Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Безличные глаголы»
Цель: формировать
Задачи:
Обучающие:
Ознакомление учащихся с понятием “безличный глагол”, с лексическими группами безличных глаголов.
Совершенствование умения находить грамматическую основу предложения.
Обучение конструированию предложений с безличными глаголами.
Развивающие:
Формирование умения отличать безличные глаголы от личных, находить безличные глаголы в предложении и тексте, определять их синтаксическую роль.
Развитие умения оценивать результаты выполненных действий, обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы, определять закономерности.
Воспитательные:
Развитие культуры речи учащихся, культуры ответа.
Развитие творческого воображения учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: учебники, тетради, оформленная доска, чистые листы бумаги на каждого ученика
Ход урока:
Организационный момент
Учитель читает стихотворение, предварительно дает задание:
Прослушайте стихотворение–загадку. О чем идет речь? Что это?
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам ______
Учитель – Да, это глагол. Мы уже много знаем об этой части речи. Давайте вспомним что это.
(Учащиеся называют признаки глагола, приводят примеры)
Учитель – Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны и как они называются – пока это секрет, который нам с вами предстоит разгадать. Представьте, что они потеряли свое имя, а мы поможем его найти. Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записано число, но не записана тема урока. Как вы думаете почему? (Учащиеся отвечают, что тему урока предстоит сформулировать в ходе работы).
Учитель – Действительно, вернув глаголам потерянное имя, мы выясним и тему нашего урока, вернее, вы должны сформулировать ее самостоятельно. Кроме того, мы научимся отличать эти глаголы от других, находить их в предложении, а также составлять с ними новые предложения.
Итак, выполняем первое задание.
На доске записаны предложения. Распределите их в две группы. Принцип распределения выбираете самостоятельно.
Выпал снег. Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. Мой друг тоже не спит.
Учитель – На какие группы разделили? Свое мнение обоснуйте.
(В ходе обсуждения выделяются две группы:
предложения с обоими главными членами
предложения с одним главным членом).
Учитель – Работаем с группой предложений: Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. (Остальные предложения стираются с доски)
Что общего, кроме того, что это односоставные предложения, вы заметили?
(Главный член предложения один, это сказуемое).
Учитель – А что можно сказать о подлежащем? Требуется ли оно в таких предложениях?
(Его нет и не нужно).
Учитель: – Есть ли здесь действующее лицо? (Нет). То есть, какие это глаголы? (Без лица) Значит имя у них … . (Безличные глаголы).
Учитель: – Правильно, это безличные глаголы. Итак, записываем тему урока в тетрадь, там, где оставлено место. А какова цель сегодняшнего урока? Давайте еще раз дадим определение безличных глаголов.
Учитель: – А как можно изобразить безличный глагол? Перед вами чистые листы бумаги (небольшие квадраты) изобразите безличный глагол так, как вы его представляете, а потом мы выберем самый удачный вариант. (Как правило, большинство учащихся рисует овал лица человека без глаз, рта и т.д., но могут быть и другие варианты).
Учитель: – Итак, с работой справились, молодцы. Рисунки далеко не убираем, они нам еще потребуются. А сейчас еще одно задание: безличные глаголы спрятались в предложениях (предложения записаны на доске). Игра “Кто зоркий?”. Зоркий тот, кто распознает в предложениях безличные глаголы. Для этого используем наши рисунки. Прикрепите свой рисунок рядом с предложением, где прячутся безличные глаголы (первым к доске выходит тот, кто быстрее всех поднял руку). В это время те, кто остался на своих местах, подчеркивают грамматическую основу предложения. Учащиеся у доски должны доказать, что в предложениях, которые они отметили, действительно есть безличный глагол.
Пахло милым тлением осени.
Подморозило и воздух стал свежим.
Веет с поля ночная прохлада.
В одну минуту дорогу занесло.
Учитель: – Найдите в одном из предложений спрятавшуюся пунктограмму, составьте схему предложения. (Учащиеся работают с предложением Подморозило, и воздух стал свежим). Обосновывают постановку запятой в сложном предложении, где первое предложение – односоставное).
Учитель: – Обратите внимание, чем выражены сказуемые во всех отмеченных нами предложениях (безличными глаголами в форме прошедшего времени). Какую закономерность заметили? (Если затруднятся с ответом, дать задание определить род и число безличных глаголов в этих предложениях).
Итак, продолжите предложение В прошедшем времени безличные глаголы употребляются … (только в форме среднего рода единственного числа).
Учитель : – Запишите самостоятельно по два предложения с безличными глаголами в форме прошедшего времени. Теперь работаем с учебником
Заключительный этап урока (обобщение материала).
Работа по группам.
Более сильные учащиеся составляют вопросы и задания по изученной теме самостоятельно, группа более слабых учащихся работает с материалом учебника (теория). Затем учащиеся 1 группы задают вопросы учащимся второй группы.
Домашнее задание по выбору:
Написать сочинение–миниатюру на одну из тем:
1) “Идет волшебница–зима”
2) “День чудесный”