Конспект урока русского языка . УМК «Школа России»
Тема: « Личные местоимения.»
Педагогические цели:
создать условия для определения местоимения как части речи;
формировать умение распознавать местоимения среди других частей речи;
развивать умение правильно употреблять местоимения в речи .
Планируемые результаты:
предметные:
метапредметные:
понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
выделять группы слов по определённым признакам;
делать выводы из наблюдений;
обобщать сведения по изучаемой теме
личностные:
проявлять интерес к изучению русского языка
понимать,что правильная устная и письменная речь свидетельствует о культуре человека.
Задачи по формированию УУД:
коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе, построение речевых высказываний ,согласованность действий с партнёрами ,планирование учебного сотрудничества);
личностные (знать основные моральные нормы и уметь их выполнять, оценивать свои поступки и дела);
регулятивные(самоконтроль ,самооценка, целеполагание ,планирование ,прогнозирование, умение формулировать тему, коррекция);
познавательные(умение анализировать текст ,работать с текстом, классифицировать, ставить проблему, выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).
Оборудование:
ПК ,мультимедийный проектор ,презентация.
Ход урока.
Орг момент.
Приветственное слово учителя.
Открываем тетради и записываем дату
Словарно –орфографическая работа Слайд 2
- Назовите слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке. Для этого в каждом данном слове выделите букву, являющуюся в нем орфограммой: суп, чугун, лестница, земля, плюш, пенал, каска, грустный, улов, шишка, леса.
- Какое это слово? (Это слово путешествие. ) Слайд 3
- Каким способом можно совершать путешествие ? (Путешествие можно совершать пешком и на разных видах транспорта)
- С какой целью совершаются путешествия?( Путешествие совершаются для отдыха, ознакомления с новой местностью, городами, странами.)
- Скажите полностью значения слова путешествие Слайд 3
(Путешествие – это передвижение пешком или на разных видах транспорта для отдыха и ознакомления с новой местностью, городами, странами .)
- Найдите слово путешествие в орфографическом словаре. --- Что можно сказать о его написании? (В слове путешествие пишется непроверяемая безударная гласная е.)
- Прочитайте написанные на доске пары слов. Слайд 4
Вагон - путешествие, радио – путешествие, погода – путешествие.
- С каждой парой слов составьте по два предложения так, чтобы в первом предложении указывалась причина того, о чём сообщается во втором предложении, и было введено первое слово опорной пары. Во втором предложении должно быть отражено следствие, вытекающее из содержания первого предложения, и введено второе слово опорной пары.
В вагоне было чисто, тепло и уютно. Путешествие не было утомительным.
По радио объявили о приближающемся стихийном бедствии .Путешествие было прервано.
Слайд 5
Стояла холодная погода Путешествие принесло нам большие неприятности.
Актуализация опорных знаний Слайд 6
- Назовите в последней паре предложений известные нам части речи.
Погода, путешествие –это имена существительные.
Стояла, принесло – глаголы.
Холодные, большие – имена прилагательные.
- Что такое имя существительное? (Имя существительное –это часть речи ,которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?)
- Как изменяются имена существительные ? (Имена существительные изменяются по числам и падежам.)
-Почему в данных предложениях вы не назвали слово нам?
(Мы не знаем к какой части речи оно относится.)
- Как вы думаете, с чем мы будем сегодня знакомиться на уроке? (Сегодня мы будем знакомиться с новой частью речи.)
Сообщение темы и постановка целей урока
Изучение нового материала. Слайд 7
На доске написан текс:
Сова – хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучших охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. ССС
- Прочитайте текст. Определите, какой в нём имеется недостаток? (В каждом предложении повторяется слово сова.)
- Как можно исправить этот недостаток ? (Слово сова надо заменить другими словами.)
- Прочитайте текст, заменив во втором и третьем предложениях слова сова другими словами. Слайд 8
Сова – хищная птица. Из всех видов хищников она считается лучших охотником. У неё мощные когти и чуткие уши.
- Вместо какой части речи заняли в предложении новые слова? (Вместо имени существительного.)
