Предмет: Русский язык Класс: 4 Тема: Изменение личных местоимений по падежам.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: познакомить с изменением личных местоимений по падежам.
Задачи: учиться изменять личные местоимения 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа по падежам.
- учиться формулировать, высказывать и аргументировать свои предложения, обосновывать свою позицию;
Планируемые результаты:
Предметные результаты: познакомятся с особенностью изменений личных местоимений 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа по падежам; научатся определять падеж личных местоимений, ставить местоимения в начальную форму, указывать лицо и число личных местоимений
Метапредметные УУД:
Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом .
Регулятивные: высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Личностные: осознание необходимости применять полученные знания в повседневной жизни; положительного отношения к занятиям русским языком.
Формы работы:
индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Вид контроля: фронтальный, самоконтроль.
Оборудование: проектор, экран, карточки для групповой работы, парной работы
Этап урока | Время | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
1.Организационный момент. Мотивационный этап. | 5 мин. | Настрой на работу. Наш урок я начну словами нидерландского философа 17 века Бенедикта Спинозы «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, начните день с полезного дела». - Как вы понимаете данное высказывание? - какое дело можно назвать полезным? - можем мы применить эти слова к сегодняшнему уроку? нас на уроке какое дело может быть полезным? - Откройте тетради – запишите число, классная работа. Где опасное место в записи числа ВПР найди слово, где все согласные звонкие (жизнь) Все согласные звонкие, мягкие. (день) + - Что делать тем детям, у кого -? | Организация к деятельности. Объяснение смысла слов. Запись числа. |
2. Актуализация знаний | 10 мин. | Для начала давайте вспомним, над каким разделом мы работаем на протяжении нескольких уроков? - какую группу местоимений мы изучаем? Давайте проверим, насколько усвоили изученный материал. - вставим недостающие слова в предложения, записанные в кластере. Работу выполняем в парах. Карточка №1 -
Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это (личные местоимения) -
Личные местоимения употребляются вместо имен_______ 3. Род можно определить у местоимений ____ лица. (3) 4 начальная форма местоимений – форма ____ падежа. И.п. 5. предлоги с личными местоимениями пишутся ________ Для тех, кто испытывает затруднения, подготовлены карточки-помощники. -
Пришло время проверить. Оцените себя. + - -
- зачем мы выполняли это задание? (чтобы определить, насколько усвоили тему местоимение, повторить изученное.) 5 человек получают карточки. Остальные работают в тетрадях Задание: выписать услышанные местоимения. Утром - Так заведено - Разомкнешь ресницы, видишь- вдруг идет Оно Розовой жар-птицей. А стемнеет - Он придет: Тоненький, Смущенный, - О ком идет речь в загадках? Солнце,месяц, луна. Какие местоимения выписали? Оно, он, она | Он на цыпочках войдет Долькою лимонной. Срок прошел - Плывет Она В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто несмеяна... Кто же Он, Оно, Она? Месяц, солнце и луна! Работа со словарными словами | Откройте орфографический словарик и выпишите словарные слова (по 2 слова), которые можно заменить местоимениями ОН, ОНО, ОНА? Кто может выполнить без помощи словарика – просто замечательно! 1 ряд – он салют, вагон 2 ряд - она тарелка, экскурсия 3 ряд –оно богатство, хозяйство (Правильно заменять сущ местоимениями в изл, сочинениях) | На Д 1 с карточками оценка Выполняют задания , проверяют себя по, оценивают по предложенным критериям. Оно, он, она Дети самостоятельно выписывают слова из словаря. |
3.Создание проблемной ситуации | 5мин. | - Перед вами таблица. Впишите данные местоимения в соответствующую строку: он, я, вы, мы, они, ты, мной 2-е л., мн.ч. | | 3-е л., ед.ч., м.р. | | 3-л., мн.ч. | | 1-е л., ед.ч. | | 1-л., мн.ч. | | 2-е л., ед.ч. | | | | - Проверим, как вы справились с заданием. - Какие трудности возникли. Какое слово не занесли в таблицу? Почему? | Работа в парах. Расставляют местоимения в строку с их грамматическими признаками. Затруднение – куда отнести слово «мной» (одна пара работает около доски) |
Постановка темы и целей урока | 2 мин. | - Какой частью речи является слово «меня»? (местоимением) поставьте в Н.Ф. (Я) - С какой частью речи мы продолжим работу? - Но почему мы не можем определить в какую строку должны отнести это местоимение? - Тему урока: «Изменение личных местоимений по падежам» - Сформулируйте задачи нашего урока. - Будем учиться изменять по падежам личные местоимения. - Учиться определять падеж местоимений. - Учиться правильно записывать местоимения. | Тема на экране. Задачи на экране. |
Работа по теме урока, выход из затруднения | 5 мин. | С новой строки в столбик пропишите все падежи. -Просклоняйте местоимение Я по падежам. -
