СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе "Безличные глаголы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выполняя игровые задания, учащиеся знакомятся с понятием "безличный глагол".

Просмотр содержимого документа
«рабочие материалы урока»

Рабочие материалы урока

Задание 1.

День настал.

И вдруг стемнело.

Свет зажгли.

Глядим в окно.

Снег ложится белый-белый.

Отчего же так темно?

Задание 2.

1. Узнать, что _______________________________________________________

2. Выяснить, в какой форме ____________________________________________

3. Учиться отличать ___________________________________________________

Задание 3.

На дворе подморозило. Уже смеркается, а потом темнеет. Вечереет. Совсем стемнело. Однако в постель не хочется. Думается только о приятном. Вообще ночью хорошо мечтается. Но что- то меня знобит. Нездоровится. В комнате пахнет лекарствами. Вот уже рассветает. Мне становится получше.

Задание 4.

1. Легким запахом веет полынь.

2. На рассвете в долинах теплом и черёмухой веет.

3. Свежим сеном пахнет.

4. Свежее сено хорошо пахнет.

5. Свежеют с каждым днем и молодеют сосны.

6. На улице свежеет.

Безличные глаголы

Личные глаголы








Задание 5. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Вставьте подходящие по смыслу безличные глаголы, используя слова для справок.

_________________________________________________

С каждым днём _______________________________всё раньше. От земли ещё _____________________ свежестью. Ночью______________________________________.

Лужицы___________________________________тонким ледком. Весенней порой легко __________________________________. _____________________________ больше бывать на природе.

Слова для справок: веет, рассветает, подмораживает, дышится, затягивает, хочется.

Сделайте вывод: в какой форме стоят безличные глаголы?























Просмотр содержимого документа
«Безличные глаголы»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Безличные глаголы»


Цель: формировать

Задачи:

Обучающие:

  1. Ознакомление учащихся с понятием “безличный глагол”, с лексическими группами безличных глаголов.

  2. Совершенствование умения находить грамматическую основу предложения.

  3. Обучение конструированию предложений с безличными глаголами.

Развивающие:

  1. Формирование умения отличать безличные глаголы от личных, находить безличные глаголы в предложении и тексте, определять их синтаксическую роль.

  2. Развитие умения оценивать результаты выполненных действий, обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы, определять закономерности.

Воспитательные:

  1. Развитие культуры речи учащихся, культуры ответа.

  2. Развитие творческого воображения учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебники, тетради, оформленная доска, чистые листы бумаги на каждого ученика


Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Учитель читает стихотворение, предварительно дает задание:

Прослушайте стихотворение–загадку. О чем идет речь? Что это?

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам ______

Учитель – Да, это глагол. Мы уже много знаем об этой части речи. Давайте вспомним что это.

(Учащиеся называют признаки глагола, приводят примеры)

Учитель – Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны и как они называются – пока это секрет, который нам с вами предстоит разгадать. Представьте, что они потеряли свое имя, а мы поможем его найти. Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записано число, но не записана тема урока. Как вы думаете почему? (Учащиеся отвечают, что тему урока предстоит сформулировать в ходе работы).

Учитель  Действительно, вернув глаголам потерянное имя, мы выясним и тему нашего урока, вернее, вы должны сформулировать ее самостоятельно. Кроме того, мы научимся отличать эти глаголы от других, находить их в предложении, а также составлять с ними новые предложения.

Итак, выполняем первое задание.

На доске записаны предложения. Распределите их в две группы. Принцип распределения выбираете самостоятельно.

Выпал снег. Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. Мой друг тоже не спит.

Учитель  На какие группы разделили? Свое мнение обоснуйте.

(В ходе обсуждения выделяются две группы:

  1. предложения с обоими главными членами

  2. предложения с одним главным членом).

Учитель – Работаем с группой предложений: Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. (Остальные предложения стираются с доски)

Что общего, кроме того, что это односоставные предложения, вы заметили?

(Главный член предложения один, это сказуемое).

Учитель – А что можно сказать о подлежащем? Требуется ли оно в таких предложениях?

(Его нет и не нужно).

