– Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трём сёстрам: орфограммам-буквам согласных. Одна из них следила, чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква. – Как вы думаете, о чём заботилась вторая сестра-орфограмма? (Чтобы не забывали писать удвоенную букву согласного в корне слова.) – Чем же занималась третья сестра? Кто были её подданные? Ответы на эти вопросы вы сможете получить на сегодняшнем уроке. Проблемная ситуация. -Мне нужны 2 помощника у доски, а остальные работают в тетрадях. Записываем отгадки. Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжёт Летом светит очень ярко Осенью - наоборот. (Солнце) Когда я сосульку ел, Было очень вкусно. А когда я заболел Стало очень …..(грустно) - Помощники готовы? Проверяем написанное на доске. Смотрим, сравниваем. (Видят несоответствия в написании. Если нет, то спрашиваю у детей, кто написал иначе.) -Посмотрите в свои тетрадки и тетрадку соседа. Сравните записи. –Почему написали по-разному, ведь я диктовала для всех одинаково. Выход из проблемы путем побуждающего диалога. - Сколько мнений в нашем классе? (два) - Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать) - А почему получились разные мнения? Как вы думаете? ( Мы этого еще не знаем) Выясняем, кто не написал согласную. Почему не написал? ( Не слышим её при произношении) - А кто написал согласную? Почему написал? (Я могу её произнести, значит, её надо писать). Постановка цели урока. - Так чего мы ещё не знаем? (Нужно писать или нет согласную в слове, если её не слышно) - Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему. - Какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать? (Учимся грамотно писать слова) – Составим план урока. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне. Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога. капуста капустный капустница - Прочитайте слова «про себя», вслух. - Что объединяет эти слова? (это однокоренные слова). Докажите. (Имеют одинаковый корень и смысл). - Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Выделите корень. - Давайте рядом напишем транскрипцию слов. - Посчитайте количество букв и звуков. - Почему в словах капустница и капустный количество букв и звуков различное? ( Не слышится, не произносится звук т) - Так нужно ли писать согласную в слове, если её не слышно? Что мы помним о написании корней? ( Корни пишутся одинаково) - Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…) - Молодцы! Интересные названия придумали. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной. Откройте учебники на стр.72 и сравните свои предложения с тем, что предлагают нам авторы учебника. - Так как по-научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые) - Так над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в корне слова) - Зная тему урока, давайте дополним цель урока. (Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова) - Что ещё узнали из учебника? Какие согласные могут быть непроизносимыми? ДТВЛ - Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится) На этом же слайде по щелчку появляются сочетания букв СТН ЗДН РДЦ ЛНЦ ВСТВ Осень напоминает нам, что необходимо отдохнуть нашим глазкам. Совершаем круговые движения по таблице за воображаемым листиком. Подводящая беседа к формулированию правила. - Вернёмся к нашим словам на доске. - У кого из моих помощников есть ошибки? - А как можно проверить? (Подобрать проверочные слова) - А любое однокоренное слово подойдет? (Нет) - А какое? (То, в котором непроизносимая согласная произносится) Работа в парах (на листочках) - Найдите и соедините пары однокоренных слов. -Ответьте, какое из этих слов будет проверяемым, а какое проверочным (его подчеркните) звёздный солнышко Солнце грустный здравствуй звезда грусть сердце сердечный здравие Коллективная проверка. Самостоятельное формулирование правила. Первичное закрепление. -Кто поможет мне сформулировать правило? (Дети формулируют правило) - А теперь проверим по учебнику с.73. - Исправьте ошибки (у кого есть они ) в тех словах, что писали помощники на доске , а вы в тетради. - Как мы их проверили? Работа с деформированным предложением. - А вот и те листья, что сорвались с дерева. Как видите листья необычные – на каждом листике слово. Составьте поговорку из этих слов. (Дети составляют поговорку.) - Проверим по экрану. - А теперь запишите её в тетрадь. - Есть ли в поговорке слова на наше сегодняшнее правило? Подчеркните сочетания, которые нужно проверять. Если стоит ненастная осень - будет дождливая весна. 2.Устная работа с использование сигнальных карточек (обратная связь) - Нужно ли писать непроизносимый согласный в словах или нет. Показать букву, которую вставите, и назвать проверочное слово. гиган…ский гигант грус…ный грусть извес…ный известие мес…ный место наез…ник езда радос…ный радость ярос…ный ярость чес…ный честь 3 .Самостоятельная работа. - Ребята, перед вами карточка с заданиями разной сложности. Внимательно прочитайте задание и определите, какое из них сегодня вам по силам выполнить. J | JJ | Прочитайте слова с непроизносимой согласной. Запишите сначала поверочное слово, затем проверяемое. _______________-капус..ный, _______________-ярос..ный, _______________-гиган..ский, _______________-счас..ливый, _______________-грус..ный | От данных слов образуй слова с непроизносимой согласной: звезда-___________________, прелесть-_________________, счастье-__________________, известие-_________________, радость-__________________ | Коллективная проверка (самопроверка) 1.Выводы и обобщения. - Что нового узнали на уроке? - Какую задачу ставили? - Удалось ее решить? - Чем же занималась третья сестра? Кто были её подданные?(непроизносимые согласные) - Довольны вы тем, как сегодня работали на уроке? (Да, нет, не совсем) - Довольны ли вы тем, как работал ваш сосед? (Да, нет, не совсем) - Улыбнитесь друг другу, поблагодарите друг друга за помощь. На следующих уроках мы будем дальше работать над этой темой и всё запомним. 2.Самооценка детей. Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми. | | Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов. | | В паре помогал подбирать проверочные слова. | | Внимательно слушал учителя, одноклассников . | | Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы . | | Фамилия Имя | оценка | - На розовых листочках, которые принесла наша гостья Осень, у вас таблица самооценки. Поставьте «плюс» или «минус» напротив каждой строчки и оцените себя. Поставьте себе отметку за урок. 3.Пожелание ребятам Осени. Будьте ребята красивыми! Будьте прелестными, милыми! Между собою честными! Будьте всегда счастливыми! - Молодцы! - Ребята, а есть ли в этом пожелании слова на наше правило? - Выучить правило с.72 и 73, упр.79 на с.74 Спасибо за урок! |