Возникли ли у вас трудности при склонении местоимения Я по падежам? -
Как вы думаете, почему вам трудно это сделать? А правильно просклонять местоимение Я нам поможет шуточное стихотворение Перво-наперво решительно, скажет вам семья моя, Что, конечно, Именительный- Это…( кто?) Я и только Я! Мать склонилась умилительно, А за ней и вся родня. И не зря. Падеж Родительный для ….(кого?) А для … меня. Все заботятся старательно И заслуженно вполне и дают подарки Дательный Это значит – только (кому?) Мне! Не смотрите подозрительно, У меня родня – броня! И запомните: Винительный Не касается (кого?) Меня! Жизнь легка и упоительна За родительской спиной!.. Нет, друзья, падеж Творительный Сотворен совсем не (кем?) не Мной! Ждете, видимо, Предложного? Новых данных (о ком?) обо Мне? Не просите невозможного, Хватит с вас и так вполне. Вывод - местоимения изменяются по падежам как имена сущ, но меняется не окончание, а все слово. | - что значит просклонять местоимение? На Д. и в тетради Заполняют таблицу |
Физминутка | 2 мин. | Отдохнем и поиграем. - Если я называю местоимение, то вы хлопаете, а если другую часть речи – топаете: Мы, веселый, доктор, без, нас, тебе, вас, ходить, весна, она. Мне, около Гимнастика для глаз. - Посмотрите вверх, посмотрите вниз, влево, вправо. Нарисуйте глазами круг, а теперь нарисуйте глазами первую букву своего имени. | |
Первичное закрепление. | 10 мин. | Для выполнения след. Задания ответьте на ? что можно сказать о местоимениях Я,ТЫ,МЫ,ВЫ? Задание: - Ваша задача заполнить таблицу, изменив по падежам личные местоимения 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. На работу 5мин. По рядам 3 чел у Д Падеж | Вопрос | | | | И.п. | Кто? | ты | мы | вы | Р.п. | Кого? | | | | Д.п. | Кому? | | | | В.п. | Кого? | | | | Т.п. | Кем? | | | | П.п. | (о) ком? | | | | Проверка. Зачитывают свои варианты - Проверка по учебнику на стр.57 - Как же определить лицо и число местоимения «МНой»? - Поставить в начальную форму. (правило на стр.57) | Работают в парах |
Самостоятельная работа | 10 мин. | Слайд определи падеж, лицо, число мест Как ты(2л,ед.ч И.п) относишься к людям, так и к тебе. (2л.ед.ч.,Д.п) люди. Не хвалитесь, пусть люди о вас (2 л,мн.ч Т.п.) тихо скажут. Я _(1л,ед.ч,И.п) друга выручил, а друг меня (1 л,ед ч. В.п.) выучил. -
К (мы) приехала бабушка из деревни. -
О (ты) написали в газете. -
Ехал к (вы), да попал к (мы). -
Друг часто выручает (я). Проверка ВПР замени в последнем предложении слово выручил близким по значении. (помог) | 1 предл на Д вместе 2,3 –Сам. в тетрадях, двое около доски Проверяем.по эталону |
Итог урока. Рефлексия. | 5 мин. | На уроке я научился… Больше всего на уроке мне понравилось…. Самым трудным для меня было…. | |
Дом.задание | | Табл. С. 57, упр 124 | |
1.Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это
2.Личные местоимения употребляются вместо имен_______
3. Род можно определить у местоимений ____ лица.
4 начальная форма местоимений – форма ____ падежа.
5. предлоги с личными местоимениями пишутся ________
он, вы, мы, они, ты, мной
2-е л., мн.ч. | |
3-е л., ед.ч., м.р. | |
3-л., мн.ч. | |
1-л., мн.ч. | |
| |
он, я, вы, мы, они, ты, мной
2-е л., мн.ч. | |
3-е л., ед.ч., м.р. | |
3-л., мн.ч. | |
1-е л., ед.ч. | |
1-л., мн.ч. | |
2-е л., ед.ч. | |
| |
1.я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это
2.Личные местоимения употребляются вместо имен_______
3. Род можно определить у местоимений ____ лица.
4 начальная форма местоимений – форма ____ падежа.
5. предлоги с личными местоимениями пишутся ________
1.Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это
2.Личные местоимения употребляются вместо имен_______
3. Род можно определить у местоимений ____ лица.
4 начальная форма местоимений – форма ____ падежа.
5. предлоги с личными местоимениями пишутся ________
1.Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это
2.Личные местоимения употребляются вместо имен_______
3. Род можно определить у местоимений ____ лица.
4 начальная форма местоимений – форма ____ падежа.
5. предлоги с личными местоимениями пишутся ________
1.Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это
2.Личные местоимения употребляются вместо имен_______
3.Род можно определить у местоимений ____ лица.
4 начальная форма местоимений – форма ____ падежа.
5. предлоги с личными местоимениями пишутся ________
он, мы, они, ты, мной
3-е л., ед.ч., м.р. | |
3-л., мн.ч. | |
1-л., мн.ч. | |
2-е л., ед.ч. | |
| |
он, мы, они, ты, мной
3-е л., ед.ч., м.р. | |
3-л., мн.ч. | |
1-л., мн.ч. | |
2-е л., ед.ч. | |
| |
он, мы, они, ты, мной
3-е л., ед.ч., м.р. | |
3-л., мн.ч. | |
1-л., мн.ч. | |
2-е л., ед.ч. | |
| |
он, мы, они, ты, мной
3-е л., ед.ч., м.р. | |
3-л., мн.ч. | |
1-л., мн.ч. | |
2-е л., ед.ч. | |
| |
он, мы, они, ты, мной
3-е л., ед.ч., м.р. | |
3-л., мн.ч. | |
1-л., мн.ч. | |
2-е л., ед.ч. | |
| |
он, мы, они, ты, мной
3-е л., ед.ч., м.р. | |
3-л., мн.ч. | |
1-л., мн.ч. | |
2-е л., ед.ч. | |
| |