СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Понятия фонемы, открытого и закрытого слога".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Понятия фонемы, открытого и закрытого слога".»

Урок русского языка в 10 классе №10от 02.10.2019 г.

Тема урока: Понятия фонемы, открытого и закрытого слога.

Цели:

  1. Повторить знания о слоге как части слова, дать понятие об открытом и закрытом слоге; обучать делению слов на слоги.

  2. Закрепить понятие “ударный” и “безударный” слог, “ударный” и “безударный” гласный. Дать понятие о подвижности и разноместности ударения, о значимости гласных в русском языке.

  3. Развивать навыки правильного переноса слов, навыки самооценки.

  4. Развивать навыки и умения в определении места ударения в слове, в правописании безударных гласных в корне слова.

  5. Воспитывать любовь к окружающему миру, к природе.

Тип урока: повторение

Оборудование: презентация, учебник.

Учащиеся должны

Знать: понятие фонемы, открытого изакрытого слога, правила орфоэпии

Уметь: выполнять фонетический анализ слова.

Ход урока

I. Оргмомент

Что же сегодня будет на уроке? Давайте попробуем вместе определить, чем мы сегодня займёмся.

Вот совсем простая тема:
Фоне- -это звук (фонема).
А теперь ответьте-ка,
Что это " Фонетика "? (слайд 1)

- С этим разделом науки о языке вы познакомились.

- Что изучает этот раздел?

- На какие две группы делятся все звуки речи?

- Чем отличаются буквы от звуков?

II. Актуализация опорных знаний

1. На доске предложения с пропущенными гласными:

Л..б..п..тн..й сл..н..н..к спр..с..л, чт.. ..ст кр..к..д..л з.. ..б..д..м. Кр..к..д..л схв..т..л сл..н..нк.. з.. н..с.

  • Прочитать два предложения, в которых пропущены все гласные.

  • Вспомнили из какой сказки?

  • Трудно было прочитать? Почему?

  • Какова роль гласных в нашей речи?

Вывод:

а) Гласные помогают говорить, понимать друг друга и даже петь, а что же ещё могут гласные?

(гласные образуют слог)

III. Мотивация учебной деятельности

Наша с вами задача сегодня и выяснить это (слайд 2,3)


Я делю слова на слоги -
Очень требованья строги!

Что ни гласная, то слог -
Вот такой, друзья, итог...


Гласных две - и слога тоже
(Жить без гласной слог не может!),

А двум гласным в слоге тесно,
Это всем давно известно!

Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на. Закрытый слогоканчивается на согласный звук: сон, лай-нер. Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слогаоткрытые, третий — закрытый).

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1) НАБЛЮДЕНИЕ: Если мы при произношении какого-либо слова выдыхаем воздух несколько раз, то оно разобьется на столько частей, сколько было выдохов. Выдохи можно ощущать на руке, если мы, произнося слово, руку поднесем близко к губам.

А ещё поставьте ладошку под подбородок и проговорите слово. Сколько раз ваша ладошка будет опускаться вниз, столько слогов в слове.

( Опыт: произносим слова рыбаки, трава. Учащиеся подносят ладони к гу­бам и, произнося эти слова, убеждаются, что на каждую часть слова при­ходится отдельный толчок воздуха. Этот толчок всегда приходится на гласный звук, обозначая таким образом слог).

Сообщаю, что слова по числу слогов бывают односложные, дву­сложные и многосложные (слайд 4).

Задание классу: 1) придумать слова односложные, двусложные;


2) СКАЗАТЬ, КАК МОЖНО БЫСТРО ПОДСЧИТАТЬ СКОЛЬКО В СЛОВЕ СЛОГОВ?

/Сколько гласных звуков, столько слогов/.

Следовательно, какой звук обязательно должен быть в каждом сло­ве? /Гласный звук/.

- Сколько слогов в словах де-по, стул, сад, ю-но-ша, бе-ре-жёт, со-
рев-но-ва-ни-е? (слайд 5)


3) ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ

- Сколько слогов в словах де-по, стул, сад, ю-но-ша, бе-ре-жёт, со-
рев-но-ва-ни-е? (слайд 5)

- Запищите слова, разделив их на слоги. Определите вид слогов (дифференцированное задание – по цвету)

слоги открытые и закрытые (задание на опережение), ударные, безударные

4) - Гласные – добрые “волшебники” для согласных, но сами они очень опасны.

- Из-за гласных в слабой позиции часто делаем ошибки. Почему?

- Потому что в слове у гласных есть только одна сильная позиция – под ударением. А что такое ударение?

5) УДАРЕНИЕ (слайд 6)

6) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (расставить ударение в словах) (слайд 7, проверка 8)

Оценивание (слайд 9) За каждое слово, в котором правильно поставлено ударение, поставить себе 0,5 балла. Что получилось?

7) ЗАДАНИЕ (слайд 10) Словарная работа

зимний
зима
зимовка
(л.знач)
озимь
(л.знач)

- что это за слова (однокоренные).

Дифференцированное задание (опять цветовая гамма. Ребята, каждый, рассчитав свои силы, выбирает себе задания и выполняет их).

- разбор по составу,

- расставить ударения.

- разделить на слоги

- Куда, на какие части слова падает ударение в однокоренных словах? (На корень, окончание, приставку, суффикс) (слайд 11)(лекс.знач. 12)

Вывод: Ударение подвижное. Благодаря этому мы и можем проверять безударные гласные. (Повторяется правило о правописании безударных гласных №1) Назовите слово, которое является проверочным для всех остальных (ЗИМНИЙ)

Ударение подобно биению сердца. Пока мы слышим речь, в которой все слова произносятся с правильным ударением, мы вдумываемся в смысл слов, но не замечаем ударения. Но только услышим слово с необычным ударением, и наше внимание привлечено. Речь с неправильными ударениями трудна для понимания.

Иногда от ударения зависит значение слова (слайд 13)

Иногда об ударении говорят, что это “паспорт” слова. Действительно, с помощью ударения можно даже различить слова, состоящие из одинаковых звуков и т.д.

- приведите примеры омографов:

жа́ркое — жарко́е
жи́ла — жила́
жу́чка — жучка́
за́води — заводи́
за́лом — зало́м
за́мок — замо́к
за́пах — запа́х
засе́ли — засели́
здо́рово — здоро́во
зна́ком — знако́м
избе́гать — избега́ть
и́звести — извести́

8) работа с учебником

В русском языке есть случаи, когда ударение падает на служебное слово (предлог)

Стр. 108, упр. 167 по заданию

9) перенос слова (слайд 14, 15)

При необходимости в письменной речи можно переносить слова со строки на строку.

При этом соблюдаются правила.

Упражнение (слайд 16)

Резервное упражнение в учебнике

Упр. 161.

V. Домашнее задание

Параграфы 13-15, знать правила

Упражнения 160, 166 – устно.

VI. Подведение итогов урока. Игра «Микрофон»

- Над какой темой сегодня работали?

- Что узнали нового? Чему научились на уроке?

- Что понравилось? Не понравилось?

Спасибо за урок. Всего вам доброго.