СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка Тема: Изменение частей речи по числам УМК «Планета знаний»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка  во 2 классе по теме «Изменение частей речи по числам», УМК «Планета Знаний», имеет структуру проблемного урока с использованием деятельностного подхода к обучению, элементов технологии ТРИЗ, что соответствует требованиям ФГОС по формированию личностных и метапредметных результатов обучения (УУД).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка Тема: Изменение частей речи по числам УМК «Планета знаний»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Амурзет»













Конспект урока русского языка

Тема: Изменение частей речи по числам

УМК «Планета знаний»











Составитель: Иванова Ольга Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ с. Амурзет»









с. Амурзет

2017-2018уч. год

Аннотация

Урок русского языка во 2 классе по теме «Изменение частей речи по числам», УМК «Планета Знаний», имеет структуру проблемного урока с использованием деятельностного подхода к обучению, элементов технологии ТРИЗ, что соответствует требованиям ФГОС по формированию личностных и метапредметных результатов обучения (УУД).

Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:

- личностные: осознают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; осознают самооценку как основу становления учебного действия оценки;

метапредметные: регулятивные – объяснять свои действия, осуществлять самооценку и рефлексию результатов работы; получат возможность научиться оценивать правильность выполнения своих учебных действий; познавательные – научатся находить, сравнивать, группировать слова; получат возможность научиться свободно ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро; коммуникативные – научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

предметные: научатся определять форму числа имен существительных по начальной форме, использовать термины единственное и множественное число; узнавать формы единственного и множественного числа существительных, употреблённых в формах косвенных падежей.

На уроке используются приёмы проблемного обучения: столкновение разных мнений учеников, подводящий и побуждающий к действию диалог; несколько элементов технологии ТРИЗ.

Организуется фронтальная, парная и самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой. В начале урока в диалоге с учениками создаётся проблемная ситуация. Далее ученики в диалоге с учителем, исходя из проблемной ситуации, формулируют учебную проблему – основная цель урока .

В диалоге актуализируются знания учащихся, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно узнать (сделать), чтобы найти решение проблемы (план действий). Выполняя план, ученики с помощью учителя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи.

   Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено и выражает это решение в виде правила, закона.  









Тема: Изменение частей речи по числам.

Тип урока: открытие новых знаний

Основные цели: организовать наблюдение над формами изменения по числам имен существительных, ввести термины единственное и множественное числа; учить определять формы числа существительных, употребленных в формах косвенных падежей.

Планируемые результаты:

личностные: осознают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; осознают самооценку как основу становления учебного действия оценки;

метапредметные: регулятивные – объяснять свои действия, осуществлять самооценку и рефлексию результатов работы; получат возможность научиться оценивать правильность выполнения своих учебных действий; познавательные – научатся находить, сравнивать, группировать слова; получат возможность научиться свободно ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро; коммуникативные – научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

предметные: научатся определять форму числа имен существительных по начальной форме, использовать термины единственное и множественное число; узнавать формы единственного и множественного числа существительных, употреблённых в формах косвенных падежей.


Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Образовательные ресурсы: дневники наблюдений, музыкальное сопровождение, карточки, компьютер, презентация, ЭОР, наглядность.

Форма урока: урок-путешествие.













Ход урока:

1 Мотивация к учебной деятельности. (Слайд №2)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы.

На дворе сейчас весна,

Птичьих голосов полна.

Повернем мы все лицо на окно

И вдохнем весенний воздух заодно.

А сейчас вы повернитесь все ко мне,

Подарю я вам улыбку, а вы мне.

Ну а теперь, тихонечко садитесь

И в работающих учеников обратитесь.

- Я думаю, что вы любите путешествовать? Да.

- А хотите опять отправиться в путешествие?

- Путешествие можно совершить и пешком, и на каком-нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадайте загадку:

Братцы в гости снарядились,

Друг – за другом уцепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.(Паровоз)

— Верно. Паровоз. (слайд 3)

— Мы отправимся в путешествие в волшебную страну - ЧАСТЕЙ РЕЧИ .

— Отправляясь в путешествие, мы возьмем с собой наши Знания, Умения, Навыки, а спасательными средствами будут – безошибочное и красивое письмо.

— Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, куда записывает все важные события, которые происходят во время путешествия. Поэтому у каждого из вас, сегодня свой дневник наблюдений. А писать в нем надо красиво, аккуратно и разборчиво.

