Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «Правописание ъ и ь знаков»
Урок разработан учителем высшей категории МКОУ Воронцовская СОШ Павловского района Воронежской области Костыриной Л.А. по учебнику под редакцией А.Д.Шмелева.
Цель: актуализировать и восстановить знания о правописании разделительных знаков, отработать умения правильно писать.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать правило употребления разделительных ь и ъ; уметь находить в словах разделительные ь и ъ; разграничивать мягкий ь и ь как показатель мягкости предшествующего согласного; правильно употреблять на письме разделительные ь и ъ ; графически обозначать условия их выбора.
Межпредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт – диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных , творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы и формы обучения: эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Основные понятия: морфема, морфемный разбор, приставка
Наглядно – демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем
Организационная структура урока
Приветствие. Дорогие ребята, проверьте, всё ли готово у вас к уроку? Сегодня мы будем узнавать новое и закреплять, повторять и ранее изученное.
Начнём с домашнего задания. Как вы помните орфограмму, изученную на прошлом уроке? Какая это орфограмма? ( Буквы а, у, и после Ц)
Для этого проверим в парах, как вы поработали дома. ( Дети проверяют задание друг у друга, ставят оценки карандашом) Учитель проверяет работу у пар и выставляет за хорошие работы 2 парам оценки.
2. А теперь проведем распределительный диктант. Распределите , где после Ц и , а где И.( Один ученик у доски) Учащиеся в тетрадях распределяют слова, выделяют графически буквы И или Ы.
Полиция, цинк, младенцы, коллекция, ножницы, жильцы, панцирь, близнецы, полководцы, ситуация, революция, интонация, зайцы, традиция, инициалы.
( Оценки за комментарий у доски)
3. Ребята, посмотрите таблицу в учебнике на странице 109 и скажите, какую орфограмму мы будем изучать, с чем она у нас связана?( Буква Ь как знак мягкости)
А теперь распределитесь на 3 группы и подготовьте от каждой группы выступление на тему:
1 группа – «Буква Ь как знак мягкости»- стр.109
2 группа- «Буква Ь после мягких согласных перед буквами Г, К, Б, М» - стр 109
3 группа – «Буква Ь после шипящих»- стр 110
Учащиеся работают в 3 группах и готовят выступающих от своей группы, а также от каждой группы выходят 2 ученика к доске и делают записи к своему вопросу, который представляет их группа. В результате на доске выстраивается материал:
1 группа:
Ь пишется:
На конце слов: шмель, площадь;
После буквы Л: пальба, скользить;
Перед буквами, обозначающими твердые согласные: возьму, свадьба, просьба
Ь не пишется: в сочетаниях НЩ, НЧ.
2 группа:
Ь пишется после мягких согласных перед буквами Г. К, Б, М
Серьги
Коньки
Возьми
Свадьба
3 группа:
После Ж, Ш, Ч, Щ буква Ь не обозначает мягкости, а пишется по традиции:
СУщ. женского рода: дочь, вещь рожь;
ГЛАГОЛЫ 2 лица ед числа: идешь, поёшь, встанешь
Глаголы в начальной форме: подстричь, беречь, увлечь
После групповой работы учащиеся проводят записи с доски в своих тетрадях.
ИТОГИ групповой работы комментируют сами ученики. Путем объяснения своего выведенного из таблицы правила они теперь могут ответить:
Когда мы пишем Ь в словах?
4. Учитель после просмотра записи у учащихся проверяет усвоение материала при помощи аудиоупражнения под номером 72 на странице 111.
( Включаю аудиозапись упражнения 72) Учащиеся слушают и распределяют в 2 столбика слова с Ь и без Ь.)
Диктант комментируют ученики, ставятся оценки за комментарий.
5. Самостоятельная работа.
Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение 73 на странице 112.
Учитель проверяет работы у разных учащихся, комментирует и оценивает.
6. Задание для класса, развивающее творческую мысль и устную речь:
Ребята, посмотрите на доску и объясните, почему в этих словах Ъ?
Съёжиться, вЪезд, подЪезд, подЪём
( Ребята поясняют написание Ъ, так как это правило они знают из начальной школы)
7. Подведение итогов
Что узнали нового? Что повторили?
8. Домашнее задание: Упражнение74 стр 112 и 75 ( прочитать текст и выписать слова с орфограммами, изученными на уроке)
Дополнительное задание по желанию: выписать из словарика 10 слов иноязычного происхождения, где есть Ь