СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 4 «а» классе. Развитие речи. Подготовка к сочинению описанию картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке даётся методическая рекомендация по проведению сочинения в начальной школе. В данном случае дан урок по картине Грабаря " Февральская лазурь" 4 класс, " Школа России" 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 4 «а» классе. Развитие речи. Подготовка к сочинению описанию картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»»

Конспект урока русского языка в 4 «а» классе.

Развитие речи. Подготовка к сочинению описанию

картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Цели: дать представление о пейзаже; учить строить описание пейзажа по картине и использовать слова с переносным значением, изобразительно-выразительные средства языка и слова-синонимы, формировать умение анализировать произведения изобразительного искусства; развивать связную устную и письменную речь, чувство прекрасного.

Задачи урока: 

1. Развивать логическое, пространственное мышление и письменную речь.

2. Способствовать развитию творческого воображения учащихся, развитию чувств и эмоций детей.

3. Учить детей «читать» картину, описывать предметы, осмысливать и понимать ее содержание.

4. Учить выражать словами свои впечатления, представления.

5. Формировать умение строить текст в определенной композиционной форме; формировать умение отбирать речевые средства, работать с синонимами.


Планируемые образовательные результаты: 

личностные:

-осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

-потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной гордости, стремление к языковому самосовершенствованию.

метапредметные:

-способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их;

-уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

-выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

предметные:

- систематизировать знания об описании как типе речи.

- познакомить с жизнью и творчеством художника И. Э. Грабаря и изобразительными средствами, которые он использует при описании зимнего пейзажа.

-показать учащимся художественные достоинства картины и средства, с помощью которых художник выражает свое отношение к изображённым предметам.

- научить школьников высказывать своё отношение к художественному произведению, правильно оценивать настроение картины, отбирать лексический материал для своего устного выступления.

- подготовить учащихся к написанию сочинения.

Ход урока

1. Организационный момент

II. Актуализация имеющихся знаний.

-Сегодня у нас урок развития речи. Каковы задачи уроков развития речи? (учиться правильно говорить и писать)

- Как вы должны говорить на уроке…

- Не забываем следить за речью…

-Сейчас у нас ещё зима. О каком зимнем месяце пойдёт речь ?






Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели
По ночам мороз силён,
Днём метели слышен звон
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль).

-Каким мы увидели этот месяц? – снежным, морозным, ветряным.

-В старину этот месяц называли даже так: ветродуй.

- Как вы думаете, почему его так называли? (В этом месяце очень часто дуют сильные ветра.)

III. Мотивация и целеполагание

-Художники-искатели красоты, конечно, заметили, как удивительна зима! Зиме посвящено много картин. Одним из певцов родной природы был Грабарь Игорь Иммануилович ( портрет). Художника всегда интересовало состояние природы в разные времена года, в разное время дня. Об этом свидетельствуют названия картин живописца.

Посмотрите картины Грабаря и их название.

Слайды картин "Сентябрьский снег." "Белая  зима. Грачиные гнёзда." "Мартовский снег." "Лучезарное утро." "Ясный осенний вечер." "Зимний пейзаж." "Берёзы летом."

-Все эти картины объединены общей темой, которая будет заключаться в последнем слове стихотворения:

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель иль белый иней,

Или сад иль облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется … (пейзаж).

-Так какой темой объединены все эти картины?


-Что мы должны выяснить ? ( что такое пейзаж_)

-Перед вами лежат выписки из толкового словаря, прочтите лексическое значение слова.

Пейзаж (с фр. – местность, страна) - картины природы в художественном произведении

Кто пишет пейзажи? ( пейзажисты)

-Мы выяснили что такое пейзаж. На чём можно увидеть пейзаж? (картине)

-Эти и многие другие картины Грабаря проникнуты радостным светлым чувством. Но сегодня мы посвятим свой урок картине "Февральская лазурь"– как одному из лучших его полотен. (слайд)

- Как мы работаем с картиной на уроке развития речи? (рассматриваем, описываем)
-Что мы должны сделать, чтобы успешно справиться с этой задачей? (1.внимательно рассмотреть картину и понять её сюжет; 2.определить, какой текст будем составлять: описание или повествование;3. Подумать о чём будет каждая часть; 4. написать сочинение по составленному плану.)
По мере ответов детей на доске появляются демонстрационные карточки с названием этапов работы над сочинением; после обсуждения эти карточки располагаются на доске в логической последовательности:

( план урока)

  • Рассмотреть картину.

  • Составить план сочинения.

  • Обдумать каждую часть.

  • Написать сочинение.

  • Проверить работу.