(Учитель демонстрирует дневник наблюдений.-тетрадь)

— Дата в дневнике наблюдений очень важна. Откройте свой дневник наблюдений и запишите сегодняшнее число. Слайд 4

(Дети записывают число)

— Скорее в путь, мои друзья!

2. Релаксация. (Звучит музыка отрывок из м/ф «Паровозик из Ромашкова».)

2. Самоопределение к деятельности. (Слайд 5)

Цель:

1) определить содержательные рамки урока (число имени существительного);

2) согласовать тему и цель

- А вот и первая остановка. Перед нами лес. На деревьях здесь растут необычные «плоды». Что это? (слова).

- А что общего у всех слов этого леса?

- Все они оканчиваются на парный согласный

– Докажите, почему так пишется слово.

чиж – … (чижи)

сугроб – … (сугробы)

флаг – … (флаги)

столб – … (столбы)

шалаш – … (шалаши)

- Что объединяет эти слова? К какой части речи относятся эти слова? (Имя существительное)

- Поделитесь со мной своими знаниями об имени существительном! Предлагаю вам заполнить белую карточку, которая лежит у вас на столах.

3. Самоопределение к деятельности (индивидуальная работа на карточках)




Ф.И.

«Я знаю, я умею, я могу!»

Мои результаты:

начало

урока

конец

урока

1

Я знаю, что такое имена существительные.



2

Я умею находить существительные среди других слов.



3

Я знаю ,что имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.



4

Я знаю, что имена существительные бывают собственные и нарицательные.



5

Я смогу различить собственные и нарицательные имена существительные.



6

Я знаю, что имена существительные бывают единственного и множественного числа.



7

Я умею определять число имён существительных.



- Оценивание происходит с помощью знаков +, - .

- Кто всё знает , умеет, может поделиться своими знаниями - ставит +,

- Кто не всё знает, не всё умеет, не может поделиться своими знаниями ставит –

- У кого возникло затруднение ставит ?

- У кого есть – или ?

-У нас есть проблема !

-Кто сформулирует задачу урока? Научиться узнавать формы единственного и множественного числа имен существительных.

-Чему мы научимся сегодня? Научиться определять число имен существительных.

- Можем продолжить наше путешествие к городу Имени Существительного.

3.Актуализация знаний. Чистописание. Словарная работа.

- Наш паровозик приехал на полянку. Пассажиры любовались бабочками и, конечно же, ромашковым полем. Но вот беда, пассажиры забыли, из какого вагона вышли и не могут сесть в поезд. Давайте поможем им вспомнить свои вагоны, для этого выполним задание в паре.

- Работа в паре. Распределите слова, которые находятся у вас на столах на две группы (перроны, воробей, пассажиры, город, тамбур, километр, маршрут, часы).

- По какому признаку вы разделили слова?

Вывод: слова одной группы слова, которые обозначают один предмет, а в другой- много

- Значение какого слова вам может быть неизвестно? (ТАМБУР)

Дети ищут в толковых словарях и называют его значение,

в словаре Даля Сенцы, коробка у наружных дверей, со вторыми дверьми, для тепла.
  • в словаре Д.Н. Ушакова
1. Пристройка у дверей, защищающая вход от ветра, дождя (архит.).
2. (тамбур). Закрытая площадка пассажирского железнодорожного вагона.
  • в словаре Словарь иностранных слов
1. Пристройка у входных дверей, предохраняющая основное помещение от холода. 2. Закрытая площадка пассажирского железнодорожного вагона у входных дверей..

- В дневниках наблюдений записывают слово ТАМБУР. Давайте составим предложение с этим словом.

- Итак, все пассажиры на местах, и мы отправляемся дальше. Из окна вагона мы можем видеть…(электронный учебник - упр.1) Назовите предметы, изображенные на рисунках. Запишем эти слова в тетрадь парами. - Первое слово- имя существительное ,которое обозначает один предмет.

-Второе слово - имя существительное, которое обозначает несколько предметов.

- Выделите окончания. Понаблюдайте, какие окончания в словах помогают понять, что предметов несколько.

- Учеными принято обозначать имя существительное единственного числа – ед.ч. ,

- Имя существительное множественного числамн.ч..

Вывод: имена существительные изменяются по числам

- Проверим (упр.1) и оценим себя! Смайликом?