- Часть речи , которая употребляется вместо имени существительного , называется местоимением. Слайд 9
- Слова она, у неё являются местоимениями.
- Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? (Должны узнать, что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи) Слайд 10
-Называют ли местоимения она, у неё конкретный предмет или только указывают на него? (Местоимения она, у неё не называют конкретный предмет, а только указывают на него.)
-Местоимение -это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.
-В русском языке несколько групп местоимений. Одна из них указывает на лица, поэтому эти местоимения называются личными. Личные местоимения бывают 1,2 и 3-го лица.
- С ними мы познакомимся во время работы с таблицей. Слайд 11-15
Обьяснение по слайдам презентации.
- Местоимения употребляются в единственном и во множественном числе. ------- Запишите:
Единственное число Множественное число
- Местоимения бывают 1,2,3-го лица.
- Местоимения 1-го лица единственного числа указывает на лицо, которое говорит о себе. Назовите это местоимение.(Я.)
-Записывают.
- Какое местоимение употребляем,говоря не только о себе,но и о других,включая себя в их число?(Мы.)
-Записывают на той же строчке
-Я,мы-это местоимения 1-го лица .
- .Какие местоимения употребляем,обращаясь к другому лицу(ты),нескольким лицам?(Вы.)-записывают:2-е лицо-ты,вы.
Какое местоимение употребляем вместо существительного, сообщая о чем-либо или о ком-либо? (Он,она,оно,они.)
-Запись местоимений 3-го лица.
Когда употребляем он?(Вместо существительного мужского рода.)Докажите это.Докажите,когда употребляются местоимения она,оно,они.
Личные местоимения
Лицо | Единственное число | Множественное число |
1-е | я | мы |
2-е | ты | вы |
3-е | он, она, оно (м.р.) (ж.р.) (ср.р.) | они |
- Перечислите местоимения 1,2 и 3-го лица.
(Местоимения 1 –го лица: я, мы; 2 -го лица: ты, вы; 3 –го лица: он, она, оно, они.)
- Как изменяются личные местоимения?
(Они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед. ч. могут иметь род.)
- Обобщите наши рассуждения по плану: Слайд 16
- Что такое местоимение?
- Как называются местоимения, которые указывают на лица?
- На какие три группы можно разделить данные местоимения?
- Какие местоимения относятся к личным?
-Как изменяются личные местоимения?
Физминутка.
- Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.
Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно.
Применение новых знаний на практике
Слайд 17
- Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы:
роеккуань
коогзоёрлод
ммаелдивендаь
Используя их , отгадайте загадки:
Только этот водоём для него родимый дом.
Кого куда – то запустили, ущерб огромный допустили?
Какой кустарник каждый день кому-то посещать не
лень?
- Слова-отгадки замените подходящими по смыслу местоимениями. Укажите их число и лицо.
Справка:
Река, окунь; козёл, огород; малина, медведь.
Слайд 18-19
Прочитайте. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу местоимения.
Знаете ли ....что люди издавна употребляют в пищу цветы.?
В Болгарии варят варенье из лепестков роз. … очень душистое. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный на вкус.
Итог урока.
- Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо поработали.
- Давайте ещё раз повторим всё , что мы узнали о местоимении.
Обобщение по вопросам: Слайд 20
1)Что такое местоимение?(Часть речи.)
2)Назовите местоимения 1,2 и 3-го лица.
3)Чем отличаются местоимения от существительных ?(Существительные называют предметы, местоимения только указывают на них.)
4)Как изменяются местоимения 3-го лица? (По родам.)
Рефлексия.
—Что интересного было на уроке?
—Чему научились?
Домашнее задание. ( дифференцированное)
- Ребята, для домашнего задания вы получите карточки. На них три задания, выберите себе одно для выполнения. Урок окончен. Всем спасибо за работу.
КАРТОЧКА
Задание 1.
Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями.
Задание 2.
Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями.
Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке.
Задание 3.
Составь и запиши несколько предложений о сегодняшнем уроке, используя местоимения.