СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «Правописание ъ и ь знаков»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен с использованием разных видов групповой работы. В течение урока проводятся разные виды диктантов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «Правописание ъ и ь знаков»»

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «Правописание ъ и ь знаков»

Урок разработан учителем высшей категории МКОУ Воронцовская СОШ Павловского района Воронежской области Костыриной Л.А. по учебнику под редакцией А.Д.Шмелева.

Цель: актуализировать и восстановить знания о правописании разделительных знаков, отработать умения правильно писать.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать правило употребления разделительных ь и ъ; уметь находить в словах разделительные ь и ъ; разграничивать мягкий ь и ь как показатель мягкости предшествующего согласного; правильно употреблять на письме разделительные ь и ъ ; графически обозначать условия их выбора.

Межпредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт – диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных , творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения: эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Основные понятия: морфема, морфемный разбор, приставка

Наглядно – демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем

Организационная структура урока

Приветствие. Дорогие ребята, проверьте, всё ли готово у вас к уроку? Сегодня мы будем узнавать новое и закреплять, повторять и ранее изученное.

Начнём с домашнего задания. Как вы помните орфограмму, изученную на прошлом уроке? Какая это орфограмма? ( Буквы а, у, и после Ц)

Для этого проверим в парах, как вы поработали дома. ( Дети проверяют задание друг у друга, ставят оценки карандашом) Учитель проверяет работу у пар и выставляет за хорошие работы 2 парам оценки.

2. А теперь проведем распределительный диктант. Распределите , где после Ц и , а где И.( Один ученик у доски) Учащиеся в тетрадях распределяют слова, выделяют графически буквы И или Ы.

Полиция, цинк, младенцы, коллекция, ножницы, жильцы, панцирь, близнецы, полководцы, ситуация, революция, интонация, зайцы, традиция, инициалы.

( Оценки за комментарий у доски)

3. Ребята, посмотрите таблицу в учебнике на странице 109 и скажите, какую орфограмму мы будем изучать, с чем она у нас связана?( Буква Ь как знак мягкости)

А теперь распределитесь на 3 группы и подготовьте от каждой группы выступление на тему:

1 группа – «Буква Ь как знак мягкости»- стр.109

2 группа- «Буква Ь после мягких согласных перед буквами Г, К, Б, М» - стр 109

3 группа – «Буква Ь после шипящих»- стр 110

Учащиеся работают в 3 группах и готовят выступающих от своей группы, а также от каждой группы выходят 2 ученика к доске и делают записи к своему вопросу, который представляет их группа. В результате на доске выстраивается материал:

1 группа:

Ь пишется:

  1. На конце слов: шмель, площадь;

  2. После буквы Л: пальба, скользить;

  3. Перед буквами, обозначающими твердые согласные: возьму, свадьба, просьба

Ь не пишется: в сочетаниях НЩ, НЧ.



2 группа:

Ь пишется после мягких согласных перед буквами Г. К, Б, М

Серьги

Коньки

Возьми

Свадьба

3 группа:

После Ж, Ш, Ч, Щ буква Ь не обозначает мягкости, а пишется по традиции:

СУщ. женского рода: дочь, вещь рожь;

ГЛАГОЛЫ 2 лица ед числа: идешь, поёшь, встанешь

Глаголы в начальной форме: подстричь, беречь, увлечь

После групповой работы учащиеся проводят записи с доски в своих тетрадях.

ИТОГИ групповой работы комментируют сами ученики. Путем объяснения своего выведенного из таблицы правила они теперь могут ответить:

Когда мы пишем Ь в словах?

4. Учитель после просмотра записи у учащихся проверяет усвоение материала при помощи аудиоупражнения под номером 72 на странице 111.

( Включаю аудиозапись упражнения 72) Учащиеся слушают и распределяют в 2 столбика слова с Ь и без Ь.)

Диктант комментируют ученики, ставятся оценки за комментарий.

5. Самостоятельная работа.

Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение 73 на странице 112.

Учитель проверяет работы у разных учащихся, комментирует и оценивает.

6. Задание для класса, развивающее творческую мысль и устную речь:

Ребята, посмотрите на доску и объясните, почему в этих словах Ъ?

Съёжиться, вЪезд, подЪезд, подЪём

( Ребята поясняют написание Ъ, так как это правило они знают из начальной школы)

7. Подведение итогов

Что узнали нового? Что повторили?

8. Домашнее задание: Упражнение74 стр 112 и 75 ( прочитать текст и выписать слова с орфограммами, изученными на уроке)

Дополнительное задание по желанию: выписать из словарика 10 слов иноязычного происхождения, где есть Ь








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!