СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 11 классе «Обособленные обстоятельства, приложения и дополнения».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок- практикум Цель: обобщить и систематизировать сведения об основных правилах обособления обстоятельств, определений и приложений и умение применять их на письме.                                                                                                             Продолжить формирование умения характеризовать разные признаки обособления: смысловые, интонационные, грамматические, пунктуационные; находить обособления  в предложении, выделять их графически и употреблять  их в речи.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 11 классе «Обособленные обстоятельства, приложения и дополнения».»

Обособленные обстоятельства, приложения и дополнения.

Класс :11

Тип урока: урок- практикум

Цель: обобщить и систематизировать сведения об основных правилах обособления обстоятельств, определений и приложений и умение применять их на письме. Продолжить формирование умения характеризовать разные признаки обособления: смысловые, интонационные, грамматические, пунктуационные; находить обособления в предложении, выделять их графически и употреблять их в речи.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить правописные навыки;

- совершенствовать умение аргументировано ставить необходимые знаки препинания при обособленных членах предложения;

- систематизировать изученный материал об обособлении.

Развивающие:

- совершенствование практических навыков при подготовке к ЕГЭ;

- формировать речевую компетенцию;

- развивать навык грамотного выделения знаками препинания обособленных членов предложения;

- развивать навык определения синонимических конструкций.

Воспитательные:

- воспитание любви к родному русскому языку, к художественному слову;

- воспитание коммуникативных умений и навыков.

Ход урока:

I. Организационный этап

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Мотивация учебной деятельности.

…Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они
существуют, чтобы выделить мысль, привести слова
в правильное соотношение и дать фразе легкость
и правильное звучание. Знаки препинания – это как 
нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают 
ему рассыпаться.

К.Г.Паустовский

- Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока. Как вы думаете, как он может быть связан с темой нашего урока? ( О знаках препинания)

Для того чтобы грамотно оформить текст, используются знаки препинания, которые позволяют выделить смысловые куски текста, закончить предложение по смыслу. Также знаки препинания помогают окрасить текст эмоционально и сделать его максимально понятным и четким.

III. Актуализация знаний:

1. Терминологиеский диктант
-Какой термин соответствует следующему определению:
1) Это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? Чей? и обозначающий признак предмета. (определение)
2) Это второстепенный член предложения, выраженный существительным, но отвечающий на вопросы какой? какая? (приложение)
3) Это второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, цель и другие, и отвечающий на вопросы где? Куда? Когда? Зачем? Откуда? (обстоятельство)
4)Это второстепенный член предложения, имеющий дополнительное значение , отвечает на вопросы косвенных падежей.
- Что характерно с точки зрения синтаксиса для этих второстепенных членов? (могут обособляться)

2. Целеполагание

- А теперь соотнесите эпиграф урока и полученные ответы.

- О каких знаках препинания мы будем говорить на уроке?

- Каковы цель и задачи урока?

-Какие члены предложения называются обособленными?


IV. Систематизация и обобщение по теме урока.

(Метод: самостоятельная работа в паре)

1.Повторение теоретических сведений и анализ предложений.

а) Наблюдение. Работа с таблицей.

обособленные обстоятельства

обособленные определения

обособленные приложения

1. Волны несутся, /гремя/ и /сверкая/.

1.На иных березах, /обращенных к солнцу/, появились сережки, /золотые, чудесные, нерукотворные/.

(выраж. прич.)

1.Питомцы ветре­ной судьбы, /тираны мира/, трепещите!(нариц)


2.По лощинам, /звезды отражая/, ямы светят тихою водой. Журавли, /друг друга окликая/, осторожно тянутся гурьбой. А весна в зазеленевшей роще ждет зари, /дыханье затая/.

2. Все звезды, /мелкие и крупные/, были ярки и чисты . ( после опред. слова)


2. Прошло сто лет, и юный град, /полнощных стран краса и диво/, из тьмы лесов, из топи блат вознесся пышно, горделиво.


3. Туман уже совершенно поднялся и, /принимая формы облаков/, постепенно исчезал в темно-голубой сине­ве неба.

3. Ночи были короткие, светлые. (Входит в состав сказуемого)


3./Отступник бурных наслаждений/, Онегин дома заперся.( перед собств.)



- Сделайте выводы об обособлении обстоятельств, определений, приложений

V.Упражнения на закрепление ( Работа в паре) :

1. «Отредактируйте предложения» ( Работа по культуре речи)

Задание: прочитайте предложение, найдите грамматические ошибки, запишите исправленный вариант, проверьте

а) По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.
(По узкой тропинке, извивающейся между скал, мы поднялись на площадку)

б) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями.
(Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождями)

в ) Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.
(Мы любовались картиной моря, бушующего у наших ног)

(Проверка . Оценивание результата работы в паре в листе самооценки)

2 . Составьте предложения с приложениями по данным схемам.