IV. Подготовка к восприятию картины. Беседа о художнике И. Э Грабаре.

-Чтобы лучше рассмотреть картину, откроем учебник на странице 113. В картинной галерее учебника нам дана репродукция этой картины. Рассмотрите её и прочитайте ещё раз название.

-Как вы понимаете слово лазурь?

- Давайте найдём его лексическое значение . Обратимся к выпискам из толкового словаря.

Лазурь- ЛАЗУРЬ, 1. Светло-синий цвет, синева . Небесная л. 2. Природная светло-синяя краска.

Учитель
-Такая лазурь, синева для февраля большая редкость. Художник не мог остаться равнодушным к такой красоте.
Это самый известный пейзаж Игоря Эммануиловича Грабаря. Он был особенно дорог и самому художнику. И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. А расскажут нам об этом Даша и Ксюша

Сообщение Логачёвой Даши.

«Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга. В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять, побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы. Грабарь любовался берёзами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит берёзы, особенно «плакучие». В то утро одна из берёз привлекла его внимание, поразив редкостной красотой ветвей.

Ашарафзянова Ксюша

«Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать,  и то будет бесподобно», - подумал художник.

Даша

Игорь Эммануилович вырыл в снегу траншею, взял кисти, краски, расположил полотно на мольберте и стал рисовать. Художник рассказывал: "Февраль стоял изумительный. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать несколько дней подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель".

-Вот так и появилось на свет это полотно.

-Продолжим, Сейчас вам предстоит групповая работа.

- Перед вами два текста( на синих листах) Прочитайте их и ответьте на вопрос: чем они похожи и чем отличаются? ( вопрос на слайде)

Текст № 1

Берёза – лиственное дерево с белым стволом, тонкими ветвями и пышной кроной. У берёзы мелкие листья, а весной распускаются серёжки. Весной у бёрезы листья светло-зелёные, потом они темнеют, а осенью они становятся жёлтыми и красными. Берёза растет в лесу, а также и в поле. Она не боится холода, поэтому произрастает не только в тёплых краях, но и в Сибири.

Текст № 2

На склоне небольшого пригорка, у самой дороги, одиноко стояла молоденькая берёза. У нее была нежная и светлая атласная кожица. Береза по-детски радостно взмахивала ветвями, точно восторженно приветствуя солнце. Играя, ветер весело пересчитывал на ней звонкое червонное золото листвы. Казалось, что от неё, как от сказочного светильника, струился тихий свет. Было что-то задорное, даже дерзкое в её одиночестве среди неприглядного осеннего поля.

(Текст № 1 относится к деловому описанию, а текст № 2 – к художественному).

- Охарактеризуйте 1 текст. (В первом тексте содержится информация о берёзе, её признаках. Этот текст относится к деловому описанию.)

-Что можно сказать о втором тексте?

-Во втором тексте есть слова, которые создают образ красивого дерева.

- Какие приёмы используют поэты и писатели для того, чтобы показать более красочное и полное описание предметов? ( приёмы олицетворения, использование эпитетов) .

-Найдите в тексте эпитеты. (эпитет -нежная и атласная кожица, звонкое, червонное золото, тихий свет, неприглядное поле.)

- Теперь приёмы олицетворения ( Берёза будто живая, у нее есть характер (радостно взмахивала ветвями, восторженно приветствуя солнце, было что-то задорное, даже дерзкое).

-Значит, в тексте № 2 содержится авторская оценка

Н а какой текст будет похоже наше сочинение? (Текст № 2)

-Назовите тип текста. ( текст описание)

- Оцените свою работу в группе на листах самооценки

V. Работа с учебником

В помощь нам авторы учебника приготовили задание в упр.106, стр. 49

 Работа с упр.106 стр.49.

-Прочитайте текст.

- Как назвали эту картину зрители?  (Гимн – торжественная песня)                 
- Как автор вспоминал о замысле картины? Найдите, прочтите.                              
- Какие прилагательные использует автор?

-К какому литературному приёму их можно отнести?( эпитеты)

- Давайте уточним значение этих прилагательных – эпитетов:

-Смотрим на желтые листы:

Лазоревый – нежно-голубой;  (слайд)
Жемчужный – цвет жемчуга, нежный, тёплый блестящий оттенок      белого;  (слайд)
Коралловые ветки – причудливо изогнутые нежные, хрупкие веточки; (слайд)

Сапфировый – ярко-синий цвет с блеском драгоценного камня. (слайд)


VI. Обобщение
– Каким изобразил автор февральский день ? (солнечный, яркий, блестящий….

-Что мы видим на переднем плане?

(На первом плане картины мы видим березу. Её ствол немного искривленный, молочного цвета, с черными пятнами. Кору ствола внизу обгрызли зайцы).

