Тема урока: «Правописание приставок и предлогов»
Дата проведения: 20.12.2019 г
Место проведения: 3 –в класс
Урок подготовила и провела: Фролова И.Е., учитель начальных классов
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: формировать умение учащихся различать приставки и предлоги; учить правильно писать слова с предлогами и приставками; развивать речь, память, внимание; воспитывать аккуратность, интерес к русскому языку.
Задачи: добиваться осознанного усвоения новых знаний и формировать практические умения, учить умению анализировать и понимать учебную деятельность
Планируемые результаты (предметные)
Распознавать части речи на основе усвоенных признаков, устанавливать отличие предлогов от приставок, наблюдать за способами образования слов при помощи приставки, пополнять словарь слов с непроверяемым написанием, выделять в слове приставки и корни, дать толкование слова.
Личностные результаты
Ориентироваться на развитие сотрудничества с учителем и сверстниками на уроке; проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к познанию русского языка.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; строить несложные рассуждения, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; воспринимать смысл читаемых текстов, выделять из них существенную информацию.
Регулятивные: проявлять познавательную инициативу, определять трудности, видеть способы их преодоления; выполнять действия по инструкциям, содержащимся в справочном материале учебника; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе; строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Оборудование урока: учебник В. П. Канакиной «Русский язык» 1 часть 3-й класс, интерактивная доска, презентация, Флипчарт. кружки жёлтого и сиреневого цвета, сигнальные карточки.
Структура урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
II. Проверка домашнего задания. Приём «Минута тишины»
- Урок русского языка.
- Прошу «Минуту тишины»:
1. поменялись тетрадями с домашним заданием;
2. нашли упр. № 247;
3. проверили выполненное задание по образцу на слайде;
4. оценили работу: нет ошибок – 5, 1, 2 – «4», 3 – 5 ошибок – «3», не выполнено задание – «См».
Подведение итогов проверки домашнего задания
- Какие понятия мы вспомнили и закрепили, проверяя домашнее задание? (Понятие суффикс)
III. Постановка проблемы урока, определение темы и целей урока
Приём «Найди лишнее слово» (По вариантам)
- Посмотрите на слайд, прочитайте группу слов 1 –й вариант слева,
2 –й вариант справа и найдите лишнее слово:
(на)зиму (по)лакомиться (в)дупле (в)берлоге
(на)сушила (за)сыпает
- Озвучьте по вариантам ваш ответ.
- К какому животному можно отнести слова первого столбика?
- К какому животному можно отнести слова второго столбика?
- Какие слова вызвали затруднение? Почему?
- Сформулируйте тему урока.
- Правописание приставок и предлогов. Запишите число, тему урока в тетради.
- Какие учебные задачи мы будем решать сегодня на уроке?
Вспомним, что такое приставка и предлог. (Выставляю запись на доске)
Будем учиться писать приставки и предлоги, различая их на письме.
IV. Повторение пройденного материала
- В народе говорят: «Повторение – мать учения».
- Давайте вспомним, что мы знаем о приставках и предлогах. Слайд
Приём «Кластер»
Приставка | Предлог |
Значимая часть слова. Служит для образования новых слов. | Служебная часть речи. Служит для связи слов в предложении. |
Пишется со словом слитно. | Пишется со словом раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. |
- Выполняя эту работу, какую учебную задачу мы решили? (Ставлю + напротив первой учебной задачи)
V. Открытие нового знания
- Но как нам отличить предлог от приставки?
- Проведём исследовательскую работу.
- Прочитайте на слайде предложение и объясните написание выделенных слов.
Далеко в лесу закричала сова.
- Сформулируйте вывод вашего исследования (Учащиеся озвучивают ответ).
- Сравните свой вывод с выводом Мудрой Совы в учебнике на стр. 132,
прочитав самостоятельно текст правила и поставив в правом нижнем углу знак +, если Сова согласна с нашим выводом и знак -, если не согласна.
- Озвучьте ваше решение.
- Чтобы лучше запомнить правило, расскажите его друг другу. (Работа в парах)
- Запишите предложение в тетрадь, выделяя предлог и приставку.
- Прочитайте записанное предложение.
VI. Физкультминутка
- Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог? (Учащиеся встают)
- Если вы услышите слово с приставкой – соедините ваши ладошки, с предлогом – разведите руки в стороны. (Напротив класса встают двое учащихся и показывают упражнение).
Под пенечком, прокричал, на санках, в хоккей, позевал, в лесу, забежал.
VII. Первичное закрепление знаний
Игра «Лингвистический футбол»
- Играли ли вы, когда – нибудь в футбол?
- А в лингвистический футбол?
- Это мы сейчас узнаем.
- К воротам выходят … (Выходят двое учащихся к Флипчарту)
- Я диктую предложения, один «вратарь» ловит, т. е. записывает слова с предлогом, второй – с приставкой.
Лодка отплыла от берега.
Солнце зашло за тучу.
С горы сбегают потоки.
На конверте написан точный адрес.
- Считаем пропущенные голы. (Учащийся читает ответ, класс сигнализирует. Ошибка – прикрепляю «мячик – кружок», далее задаём по одному вопросу по теории и оцениваем работу).
- Какие понятия мы закрепляли, играя в футбол?
VIII. Обобщение и систематизация знаний
- В древних книгах все слова писали без интервалов. Слайд
- Попробуйте расшифровать эти предложения.
- От каждого ряда выходят по – одному учащемуся и записывают расшифрованное предложение.
НАЛЕТЕЛИНАМАЛЬЧИКАГУСИ.
УНЕСЛИУСЕСТРИЦЫБРАТЦА.
ПОЛЕТЕЛИГУСИВТЁМНЫЙЛЕС.
- Прочитает предложение и обоснуйте свой ответ. (По ходу проверки появляются предложения, записанные на слайде)
IX. Рефлексия
- Молодцы! Успели в срок, cкоро прозвенит звонок!
- Скажите, над какой темой мы работали на уроке?
Самостоятельная работа
- Предлагаю проверить свои знания, выполнив самостоятельную работу в тетради.
- Выберите себе задание, с которым справитесь. Слайд
1 уровень
-Спиши предложения. Подчеркни предлоги. Выделите приставки.
Лодка (от)плыла (от)берега.
Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
Солнце (за)шло (за)тучу.
2 уровень
Спиши предложения. Найди слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены.
На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.
3 уровень
-Вставьте предлоги и запишите предложения.
Воробей забился … крышу.
Ваза сделана … стекла.
Машина подъехала … дому.
- Прошу «Минуту тишины», проверьте выполненное задание по образцу и оцените свой ответ:
0 ошибок – 5;
1,2 ошибки – 4;
3 - 5 ошибок – 3;
не справился совсем – см. Слайд
- Озвучьте ваше решение. (Выслушиваю ответы трёх учащихся)
X. Итог урока
- Вот и закончился урок русского языка. Слайд
- Заполните в тетради «Лестницу успеха»: мне всё понятно – верхняя ступенька, я сомневаюсь – средняя, ничего не понял – нижняя
- Ответьте на вопросы:
Что вы узнали нового на уроке?
Какое задание показалось самым интересным?
В чём затруднялись?
Над чем нужно поработать?
XI. Домашнее задание
- А над чем нужно поработать дома? Слайд
Стр. 132, выучить правило. (Желающие могут придумать грамматические примеры на данное правило).
- Всем спасибо за урок! Слайд