( Проверка

3. Тест ( отработка задания 7 ЕГЭ)

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом


1) Ярко окрашенные плоды хурмы, висящие на голых ветвях на фоне ослепительно голубого холодного неба, привлекали внимание многих японских поэтов.

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

2) Слушая музыку Моцарта, было чувство радости и любви к миру.

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

3) Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре.


Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом



4) Перестав писать беллетристику, Станислав Лем обратился к философии и публицистике и заслужил звание «краковского оракула», знающего всё и обо всём имеющего собственное мнение.

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

5) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.



6) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке.


7) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое.


8) Молодой Диккенс как-то сказал, что начал писать, для того чтобы в мире стало больше безобидного веселья и бодрости.


9) В мемуарах Александры Осиповны Смирновой-Россет, одной из ярких личностей пушкинского времени, прожившей долгую и удивительную жизнь, есть множество свидетельств о быте, вкусах, отношениях, еде её знаменитых современников.

( Самопроверка по эталону)

4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые ( Отработка задания 16 ЕГЭ).

 1. Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2 убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

2. Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком.

3. Старый штурман (1) перенесший на своем долгом веку (2) немало штормов (3) не растерялся (4) попав в незнакомую обстановку.

4. Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.

5. С непривычки облака (1) отраженные в воде (2) можно спутать со слегка розовеющими (3) островами (4) похожими на материки.

5. Работа с текстом

Спишите, выделите орфограммы, графически выделите обособленные и необособленные определения.

Стояла безлунная звездная ночь ранней южной осени. Прекрасна и таинственна была эта ночь. Не (большая) затене…ая рощей река чуть (чуть) светлела и бесшумно катились ее прохладные чистые не (встречающие) пр…град воды. Едва заметно шевелился низкорослый густой кустарник подступавший здесь к самому берегу.

А.Фадеев.




Редактирование предложений

Составление предложений по схемам

Отработка задания 7 ЕГЭ

Отработка задания 16 ЕГЭ

Соблюдал культуру общения

Самостоятельная работа

+






 Если ученик успешно (частично, плохо) выполнил задание, то в графу соответствующего умения ставится знак «+» « - », «±»

6. Самостоятельная работа

Тест

Замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом.

Задание: В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

Вариант 1.

1. Пишу тебе о событии, которое удивило моего друга.

2. Заканчивая свою речь, хочу особо отметить того гимнаста, который выступал первым.

3. Городок, из которого к нам пришло письмо, вскоре избавится от вредных выбросов.

4. Из письма, которое придёт скоро, вы узнаете обо мне очень многое.

5. Почерк у него был чёткий, красивый, такой, каким пишут очень аккуратные люди.

6. Сегодня мы побывали всей семьёй на выставке, которая посвящена памяти выдающегося художника.

7. Фотография, которая висит над телевизором, очень дорога мне.

8. Яркие звёзды, которые сверкали бы ещё долго, закрылись тучками.

9. Мы познакомились с девушкой, которая была хозяйкой этого дома.

10. Мимо нас пронесли цветы, запах которых невозможно забыть и сейчас.

Ответы: 2, 3, 4,5, 8, 9, 10.


Вариант 2.

1. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам.

2. Я знаю край, в котором всё обильем дышит.

3. Мы свернули на дорогу, которая вела к реке.

4. Дети подошли к сосне, которую трудно было не заметить среди елей.

5. Возьми книгу, которая лежит на верхней полке.

6. Лесок, в котором долженствовало происходить побоище, находился в четверти мили от Ганау.

7. Картины, которые можно будет наклеивать вместо обоев на стены, стопками положили на стол.

8. Она мечтала о том, какая у неё будет интересная жизнь после замужества.

9. За всю мою жизнь я ни разу не встретила человека, который сказал бы, что не любит море.

10. В лесу, который темнел вдалеке, росли только сосны.

Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9



VI. Рефлексия.

« Лестница успешности»

- Что вы ожидали от урока и что получилось? Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.

VI. Информация о домашнем задании:

1. Написать небольшой этюд о природе, использовать обособленные члены предложения ( К заданию 25 ЕГЭ);

2. Повторить теорию по справочникам; § 86.

3. Тест в формате ЕГЭ

Приложение

Задания для работы в паре:

1. «Отредактируйте предложения»( Работа по культуре речи)

Задание: прочитайте предложение, найдите грамматические ошибки, запишите исправленный вариант, проверьте

а) По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.
(По узкой тропинке, извивающейся между скал, мы поднялись на площадку)

б) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями.
(Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождями)

в ) Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.
(Мы любовались картиной моря, бушующего у наших ног)

2 . Составьте предложения с приложениями по данным схемам.

