СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка . УМК «Школа России»Тема: « Личные местоимения.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать умение распознавать местоимения среди других частей речи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка . УМК «Школа России»Тема: « Личные местоимения.»»

Конспект урока русского языка . УМК «Школа России»

Тема: « Личные местоимения.»

Педагогические цели:

  • создать условия для определения местоимения как части речи;

  • формировать умение распознавать местоимения среди других частей речи;

  • развивать умение правильно употреблять местоимения в речи .

Планируемые результаты:

предметные:

  • распознавать местоимения среди других частей речи;

  • определять лицо и число местоимений

метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

  • выделять группы слов по определённым признакам;

  • делать выводы из наблюдений;

  • обобщать сведения по изучаемой теме

личностные:

  • проявлять интерес к изучению русского языка

  • понимать,что правильная устная и письменная речь свидетельствует о культуре человека.



Задачи по формированию УУД:

  • коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе, построение речевых высказываний ,согласованность действий с партнёрами ,планирование учебного сотрудничества);

  • личностные (знать основные моральные нормы и уметь их выполнять, оценивать свои поступки и дела);

  • регулятивные(самоконтроль ,самооценка, целеполагание ,планирование ,прогнозирование, умение формулировать тему, коррекция);

  • познавательные(умение анализировать текст ,работать с текстом, классифицировать, ставить проблему, выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).

Оборудование:

  • Учебник русского языка. Авторы : В.П.Канакина , В.Г.Горецкий. Издательство «Просвещение»2017г.

ПК ,мультимедийный проектор ,презентация.



Ход урока.

Орг момент.

  1. Приветственное слово учителя.

  2. Открываем тетради и записываем дату

Словарно –орфографическая работа Слайд 2

- Назовите слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке. Для этого в каждом данном слове выделите букву, являющуюся в нем орфограммой: суп, чугун, лестница, земля, плюш, пенал, каска, грустный, улов, шишка, леса.

- Какое это слово? (Это слово путешествие. ) Слайд 3

- Каким способом можно совершать путешествие ? (Путешествие можно совершать пешком и на разных видах транспорта)

- С какой целью совершаются путешествия?( Путешествие совершаются для отдыха, ознакомления с новой местностью, городами, странами.)

- Скажите полностью значения слова путешествие Слайд 3

(Путешествие – это передвижение пешком или на разных видах транспорта для отдыха и ознакомления с новой местностью, городами, странами .)

- Найдите слово путешествие в орфографическом словаре. --- Что можно сказать о его написании? (В слове путешествие пишется непроверяемая безударная гласная е.)

- Прочитайте написанные на доске пары слов. Слайд 4

Вагон - путешествие, радио – путешествие, погода – путешествие.

- С каждой парой слов составьте по два предложения так, чтобы в первом предложении указывалась причина того, о чём сообщается во втором предложении, и было введено первое слово опорной пары. Во втором предложении должно быть отражено следствие, вытекающее из содержания первого предложения, и введено второе слово опорной пары.

В вагоне было чисто, тепло и уютно. Путешествие не было утомительным.

По радио объявили о приближающемся стихийном бедствии .Путешествие было прервано.

Слайд 5

Стояла холодная погода Путешествие принесло нам большие неприятности.

Актуализация опорных знаний Слайд 6

- Назовите в последней паре предложений известные нам части речи.

Погода, путешествие –это имена существительные.

Стояла, принесло – глаголы.

Холодные, большие – имена прилагательные.

- Что такое имя существительное? (Имя существительное –это часть речи ,которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?)

- Как изменяются имена существительные ? (Имена существительные изменяются по числам и падежам.)

-Почему в данных предложениях вы не назвали слово нам?

(Мы не знаем к какой части речи оно относится.)

- Как вы думаете, с чем мы будем сегодня знакомиться на уроке? (Сегодня мы будем знакомиться с новой частью речи.)

Сообщение темы и постановка целей урока

Изучение нового материала. Слайд 7

На доске написан текс:

Сова – хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучших охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. ССС

- Прочитайте текст. Определите, какой в нём имеется недостаток? (В каждом предложении повторяется слово сова.)

- Как можно исправить этот недостаток ? (Слово сова надо заменить другими словами.)