Учитель: – Есть ли здесь действующее лицо? (Нет). То есть, какие это глаголы? (Без лица) Значит имя у них … . (Безличные глаголы).

Учитель: – Правильно, это безличные глаголы. Итак, записываем тему урока в тетрадь, там, где оставлено место. А какова цель сегодняшнего урока? Давайте еще раз дадим определение безличных глаголов.

Учитель: – А как можно изобразить безличный глагол? Перед вами чистые листы бумаги (небольшие квадраты) изобразите безличный глагол так, как вы его представляете, а потом мы выберем самый удачный вариант. (Как правило, большинство учащихся рисует овал лица человека без глаз, рта и т.д., но могут быть и другие варианты).

Учитель: – Итак, с работой справились, молодцы. Рисунки далеко не убираем, они нам еще потребуются. А сейчас еще одно задание: безличные глаголы спрятались в предложениях (предложения записаны на доске). Игра “Кто зоркий?”. Зоркий тот, кто распознает в предложениях безличные глаголы. Для этого используем наши рисунки. Прикрепите свой рисунок рядом с предложением, где прячутся безличные глаголы (первым к доске выходит тот, кто быстрее всех поднял руку). В это время те, кто остался на своих местах, подчеркивают грамматическую основу предложения. Учащиеся у доски должны доказать, что в предложениях, которые они отметили, действительно есть безличный глагол.

Пахло милым тлением осени.
Подморозило и воздух стал свежим.
Веет с поля ночная прохлада.
В одну минуту дорогу занесло.

Учитель: – Найдите в одном из предложений спрятавшуюся пунктограмму, составьте схему предложения. (Учащиеся работают с предложением Подморозило, и воздух стал свежим). Обосновывают постановку запятой в сложном предложении, где первое предложение – односоставное).

Учитель: – Обратите внимание, чем выражены сказуемые во всех отмеченных нами предложениях (безличными глаголами в форме прошедшего времени). Какую закономерность заметили? (Если затруднятся с ответом, дать задание определить род и число безличных глаголов в этих предложениях).

Итак, продолжите предложение В прошедшем времени безличные глаголы употребляются … (только в форме среднего рода единственного числа).

Учитель : – Запишите самостоятельно по два предложения с безличными глаголами в форме прошедшего времени. Теперь работаем с учебником

  1. Заключительный этап урока (обобщение материала).

Работа по группам.

Более сильные учащиеся составляют вопросы и задания по изученной теме самостоятельно, группа более слабых учащихся работает с материалом учебника (теория). Затем учащиеся 1 группы задают вопросы учащимся второй группы.

  1. Домашнее задание по выбору:

Написать сочинение–миниатюру на одну из тем: 
1)  “Идет волшебница–зима”
2) “День чудесный”



Просмотр содержимого презентации
«Безличные глаголы 1»

Интересная часть речи  В русском языке живет.  Кто что делает расскажет,  Чертит, пишет иль поет.  Вышивает или пашет,  Или забивает гол.  Варит, жарит, моет, чистит –  Все расскажет нам ______ ГЛАГОЛ

Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам ______

ГЛАГОЛ

Глагол как часть речи

Глагол

как часть речи

Выпал снег. Подморозило.  Мне не спится.  В зимнюю пору смеркается рано. Мой друг тоже не спит.

Выпал снег.

Подморозило.

Мне не спится.

В зимнюю пору смеркается рано.

Мой друг тоже не спит.

Подморозило.  Мне не спится.  В зимнюю пору смеркается рано. _________________________________ _________________________________ _________________ _________________ ______________________________ ______________________________

Подморозило.

Мне не спится.

В зимнюю пору смеркается рано.

