Урок русского языка в 10 классе №10от 02.10.2019 г.
Тема урока: Понятия фонемы, открытого и закрытого слога.
Цели:
Повторить знания о слоге как части слова, дать понятие об открытом и закрытом слоге; обучать делению слов на слоги.
Закрепить понятие “ударный” и “безударный” слог, “ударный” и “безударный” гласный. Дать понятие о подвижности и разноместности ударения, о значимости гласных в русском языке.
Развивать навыки правильного переноса слов, навыки самооценки.
Развивать навыки и умения в определении места ударения в слове, в правописании безударных гласных в корне слова.
Воспитывать любовь к окружающему миру, к природе.
Тип урока: повторение
Оборудование: презентация, учебник.
Учащиеся должны
Знать: понятие фонемы, открытого изакрытого слога, правила орфоэпии
Уметь: выполнять фонетический анализ слова.
Ход урока
I. Оргмомент
Что же сегодня будет на уроке? Давайте попробуем вместе определить, чем мы сегодня займёмся.
Вот совсем простая тема:
Фоне- -это звук (фонема).
А теперь ответьте-ка,
Что это " Фонетика "? (слайд 1)
- С этим разделом науки о языке вы познакомились.
- Что изучает этот раздел?
- На какие две группы делятся все звуки речи?
- Чем отличаются буквы от звуков?
II. Актуализация опорных знаний
1. На доске предложения с пропущенными гласными:
Л..б..п..тн..й сл..н..н..к спр..с..л, чт.. ..ст кр..к..д..л з.. ..б..д..м. Кр..к..д..л схв..т..л сл..н..нк.. з.. н..с.
Прочитать два предложения, в которых пропущены все гласные.
Вспомнили из какой сказки?
Трудно было прочитать? Почему?
Какова роль гласных в нашей речи?
Вывод:
а) Гласные помогают говорить, понимать друг друга и даже петь, а что же ещё могут гласные?
(гласные образуют слог)
III. Мотивация учебной деятельности
Наша с вами задача сегодня и выяснить это (слайд 2,3)
Я делю слова на слоги -
Очень требованья строги!
Что ни гласная, то слог -
Вот такой, друзья, итог...
Гласных две - и слога тоже
(Жить без гласной слог не может!),
А двум гласным в слоге тесно,
Это всем давно известно!
Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на. Закрытый слогоканчивается на согласный звук: сон, лай-нер. Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слогаоткрытые, третий — закрытый).
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
1) НАБЛЮДЕНИЕ: Если мы при произношении какого-либо слова выдыхаем воздух несколько раз, то оно разобьется на столько частей, сколько было выдохов. Выдохи можно ощущать на руке, если мы, произнося слово, руку поднесем близко к губам.
А ещё поставьте ладошку под подбородок и проговорите слово. Сколько раз ваша ладошка будет опускаться вниз, столько слогов в слове.
( Опыт: произносим слова рыбаки, трава. Учащиеся подносят ладони к губам и, произнося эти слова, убеждаются, что на каждую часть слова приходится отдельный толчок воздуха. Этот толчок всегда приходится на гласный звук, обозначая таким образом слог).
Сообщаю, что слова по числу слогов бывают односложные, двусложные и многосложные (слайд 4).
Задание классу: 1) придумать слова односложные, двусложные;
2) СКАЗАТЬ, КАК МОЖНО БЫСТРО ПОДСЧИТАТЬ СКОЛЬКО В СЛОВЕ СЛОГОВ?
/Сколько гласных звуков, столько слогов/.
Следовательно, какой звук обязательно должен быть в каждом слове? /Гласный звук/.
- Сколько слогов в словах де-по, стул, сад, ю-но-ша, бе-ре-жёт, со-
рев-но-ва-ни-е? (слайд 5)
3) ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ
- Сколько слогов в словах де-по, стул, сад, ю-но-ша, бе-ре-жёт, со-
рев-но-ва-ни-е? (слайд 5)
- Запищите слова, разделив их на слоги. Определите вид слогов (дифференцированное задание – по цвету)
слоги открытые и закрытые (задание на опережение), ударные, безударные
4) - Гласные – добрые “волшебники” для согласных, но сами они очень опасны.
- Из-за гласных в слабой позиции часто делаем ошибки. Почему?
- Потому что в слове у гласных есть только одна сильная позиция – под ударением. А что такое ударение?
5) УДАРЕНИЕ (слайд 6)
6) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (расставить ударение в словах) (слайд 7, проверка 8)
Оценивание (слайд 9) За каждое слово, в котором правильно поставлено ударение, поставить себе 0,5 балла. Что получилось?
7) ЗАДАНИЕ (слайд 10) Словарная работа
зимний
зима
зимовка (л.знач)
озимь (л.знач)
- что это за слова (однокоренные).
Дифференцированное задание (опять цветовая гамма. Ребята, каждый, рассчитав свои силы, выбирает себе задания и выполняет их).
- разбор по составу,
- расставить ударения.
- разделить на слоги
- Куда, на какие части слова падает ударение в однокоренных словах? (На корень, окончание, приставку, суффикс) (слайд 11)(лекс.знач. 12)
Вывод: Ударение подвижное. Благодаря этому мы и можем проверять безударные гласные. (Повторяется правило о правописании безударных гласных №1) Назовите слово, которое является проверочным для всех остальных (ЗИМНИЙ)
Ударение подобно биению сердца. Пока мы слышим речь, в которой все слова произносятся с правильным ударением, мы вдумываемся в смысл слов, но не замечаем ударения. Но только услышим слово с необычным ударением, и наше внимание привлечено. Речь с неправильными ударениями трудна для понимания.
Иногда от ударения зависит значение слова (слайд 13)
Иногда об ударении говорят, что это “паспорт” слова. Действительно, с помощью ударения можно даже различить слова, состоящие из одинаковых звуков
и т.д.
- приведите примеры омографов:
жа́ркое — жарко́е
жи́ла — жила́
жу́чка — жучка́
за́води — заводи́
за́лом — зало́м
за́мок — замо́к
за́пах — запа́х
засе́ли — засели́
здо́рово — здоро́во
зна́ком — знако́м
избе́гать — избега́ть
и́звести — извести́
8) работа с учебником
В русском языке есть случаи, когда ударение падает на служебное слово (предлог)
Стр. 108, упр. 167 по заданию
9) перенос слова (слайд 14, 15)
При необходимости в письменной речи можно переносить слова со строки на строку.
При этом соблюдаются правила.
Упражнение (слайд 16)
Резервное упражнение в учебнике
Упр. 161.
V. Домашнее задание
Параграфы 13-15, знать правила
Упражнения 160, 166 – устно.
VI. Подведение итогов урока. Игра «Микрофон»
- Над какой темой сегодня работали?
- Что узнали нового? Чему научились на уроке?
- Что понравилось? Не понравилось?
Спасибо за урок. Всего вам доброго.