- Прочитайте текст, заменив во втором и третьем предложениях слова сова другими словами. Слайд 8

Сова – хищная птица. Из всех видов хищников она считается лучших охотником. У неё мощные когти и чуткие уши.

- Вместо какой части речи заняли в предложении новые слова? (Вместо имени существительного.)

- Часть речи , которая употребляется вместо имени существительного , называется местоимением. Слайд 9

- Слова она, у неё являются местоимениями.

- Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? (Должны узнать, что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи) Слайд 10

-Называют ли местоимения она, у неё конкретный предмет или только указывают на него? (Местоимения она, у неё не называют конкретный предмет, а только указывают на него.)

-Местоимение -это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.

-В русском языке несколько групп местоимений. Одна из них указывает на лица, поэтому эти местоимения называются личными. Личные местоимения бывают 1,2 и 3-го лица.

- С ними мы познакомимся во время работы с таблицей. Слайд 11-15

Обьяснение по слайдам презентации.

- Местоимения употребляются в единственном и во множественном числе. ------- Запишите:

Единственное число         Множественное число

- Местоимения бывают 1,2,3-го лица.

- Местоимения 1-го лица единственного числа указывает на лицо, которое говорит о себе. Назовите это местоимение.(Я.)

-Записывают.

- Какое местоимение употребляем,говоря не только о себе,но и о других,включая себя в их число?(Мы.)

-Записывают на той же строчке

-Я,мы-это местоимения 1-го лица .

- .Какие местоимения употребляем,обращаясь к другому лицу(ты),нескольким лицам?(Вы.)-записывают:2-е лицо-ты,вы.

Какое местоимение употребляем вместо существительного, сообщая о чем-либо или о ком-либо? (Он,она,оно,они.)

-Запись местоимений 3-го лица.

Когда употребляем он?(Вместо существительного мужского рода.)Докажите это.Докажите,когда употребляются местоимения она,оно,они.

Личные местоимения



Лицо

Единственное число

Множественное число

1-е

я

мы

2-е

ты

вы

3-е

он, она, оно

(м.р.) (ж.р.) (ср.р.)

они



- Перечислите местоимения 1,2 и 3-го лица.

(Местоимения 1 –го лица: я, мы; 2 -го лица: ты, вы; 3 –го лица: он, она, оно, они.)

- Как изменяются личные местоимения?

(Они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед. ч. могут иметь род.)

- Обобщите наши рассуждения по плану: Слайд 16

- Что такое местоимение?

- Как называются местоимения, которые указывают на лица?

- На какие три группы можно разделить данные местоимения?

- Какие местоимения относятся к личным?

-Как изменяются личные местоимения?

Физминутка.

- Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.

Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно.



Применение новых знаний на практике

Слайд 17

- Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы:

роеккуань

коогзоёрлод

ммаелдивендаь

Используя их , отгадайте загадки:

Только этот водоём для него родимый дом.

Кого куда – то запустили, ущерб огромный допустили?

Какой кустарник каждый день кому-то посещать не

лень?

- Слова-отгадки замените подходящими по смыслу местоимениями. Укажите их число и лицо.

Справка:

Река, окунь; козёл, огород; малина, медведь.

Слайд 18-19

Прочитайте. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу местоимения.

Знаете ли ....что люди издавна употребляют в пищу цветы.?

В Болгарии варят варенье из лепестков роз. … очень душистое. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный на вкус.

  Итог урока.

- Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо поработали.
- Давайте ещё раз повторим всё , что мы узнали о местоимении.

Обобщение по вопросам: Слайд 20

1)Что такое местоимение?(Часть речи.)

2)Назовите местоимения 1,2 и 3-го лица.

3)Чем отличаются местоимения от существительных ?(Существительные называют предметы, местоимения только указывают на них.)

4)Как изменяются местоимения 3-го лица? (По родам.)

Рефлексия.

—Что интересного было на уроке?

—Чему научились?

Домашнее задание. ( дифференцированное)

- Ребята, для домашнего задания вы получите карточки. На них три задания, выберите себе одно для выполнения. Урок окончен. Всем спасибо за работу.

КАРТОЧКА

Задание 1.

Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями.

Задание 2.

Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями.

Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке.

Задание 3.

Составь и запиши несколько предложений о сегодняшнем уроке, используя местоимения.