-Что мы видим на верхних ветках? (На верхних ветках висят прошлогодние листья. Береза не хотела их отдавать зиме.)

- Что мы видим на заднем плане? (Вдали мы видим лес, хотя и тёмный, но уже с желтовато-лиловым оттенком, очевидно почки начинают оживать. Это конец зимы).

- Какой цвет является основным в картине? (Голубой фон, поэтому стволы берёзок такие белые)

- А снег - какой он на солнце и в тени?

-Небо на картине одного цвета? (Нет. Небо темно- синее, а к горизонту становится голубым).

- Какое настроение вызывает у вас картина ? (Спокойное, задумчивое, ожидание чего-то)

- Почему так названа картина? (Художник хотел изобразить всё ярким, светлым, воздушным, чтобы дать почувствовать первые признаки приближающейся весны).


VII. Подберём рабочие материалы.

Подбор опорных слов для написания сочинения. –групповая работа (слайд)

- Давайте подберём описание к нашим ключевым словам. Ищем карточку со словами.

-К каким приёмам мы отнесём слова – описания? (олицетворения, эпитеты)

Д ень – морозный, солнечный, ясный.
Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется.
Снег – белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями.
Берёза – большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.

-Оцените работу в группе

Составим план нашего текста ( правая часть напечатана на листах, а левую заполняем)

-Читаем описание в правой колонке, даём заглавие, записываем в левую часть, это и будут пункты плана. Читаем под ц 1 в правой части. ( один читает) . Озаглавьте



1. Чудесный день на картине «Февральская лазурь».

1.И.Э. Грабарь "Февральская лазурь"

Удивление, восторг, радость (радостное настроение). Зимний пейзаж.

2.Описание неба,

снега, берёз.

2.Небо голубое, лазурное, безоблачное, высокое, бесконечное. Солнечное утро.

Снег светло-голубой, серебристый, сапфировые тени деревьев.

Берёза на переднем плане высокая, белоствольная, с изогнутым стволом. Она раскинула ветви. Прошлогодняя листва красно-коричневая. Другие красавицы берёзки похожи на девушек, собравшихся в хоровод.

3. Умелый подбор красок.

3.Колорит яркий, сочетаются тёплые и холодные тона, ощущение рассыпавшейся на миллионы брызг радуги, можно представить морозную жар-птицу.

4. Настроение от картины

4.Красота зимней природы, красота русской зимы, праздник зимней природы, восхищение зимней природой.


Оцените работу в группе на листах оценки


VIII .Работа над составлением словесного описания картины. ( индивидуальная работа)


А теперь пользуясь всеми метериалами , которые у вас на столе, нам нужно выполнить творческую работу.

– Ваша задача – распространить текст так, чтобы употребленные слова соответствовали изображению на картине, чтобы определения были яркими, образными, выразительными. Не забудьте вставить пропущенные буквы.

Творческая работа – индивидуальная



И.Э. Грабарь больше всего любил изображать на своих полотнах природу. «Февральская лазурь» – одна из его ______________________ картин. На ней ____________________________________

_________________________день. Воздух_______________________. Небо над головой.__________________________ . Все засыпано снегом. Он осл…пительно блестит на земл…, отражая________________________ со__ нце.. Серебром светятся в с…неве неба ств…лы бере... Но более всего на передн…м плане картины нас привлекает красавица-береза. На ней до сих пор_______________________________________________________. Розовым жемчугом переливается иней, застывший на ветках.

В дали в…днеется_________________________________лес. Всем нравит…ся эта ________________________________картина. Она создаёт _______________________ настроение. Невозможно оторвать гла… от фантастической красоты ____________________дня.


IX. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап


Проверка самостоятельной творческой работы 
1. Прочитайте получившийся текст.
2.  Какую часть речи мы используем для написания текстов- описания?

3.Что придают имена прилагательные нашей речи? (Имена прилагательные придают нашей речи образность, выразительность.) 

4 .Оцените свою работу над составлением текста – описания.

Подведите итог оценивания в группе . Чья группа справилась без затруднений?

Сегодня я выслушала ваши мнения, впечатления, а хотели бы знать, что бы сказала вам я в конце урока?

Иногда ребята спрашивают о впечатлении учителя. Отвечаю:

Небо лазурное, 
Небо бескрайнее. 
Чудо-берёза стоит! 
То ли берёза, 
То ли жар-птица, 
Крылья расправив, летит. 
Яркою сказкой, 
Светлою песней 
Вдруг обернулся февраль. 
Праздник природы 
Сердцу на радость 
Создал Игорь Грабарь

-На этом наш урок окончен, спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!