- Во время путешествия бывают такие моменты, когда хочется обратиться к умной книге. А какая умная книга есть сегодня у каждого из нас на столе (учебник)

- Верно, давайте откроем наши умные книги на стр.104 и посмотрим, что там написано… (читаем правило.)

4. А еще в пути пассажиры отгадывают кроссворды и загадки, проверяют свои знания. Предлагаю вам проверить знанияупр.2 //Электронный учебник (выполняем по рядам):

1р.- 1столбик

2р. – 2столбик

3р. – 3 столбик

(взаимопроверка) или документ камера


ФИЗМИНУТКА. Пора размяться пассажирам.

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Мы колени поднимаем,

Шаг на месте выполняем.

От души мы потянулись

И на место вновь вернулись.


5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять изучаемое правило.

- Ребята с нами в поезде путешествует иностранец. Он решил, по-русски написать некоторые имена существительные, изменив их число. Вот что у него вышло.

Солнцы, санка, каникула, искусствы.

- Ребята, как вы думаете, все ли верно записал иностранец?

- А как следует записать? (Солнце, санки, каникулы, искусство)

- Кто догадался или знает, почему?.

Вывод: – Некоторые существительные нельзя изменить по числам, они имеют только одно число: или единственное, или множественное.

Давайте пополним «Копилку знаний об имени существительном» и запишем правильно слова Незнайки в наш дневник наблюдений, укажем число.

- Может кто-нибудь из вас привести свой пример? например: Москва, мука, пшено, молоко, мёд, доброта; ножницы, сани, брюки, сливки, лыжи, очки.

- Проверим и оценим свои знания! Прозвучало много примеров. Я верю, что вы их запомните, так как эти знания вам обязательно помогут.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: организовать повторение изученного на уроке правила. Каждый ученик может принять участие в заполнении пробелов.

Работа с электронным приложением

Стр.105 нажать ладошку

- Кто попробует?

-У нас все получилось, Мы справились с заданием!

8. Домашнее задание : Перед вами карточка оранжевого цвета! Это билет – для следующего путешествия. Но отправиться в него смогут только те ребята, кто выполнит одно из заданий:

Задание №1. С.105 правило, упр.3

Задание №2 с. 105 правило, Пропуск. Прочитайте. Впишите подходящие по смыслу имена существительные.

Сам придумай.

У _________________________ высокий рост.

У____________________ пушистый хвост.

У________________ крепки рожки.

У ______ толсты губы, а у __________ остры зубы.

Сам придумай про ежа, про ужа и про чижа.

А.Бродский.

Слова для справок: ( у) козлёнка, цыплёнка, мартышки, лисы, волка, слона.

.Определите число имён существительных в первых трёх предложениях.

. Составьте своё предложение про ежа или чижа. Запиши его.

_________________________________________________


9. Рефлексия деятельности.

Цель:

1)) зафиксировать затруднения, которые остались

2)оценить свою деятельность на уроке

Вот мы и приехали, но что это, одна из тележек с багажом опрокинулась, багаж перемешался и перекрыл перрон. Давайте поможем разложить багаж по биркам к тем вагонам, в которых он должен находиться. Игра «Помоги пассажирам получить багаж».

- Мы справились! Путь свободен! Ребята, а какие знания помогли вам справиться с заданием? Знание, что имена существительные изменяются по числам.

- Как изменяются имена существительные? Назовите окончания существительных во множественном числе. –Ы, -И, -А, -Я, -Е

- Какова была цель нашего путешествия?

- Достигли мы своей цели? Докажите. (возвращаемся к таблице




Ф.И.

«Я знаю, я умею, я могу!»

Мои результаты:

начало

урока

конец

урока

1

Я знаю, что такое имена существительные.



2

Я умею находить существительные среди других слов.



3

Я знаю ,что имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.



4

Я знаю, что имена существительные бывают собственные и нарицательные.



5

Я смогу различить собственные и нарицательные имена существительные.



6

Я знаю, что имена существительные бывают единственного и множественного числа.



7

Я умею определять число имён существительных.



- Что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями? У кого еще остались минусы?

- Вот и заканчивается наше приключение в городе Имени существительного. Но путешествие обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще есть части речи, которые изменяются по числам.

-Вы очень хорошо поработали! На память об этом путешествии Паровозик дарит вам ……………

Спасибо за урок!!!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!