3. Тест ( отработка задания 7 ЕГЭ)

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом


1) Ярко окрашенные плоды хурмы, висящие на голых ветвях на фоне ослепительно голубого холодного неба, привлекали внимание многих японских поэтов.

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

2) Слушая музыку Моцарта, было чувство радости и любви к миру.

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

3) Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре.


Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом



4) Перестав писать беллетристику, Станислав Лем обратился к философии и публицистике и заслужил звание «краковского оракула», знающего всё и обо всём имеющего собственное мнение.

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

5) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.



6) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке.


7) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое.


8) Молодой Диккенс как-то сказал, что начал писать, для того чтобы в мире стало больше безобидного веселья и бодрости.


9) В мемуарах Александры Осиповны Смирновой-Россет, одной из ярких личностей пушкинского времени, прожившей долгую и удивительную жизнь, есть множество свидетельств о быте, вкусах, отношениях, еде её знаменитых современников.

\



4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые ( Отработка задания 16 ЕГЭ).

 1. Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2 убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

2. Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком.

3. Старый штурман (1) перенесший на своем долгом веку (2) немало штормов (3) не растерялся (4) попав в незнакомую обстановку.

4. Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.

5. С непривычки облака (1) отраженные в воде (2) можно спутать со слегка розовеющими (3) островами (4) похожими на материки.

5. Работа с текстом

Спишите, выделите орфограммы, графически выделите обособленные и необособленные определения.

Стояла безлунная звездная ночь ранней южной осени. Прекрасна и таинственна была эта ночь. Не (большая) затене…ая рощей река чуть (чуть) светлела и бесшумно катились ее прохладные чистые не (встречающие) пр…град воды. Едва заметно шевелился низкорослый густой кустарник подступавший здесь к самому берегу.

А.Фадеев.



Лист самооценки



Редактирование предложений

Составление предложений по схемам

Отработка задания 7 ЕГЭ

Отработка задания 16 ЕГЭ

Соблюдал культуру общения

Самостоятельная работа

+






 Если ученик успешно (частично, плохо) выполнил задание, то в графу соответствующего умения ставится знак «+», « - », «±»



Задания для работы в паре:

1. «Отредактируйте предложения»( Работа по культуре речи)

Задание: прочитайте предложение, найдите грамматические ошибки, запишите исправленный вариант, проверьте

а) По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.
(По узкой тропинке, извивающейся между скал, мы поднялись на площадку)

б) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями.
(Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождями)

в ) Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.
(Мы любовались картиной моря, бушующего у наших ног)

2 . Составьте предложения с приложениями по данным схемам.

3. Тест ( отработка задания 7 ЕГЭ)

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом


1) Ярко окрашенные плоды хурмы, висящие на голых ветвях на фоне ослепительно голубого холодного неба, привлекали внимание многих японских поэтов.

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

2) Слушая музыку Моцарта, было чувство радости и любви к миру.

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

3) Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре.


Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом



4) Перестав писать беллетристику, Станислав Лем обратился к философии и публицистике и заслужил звание «краковского оракула», знающего всё и обо всём имеющего собственное мнение.

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

5) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.



6) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке.


7) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое.


8) Молодой Диккенс как-то сказал, что начал писать, для того чтобы в мире стало больше безобидного веселья и бодрости.


9) В мемуарах Александры Осиповны Смирновой-Россет, одной из ярких личностей пушкинского времени, прожившей долгую и удивительную жизнь, есть множество свидетельств о быте, вкусах, отношениях, еде её знаменитых современников.









4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые ( Отработка задания 16 ЕГЭ).

 1. Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2 убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

2. Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком.

3. Старый штурман (1) перенесший на своем долгом веку (2) немало штормов (3) не растерялся (4) попав в незнакомую обстановку.

4. Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.

5. С непривычки облака (1) отраженные в воде (2) можно спутать со слегка розовеющими (3) островами (4) похожими на материки.

5. Работа с текстом

Спишите, выделите орфограммы, графически выделите обособленные и необособленные определения.

Стояла безлунная звездная ночь ранней южной осени. Прекрасна и таинственна была эта ночь. Не (большая) затене…ая рощей река чуть (чуть) светлела и бесшумно катились ее прохладные чистые не (встречающие) пр…град воды. Едва заметно шевелился низкорослый густой кустарник подступавший здесь к самому берегу.

А.Фадеев.



Лист самооценки



Редактирование предложений

Составление предложений по схемам

Отработка задания 7 ЕГЭ

Отработка задания 16 ЕГЭ

Соблюдал культуру общения

Самостоятельная работа

+






 Если ученик успешно (частично, плохо) выполнил задание, то в графу соответствующего умения ставится знак «+», « - », «±»





6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!