Предмет: русский язык
Тема: «Правописание имен существительных с шипящим звуком на конце слова. Повторение изученного»
Класс: 3-А
Дата: 05 февраля 2019 года
Учитель: Петренко Любовь Павловна
Цели:
1. Сформировать умение составлять алгоритм написания мягкого знака после шипящих на конце существительных.
2. Развивать внимание, память, речь, логическое мышление.
3. Воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес.
Организационный момент.
Учитель:
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все узнать,
И, конечно же, понять.
1. Настрой на урок.
-Наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно - достаем и используем их.
- А сегодня нам пригодятся знания об имени существительном.
- С каким настроением вы принимаетесь за работу? (С радостным, веселым)
-Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь мне! Я улыбнусь вам! Желаю успехов!
2. Актуализация знаний.
Учитель читает стихотворение:
Мышь и камыш
Камышам пищала мышь:
- Шорох ваш нарушил тишь!
Шепчут шумно камыши:
- Тише, мышка, не шурши!
Шелест твой услышит кошка!
Шла бы к бабушке, ты, крошка!
Не прислушаешься, мышка,-
Кошка сцапает, глупышка!
Учитель:
- Какой согласный звук встречается в этом стихотворении чаще других? (Звук ш)
- Дайте характеристику звуку Ш? (Согласный, твердый, глухой, парный, шипящий)
- Какие согласные называются шипящими? (При их произношении воздух выходит с шипением)
- Назовите шипящие звуки (ч, ш, щ, ж)
Нож, рожь, дочь, товарищ, вещь, ковш, мышь, мяч, ночь, врач.
- Как вы думаете, что объединяет эти слова? (Все слова являются именами существительными и у всех шипящий согласный на конце)
-Разделите слова на две группы. Запишите их в два столбика.
нож рожь
врач дочь
товарищ мышь
ковш ночь
мяч вещь
Учитель:
- По какому признаку вы разделили слова? (По родам)
- Какие существительные определили в первую группу? (Мужского рода)
- Какие существительные определили во вторую группу? (Женского рода)
Игра «Будь внимателен». Учитель читаем вопросы, на экране появляются изображения каждого предмета, о котором идет речь.
Близкий приятель, друг. (Товарищ)
Суп со свеклой и другими овощами. (Борщ)
Человек, который играет на скрипке. (Скрипач)
Двенадцать часов ночи. (Полночь)
Мягкая часть хлеба. (Мякиш)
Женское украшение, прикладываемое к груди. (Брошь)
3. Реализация составленного алгоритма
- У существительных какого рода будем писать мягкий знак? (Женского рода)
карандаш ночь
нож вещь
шалаш тишь
сыч дочь
богач брошь
молодежь
4.Физкультминутка
5.Самостоятельная работа по карточкам
Мяч, дочь, ключ, лещ, печь, вещь, ночь, мышь, молодежь, карандаш, уж.
. Выборочный диктант.
Темная ночь. В лесу такая тишь. Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь. Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я, как сторож, не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь.
7. Рефлексия.
Учитель:
- Урок подходит к концу. Над какой темой работали? Какую цель ставили? Достигли мы поставленной цели?