_________________________________

_________________________________

_________________

_________________

______________________________

______________________________

Безличные глаголы

Безличные глаголы

Подписи отдельно

Подписи отдельно

  • Смеркалось.
Вечерело.
  • Вечерело.
Рассвело.
  • Рассвело.
Подмораживает.
  • Подмораживает.
Завьюжило.
  • Завьюжило.
Пахнет весной.
  • Пахнет весной.
Сладко дремлется в кроватке.
  • Сладко дремлется в кроватке.
Дома не сидится.
  • Дома не сидится.
Думается и мечтается о хорошем.
  • Думается и мечтается о хорошем.
Счастливо живется.
  • Счастливо живется.
Самый зоркий  Пахло милым тлением ос..ни.  Подм..розило и воздух стал свежим.  Ве..т с поля н..чная прохлада.  В одну минуту д..рогу зан..сло.

Самый зоркий

Пахло милым тлением ос..ни. Подм..розило и воздух стал свежим. Ве..т с поля н..чная прохлада. В одну минуту д..рогу зан..сло.

Фокусник Личные глаголы Безличные глаголы Ветер дует в окно. В окно сильно дует. Гроза зажгла дерево Дождь льёт как из ведра. Липы сладко пахнут. Ветер сломал осину.

Фокусник

Личные глаголы

Безличные глаголы

Ветер дует в окно.

В окно сильно дует.

Гроза зажгла дерево

Дождь льёт как из ведра.

Липы сладко пахнут.

Ветер сломал осину.

Тест.  Укажите номер безличного предложения

Тест. Укажите номер безличного предложения

  • 1. Морозит.
  • 2. Мы выходим из дома.
  • 3. Нам легко дышится.
  • 4. Мы не спеша прогуливаемся по зимнему лесу.
  • 5. Пахнет хвоей.
  • 6. Стоит тишина.
  • 7. Вдруг тишину нарушил снег, упавший с ветки ели.
  • 8. И снова стихло.
  • 9. Хорошо прогуливаться по зимнему лесу.
А как можно изобразить безличный глагол?

А как можно изобразить безличный глагол?

Домашнее задание

Домашнее задание

  • 1) правило
  • 2) Упр. 662
  • 3) *сочинение –миниатюра «Весна пришла»

Просмотр содержимого презентации
«Безличные глаголы 2»

Весной рано светает. Потеплело.
  • Весной рано светает.
  • Потеплело.
Безличные глаголы

Безличные глаголы

Значение безличных глаголов Состояние природы:

Значение безличных глаголов

  • Состояние природы:

  • Состояние человека:
Фокусник Личные глаголы Безличные глаголы Приближался рассвет. Наступает вечер . В этот ясный, солнечный день все хорошо работали. Мы долго не хотели уходить из зимнего леса. Мой друг по вечерам не сидит дома. От волнения мы долго не спали.

Фокусник

Личные глаголы

Безличные глаголы

Приближался рассвет.

Наступает вечер .

В этот ясный, солнечный день все хорошо работали.

Мы долго не хотели уходить из зимнего леса.

Мой друг по вечерам не сидит дома.

От волнения мы долго не спали.

Все лица весело глядят.  «Весна!» - читаешь в каждом взоре;  И тот, как празднику, ей рад,  Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе.    Но резвых деток звонкий смех  И беззаботных птичек пенье  Мне говорят - кто больше всех  Природы любит обновленье! А.Плещеев  Уж тает снег, бегут ручьи,  В окно повеяло весною   Засвищут скоро соловьи,  И лес оденется листвою!    Чиста небесная лазурь,  Теплей и ярче солнце стало,  Пора метелей злых и бурь  Опять надолго миновала.    И сердце сильно так в груди  Стучит, как будто ждет чего-то,  Как будто счастье впереди  И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят. «Весна!» - читаешь в каждом взоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе. Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят - кто больше всех Природы любит обновленье!

А.Плещеев

  • Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною  Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди И унесла зима заботы!

Уж тает снег, бегут ручьи,  В окно повеяло весною...  Засвищут скоро соловьи,  И лес оденется листвою!  А. Плещеев.

Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! А. Плещеев.

Немой опрос     0 личный безличный

Немой опрос

0

личный

безличный

Домашнее задание 1) правило 2)  придумайте четверостишие или небольшой рассказ, используя безличные глаголы

Домашнее задание

  • 1) правило
  • 2) придумайте четверостишие или небольшой рассказ, используя безличные глаголы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!