СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка. Тема: "Слово и слог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка для 1 класса УМК "Школа России". Тема урока : "Слово и слог".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка. Тема: "Слово и слог"»

КОНСПЕКТ УРОКА

русского языка УМК «Школа России», 1 класс.

Тема урока: «Слово и слог»

Тип и вид урока: открытие новых знаний

Цель урока: дать понятие слога, дифференцировать понятия «слово» и «слог»
Задачи урока:
Обучающие: сформировать умения делить слова на слоги, определять порядок слогов в слове;
Развивающие: развивать умения анализировать, работать с разными источниками информации; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, воображение;
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к языку как носителю русской культуры, учить работать в группах.
Планируемые результаты:
Предметные: определять слоги в слове
Личностные: проявлять интерес к предмету; воспитывать внимание, аккуратность, бережное отношение к языку.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: самостоятельная постановка учебной задачи; предположение о том, какой результат получится в конце работы; способность к самооценке; осознание того, что уже усвоено и того, что еще нужно усвоить: осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.
Оборудование:







Структура урока

Дидактическая структура урока

Ход урока

Примечания

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент






- Сядет тот, кто произнесёт предложение


Приветствуют учителя, проверяют рабочее место, настраиваются на урок.


Дети по очереди произносят предложения, садятся на своё место


Повторение пройденного материала

- Что вы произносили?

- Послушайте внимательно:

В лесу

           Утром Митя с папой пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Домой вернулись к обеду.

- Что я сейчас прочитала?

- Повторим с вами это слово хором, тихо… ТЕКСТ

- Вспомните, из чего состоит текст?

- Из чего состоит предложение?


- Мы произносили предложения







- Вы прочитали текст


- ТЕКСТ

- Текст состоит из предложений

- Предложение состоит из слов


Сообщение темы занятия

- Сегодня мы узнаем, из чего состоит слово. Слова делятся на части, как на дольки апельсин. Эта долька и называется слог

- Повторим …СЛОГ

- Скажите, что помогает нам узнать, сколько в слове слогов, в детском саду учили?



- Сейчас я посмотрю, как вы умеете определять количество слогов в словах. Встаньте…

Учитель называет слова

(кот, коза, собака;

мышь, утка, корова)

и вместе с детьми считает слоги сначала первым способом, затем вторым.

Садитесь!

- Сейчас я вам буду загадывать загадки, ваша задача определить количество слогов в словах-отгадках, подняв карточку с правильным ответом:

1) Закаляют нас всегда
Солнце, воздух и …..

2) Хвост пушистый – краса
И зову её - …..

3) Сапожник, сапожник!
Скорей помоги!
Совсем прохудились
Мои …..

4) Я расчищу снег, ребята
Только мне нужна ….

5) У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это?



6) Кто же это ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе, ходят ….





- СЛОГ


- Надо лопать в ладоши и говорить слово по частям или проговорить слово, положив руку под подбородок.



Работаем стоя!



Дети отвечают полным ответом, сколько слогов в слове.


(-В слове «кот» один слог)












- Вода, в слове «вода» 2 слога.



- Лиса, в слове «лиса» 2 слога







- Сапоги, в слове «сапоги» 3слога


- Лопата, в слове «лопата» 3 слога





- Буратино, в слове «буратино» 4 слога





- Черепахи, в слове «черепахи» 4 слога













Дети уже давно сидят


















Раздаём детям карточки с цифрами

Закрепление знаний и способов действий


Учитель вывешивает картинки с изображением сказочных героев


- Сегодня к нам в гости пришли сказочные герои – Филя и Тотоша. Нам надо подарить им подарки. У нас есть картинки, названия которых состоят из 2 слогов и 3 слогов. Как вы думаете, кому из гостей какие картинки достанутся и почему?


Учитель демонстрирует картинки (дыня, машина, кубики, пони, пила, собака, лопата, колесо, юла, дерево, рука, шапка), а ученики прикрепляют их под изображениями Фили и Тотоши, объясняя свой выбор.




- Имя «Филя» состоит из 2 слогов, поэтому мы подарим ему картинки, в названиях которых 2 слога, а «Тотоша» - 3 слога, подарим картинки, названия которых состоят из 3 слогов.















Каждому ученику по слову

Физкультминутка

Дети отстукивают ритм стихотворения разными способами.


Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки

Туки – туки – туки – тук!

Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!

И постукивают, и похрюкивают!



Обобщение и систематизация знаний


Учитель вывешивает слог «МУ»


- Ребята, что здесь написано?

- Что это такое?

- Есть ли смысл в слоге «ХА»?


- Ребята, а если мы соединим эти слоги вместе, что получится?

- А что такое муха или кто такая, если это слово обозначает живой предмет?

Учитель вывешивает картинку.


- Вывод: слог – часть слова, не содержащая в себе смысла этого слова, а любое слово имеет определённый смысл.

- А сейчас возьмите простой карандаш и раскрасьте мухе лапки. Сколько лапок у мухи?









- Муха








- У мухи 6 лапок.












Контроль и самопроверка знаний



Работа со схемами слов


- Вы научились делить слова на слоги, а теперь мы научимся работать со схемами слов. У каждого из вас есть набор полосок. Длинная полоска обозначает слово, а короткая – часть слова, т.е. слог.


Один ученик работает у доски, остальные работают на месте.


- Сколько слогов в слове «муха»?

- Сколько коротких полосок надо положить?

(Один ученик работает у доски, остальные работают на месте)


Аналогично работа проводится с другими словами: ваза, собака, кукуруза.

Учащиеся по очереди меняются у доски.


- Что-то Филя с Тотошей у нас заскучали. Давайте поднимем им настроение и посмотрим телевизор (вывешивается изображение телевизора с перевернутой картинкой)


- Что-то случилось с нашим телевизором. Чтобы появилось изображение, надо отгадать, что за слово зашифровано на карточках.

Карточки со слогами: чи, мя (учащиеся отгадывают слово, учитель переворачивает картинку с соответствующим изображением) Аналогично выставляются слоги: ма, на, ши; ры, ша; ка, ру, ду, га.


Учитель предлагает детям выделить первые слоги из названий картинок и составить из них слова, далее объединив их в предложения.

Картинки: перо, телефоны, курица, пила, лиса, роза, бобы, тазы.

По ходу выделения первых слогов из слов учитель выставляет соответствующий слог на наборном полотне. Дети читают предложение «Пете купили робота» и чертят его схему

____ _____ .













- В слове «муха» 2 слога

- Надо положить 2 короткие полоски














































На листочках. Выдать!

Рефлексия

Время:

- Давайте повторим, как называются части слова?


- Как узнать, сколько в слове слогов?


- Чем слог отличается от слова?


- Ребята, вам понравился урок?


- Если вам все было понятно, то поднимите большой палец вверх, если было не все понятно, были какие-то трудности, то большой палец поднимите горизонтально, если вообще ничего не поняли – палец вниз.

Отвечают на вопросы









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!