Повторение пройденного материала | - Что вы произносили? - Послушайте внимательно: В лесу Утром Митя с папой пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Домой вернулись к обеду. - Что я сейчас прочитала? - Повторим с вами это слово хором, тихо… ТЕКСТ - Вспомните, из чего состоит текст? - Из чего состоит предложение? | - Мы произносили предложения - Вы прочитали текст - ТЕКСТ - Текст состоит из предложений - Предложение состоит из слов | |
Сообщение темы занятия | - Сегодня мы узнаем, из чего состоит слово. Слова делятся на части, как на дольки апельсин. Эта долька и называется слог - Повторим …СЛОГ - Скажите, что помогает нам узнать, сколько в слове слогов, в детском саду учили? - Сейчас я посмотрю, как вы умеете определять количество слогов в словах. Встаньте… Учитель называет слова (кот, коза, собака; мышь, утка, корова) и вместе с детьми считает слоги сначала первым способом, затем вторым. Садитесь! - Сейчас я вам буду загадывать загадки, ваша задача определить количество слогов в словах-отгадках, подняв карточку с правильным ответом: 1) Закаляют нас всегда Солнце, воздух и ….. 2) Хвост пушистый – краса И зову её - ….. 3) Сапожник, сапожник! Скорей помоги! Совсем прохудились Мои ….. 4) Я расчищу снег, ребята Только мне нужна …. 5) У отца был мальчик странный, Необычный, деревянный. На земле и под водой, Ищет ключик золотой. Всюду нос суёт он длинный, Кто же это? 6) Кто же это ходит в каменной рубахе? В каменной рубахе, ходят …. | - СЛОГ - Надо лопать в ладоши и говорить слово по частям или проговорить слово, положив руку под подбородок. Работаем стоя! Дети отвечают полным ответом, сколько слогов в слове. (-В слове «кот» один слог) - Вода, в слове «вода» 2 слога. - Лиса, в слове «лиса» 2 слога - Сапоги, в слове «сапоги» 3слога - Лопата, в слове «лопата» 3 слога - Буратино, в слове «буратино» 4 слога - Черепахи, в слове «черепахи» 4 слога | Дети уже давно сидят Раздаём детям карточки с цифрами |
Закрепление знаний и способов действий | Учитель вывешивает картинки с изображением сказочных героев - Сегодня к нам в гости пришли сказочные герои – Филя и Тотоша. Нам надо подарить им подарки. У нас есть картинки, названия которых состоят из 2 слогов и 3 слогов. Как вы думаете, кому из гостей какие картинки достанутся и почему? Учитель демонстрирует картинки (дыня, машина, кубики, пони, пила, собака, лопата, колесо, юла, дерево, рука, шапка), а ученики прикрепляют их под изображениями Фили и Тотоши, объясняя свой выбор. | - Имя «Филя» состоит из 2 слогов, поэтому мы подарим ему картинки, в названиях которых 2 слога, а «Тотоша» - 3 слога, подарим картинки, названия которых состоят из 3 слогов. | Каждому ученику по слову |
Обобщение и систематизация знаний | Учитель вывешивает слог «МУ» - Ребята, что здесь написано? - Что это такое? - Есть ли смысл в слоге «ХА»? - Ребята, а если мы соединим эти слоги вместе, что получится? - А что такое муха или кто такая, если это слово обозначает живой предмет? Учитель вывешивает картинку. - Вывод: слог – часть слова, не содержащая в себе смысла этого слова, а любое слово имеет определённый смысл. - А сейчас возьмите простой карандаш и раскрасьте мухе лапки. Сколько лапок у мухи? | - Муха - У мухи 6 лапок. | |
Контроль и самопроверка знаний | Работа со схемами слов - Вы научились делить слова на слоги, а теперь мы научимся работать со схемами слов. У каждого из вас есть набор полосок. Длинная полоска обозначает слово, а короткая – часть слова, т.е. слог. Один ученик работает у доски, остальные работают на месте. - Сколько слогов в слове «муха»? - Сколько коротких полосок надо положить? (Один ученик работает у доски, остальные работают на месте) Аналогично работа проводится с другими словами: ваза, собака, кукуруза. Учащиеся по очереди меняются у доски. - Что-то Филя с Тотошей у нас заскучали. Давайте поднимем им настроение и посмотрим телевизор (вывешивается изображение телевизора с перевернутой картинкой) - Что-то случилось с нашим телевизором. Чтобы появилось изображение, надо отгадать, что за слово зашифровано на карточках. Карточки со слогами: чи, мя (учащиеся отгадывают слово, учитель переворачивает картинку с соответствующим изображением) Аналогично выставляются слоги: ма, на, ши; ры, ша; ка, ру, ду, га. Учитель предлагает детям выделить первые слоги из названий картинок и составить из них слова, далее объединив их в предложения. Картинки: перо, телефоны, курица, пила, лиса, роза, бобы, тазы. По ходу выделения первых слогов из слов учитель выставляет соответствующий слог на наборном полотне. Дети читают предложение «Пете купили робота» и чертят его схему ____ _____ . | - В слове «муха» 2 слога - Надо положить 2 короткие полоски | На листочках. Выдать! |
Рефлексия Время: | - Давайте повторим, как называются части слова? - Как узнать, сколько в слове слогов? - Чем слог отличается от слова? - Ребята, вам понравился урок? - Если вам все было понятно, то поднимите большой палец вверх, если было не все понятно, были какие-то трудности, то большой палец поднимите горизонтально, если вообще ничего не поняли – палец вниз. | Отвечают на вопросы | |