не всё умеет, не может поделиться своими знаниями ставит –
- У кого возникло затруднение ставит ?
- У кого есть – или ?
-У нас есть проблема !
-Кто сформулирует задачу урока? Научиться узнавать формы единственного и множественного числа имен существительных.
-Чему мы научимся сегодня? Научиться определять число имен существительных.
- Можем продолжить наше путешествие к городу Имени Существительного.
3.Актуализация знаний. Чистописание. Словарная работа.
- Наш паровозик приехал на полянку. Пассажиры любовались бабочками и, конечно же, ромашковым полем. Но вот беда, пассажиры забыли, из какого вагона вышли и не могут сесть в поезд. Давайте поможем им вспомнить свои вагоны, для этого выполним задание в паре.
- Работа в паре. Распределите слова, которые находятся у вас на столах на две группы (перроны, воробей, пассажиры, город, тамбур, километр, маршрут, часы).
- По какому признаку вы разделили слова?
Вывод: слова одной группы слова, которые обозначают один предмет, а в другой- много
- Значение какого слова вам может быть неизвестно? (ТАМБУР)
Дети ищут в толковых словарях и называют его значение,
в словаре Даля Сенцы, коробка у наружных дверей, со вторыми дверьми, для тепла.
1. Пристройка у дверей, защищающая вход от ветра, дождя (архит.).
2. (тамбур). Закрытая площадка пассажирского железнодорожного вагона.
- в словаре Словарь иностранных слов
1. Пристройка у входных дверей, предохраняющая основное помещение от холода. 2. Закрытая площадка пассажирского железнодорожного вагона у входных дверей..
- В дневниках наблюдений записывают слово ТАМБУР. Давайте составим предложение с этим словом.
- Итак, все пассажиры на местах, и мы отправляемся дальше. Из окна вагона мы можем видеть…(электронный учебник - упр.1) Назовите предметы, изображенные на рисунках. Запишем эти слова в тетрадь парами. - Первое слово- имя существительное ,которое обозначает один предмет.
-Второе слово - имя существительное, которое обозначает несколько предметов.
- Выделите окончания. Понаблюдайте, какие окончания в словах помогают понять, что предметов несколько.
- Учеными принято обозначать имя существительное единственного числа – ед.ч. ,
- Имя существительное множественного числа – мн.ч..
Вывод: имена существительные изменяются по числам
- Проверим (упр.1) и оценим себя! Смайликом?
- Во время путешествия бывают такие моменты, когда хочется обратиться к умной книге. А какая умная книга есть сегодня у каждого из нас на столе (учебник)
- Верно, давайте откроем наши умные книги на стр.104 и посмотрим, что там написано… (читаем правило.)
4. А еще в пути пассажиры отгадывают кроссворды и загадки, проверяют свои знания. Предлагаю вам проверить знанияупр.2 //Электронный учебник (выполняем по рядам):
1р.- 1столбик
2р. – 2столбик
3р. – 3 столбик
(взаимопроверка) или документ камера
— ФИЗМИНУТКА. Пора размяться пассажирам.
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
Мы колени поднимаем,
Шаг на месте выполняем.
От души мы потянулись
И на место вновь вернулись.
5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять изучаемое правило.
- Ребята с нами в поезде путешествует иностранец. Он решил, по-русски написать некоторые имена существительные, изменив их число. Вот что у него вышло.
Солнцы, санка, каникула, искусствы.
- Ребята, как вы думаете, все ли верно записал иностранец?
- А как следует записать? (Солнце, санки, каникулы, искусство)
- Кто догадался или знает, почему?.
Вывод: – Некоторые существительные нельзя изменить по числам, они имеют только одно число: или единственное, или множественное.
Давайте пополним «Копилку знаний об имени существительном» и запишем правильно слова Незнайки в наш дневник наблюдений, укажем число.
- Может кто-нибудь из вас привести свой пример? например: Москва, мука, пшено, молоко, мёд, доброта; ножницы, сани, брюки, сливки, лыжи, очки.
- Проверим и оценим свои знания! Прозвучало много примеров. Я верю, что вы их запомните, так как эти знания вам обязательно помогут.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: организовать повторение изученного на уроке правила. Каждый ученик может принять участие в заполнении пробелов.
Работа с электронным приложением
Стр.105 нажать ладошку
- Кто попробует?
-У нас все получилось, Мы справились с заданием!
8. Домашнее задание : Перед вами карточка оранжевого цвета! Это билет – для следующего путешествия. Но отправиться в него смогут только те ребята, кто выполнит одно из заданий:
Задание №1. С.105 правило, упр.3
Задание №2 с. 105 правило, Пропуск. Прочитайте. Впишите подходящие по смыслу имена существительные.
Сам придумай.
У _________________________ высокий рост.
У____________________ пушистый хвост.
У________________ крепки рожки.
У ______ толсты губы, а у __________ остры зубы.
Сам придумай про ежа, про ужа и про чижа.
А.Бродский.
Слова для справок: ( у) козлёнка, цыплёнка, мартышки, лисы, волка, слона.
.Определите число имён существительных в первых трёх предложениях.
. Составьте своё предложение про ежа или чижа. Запиши его.
_________________________________________________
9. Рефлексия деятельности.
Цель:
1)) зафиксировать затруднения, которые остались
2)оценить свою деятельность на уроке
Вот мы и приехали, но что это, одна из тележек с багажом опрокинулась, багаж перемешался и перекрыл перрон. Давайте поможем разложить багаж по биркам к тем вагонам, в которых он должен находиться. Игра «Помоги пассажирам получить багаж».
- Мы справились! Путь свободен! Ребята, а какие знания помогли вам справиться с заданием? Знание, что имена существительные изменяются по числам.
- Как изменяются имена существительные? Назовите окончания существительных во множественном числе. –Ы, -И, -А, -Я, -Е
- Какова была цель нашего путешествия?
- Достигли мы своей цели? Докажите. (возвращаемся к таблице
Ф.И. | «Я знаю, я умею, я могу!» | Мои результаты: |
начало урока | конец урока |
1 | Я знаю, что такое имена существительные. | | |
2 | Я умею находить существительные среди других слов. | | |
3 | Я знаю ,что имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. | | |
4 | Я знаю, что имена существительные бывают собственные и нарицательные. | | |
5 | Я смогу различить собственные и нарицательные имена существительные. | | |
6 | Я знаю, что имена существительные бывают единственного и множественного числа. | | |
7 | Я умею определять число имён существительных. | | |
- Что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями? У кого еще остались минусы?
- Вот и заканчивается наше приключение в городе Имени существительного. Но путешествие обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще есть части речи, которые изменяются по числам.
-Вы очень хорошо поработали! На память об этом путешествии Паровозик дарит вам ……………
Спасибо за урок!!!