СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта урока по русскому языку на тему "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных" для учащихся 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока по русскому языку на тему "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных"»

Конспект по русскому языку



Использованный УМК «Начальная школа 21 века»

Класс: 3

Тема урока: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных

Цель урока: научиться выяснить когда пишется мягкий знак после шипящих у имен существительных

Выполнила: Погребнюк Александра

Планируемые результаты:

Предметные:

Знания: имя существительное; правописание ь на конце имен существительных после шипящих

Умения: находить орфограмму ь на конце имен существительных после шипящих

Метапредметные:

  1. Регулятивные

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • различать способ и результат действия;


2. Познавательные

  • работать с информацией, представленной в тексте под руководством учителя и самостоятельно.



Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;


Личностные:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • положительное отношение к языковой деятельности

  • формирование ответственности, интереса к изучению русского языка;




Ресурсы:

- для учителя: учебник по русскому языку 3 класс, часть 1, интерактивная доска, мультимедийная презентация

- для ученика: учебник по русскому 3 класс, часть 1, тетрадь, пенал.



Ход урока

Формируемые ууд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный момент

Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

- Откройте тетрадь и запишите число. Классная работа

Шестнадцатое января.

Классная работа.

Записывайте аккуратно.

Приветствуют учителя













Шестнадцатое января.

Классная работа

1

Актуализация знаний

Личностные УУД: желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Регулятивные УУД:выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

Познавательные УУД:целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её; Коммуникативные УУД: выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли

Урок начнем со словарной работы. У доски работает______ (3 человека), остальные в тетради. Начинаем записывать словарь с красной строки, с большой буквы, через запятую. Те, кто работает у доски, записывают слова в столбик с маленькой буквы и не забывай выделять орфограмму, ставить ударение.

«Доктора, учителя, девочка, смородина, инженер, яблоко, касса, галерея, завод, огород». Присаживайтесь на места.

Ученики первого ряда проверяют правильностьнаписания слов в первом столбике, ученики второго ряда – правильность написания слов во втором столбике, ученики третьего ряда – правильность написания слов в третьем столбике.

_____, есть ошибки в словах 1 столбика?

_____, есть ошибки в словах 2 столбика?

_____, есть ошибки в словах 3 столбика?

Поднимите руку те, кто допустил 1 ошибку?

Поднимите руку те, кто допустил 2 ошибки?

Поднимите руку те, кто допустил более двух ошибок



?

Посмотрите на все слова, что общего?


Правильно.

Вспомним, что уже знаем об имени существительном.









Правильно







«Доктора, учителя, девочка, смородина, инженер, яблоко, касса, галерея, завод, огород».






Да/нет

Да/нет

Да/нет







Все слова являются именем существительным


Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Имена существительные изменяются по падежам и числам

Имена существительные бывают мужского, среднего и женского рода

В предложении существительные чаще всего бывают подлежащими или дополнениями.

10

Постановка учебной задачи

Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Регулятивные УУД:выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;


Посмотрите на экран, вам необходимо расшифровать ребусы, разгадайте слова, которые загаданы.

1 слово.

2 слово



Давайте проверим, верно ли вы отгадали (на слайде появляются слова карандаш, мышь)

Посмотрите на последний звук в словах, какие звуки на конце имен существительных после шипящих вы произносите?


Во всех ли словах на конце после шипящих мы пишем ь?

Должны ли мы узнать, когда пишется мягкий знак после шипящей, а когда нет?

Так чем мы будем заниматься?



Какую цель перед собой поставим для изучения новой темы?









Карандаш






Мышь







Мы произносим звук шипящих букв, которые стоят в конце слова


Нет, \в некоторых словах ь пишется, а в некоторых не пишется

Да должны

Мы будем изучать новую тему «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных


Научиться выяснить, у каких имен существительных после шипящих пишется мягкий знак

10

Открытие новых знаний

Регулятивные

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;



Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение и позицию;


Личностные:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

положительное отношение к языковой деятельности

Откройте учебник на странице 169.

Соня, прочитай слова в столбиках





Определите род имен существительных в первом столбике

Определите род имен существительных во втором столбике


Чем отличается написание слов второго столбика от написания слов первого столбика?




Обозначает ли ь в словах второго столбика мягкость согласного звука?

Можете ли вы сформулировать правило о написании ь после шипящих на конце имен существительных



Давайте посмотрим правильно ли вы сформулировали правило, откройте учебник на странице 170, Захар, громко и четко прочитай правило.

Теперь все вместе громко и четко повторим правило



мяч дочь

ключ ночь

лещ вещь

уж молодежь

карандаш мышь


Все имена существительные первого столбика имеют мужской род

Все имена существительные второго столбика имеют женский род

Слова второго столбика имеют женский род и на конце после шипящих пишется ь.

Слова первого столбика имеют мужской род и на конце после шипящих ь не пишется


Нет, не обозначает


На конце имён существительных женского рода в единственном числе после шипящих пишется мягкий знак




На конце имён существительных женского рода в единственном числе после шипящих пишется мягкий знак

17

Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.).

Познавательные УУД:

- работать с информацией, представленной в разных формах (текст), под руководством учителя
и самостоятельно.

Выполним упражнение 1 на странице 170. Оля, прочитай задание.

Два ученика выполняют задания у доски, остальные работают в тетради слова в столбиках записываем с маленькой буквы

К доске идут Петя, Оля

_______, записываешь слова в первый столбик с ь

______, записываешь слова во второй столбик без ь




Ученики первого варианта проверяют, все ли слова Петя записал в первый столбик, ученики второго ряда – проверяют все ли слова Оля записала во второй столбик

Захар, допущены ли ошибки в 1 столбике?

Ваня, допущены ли ошибки во 2 столбике?


Выполним упражнение 3 письменно. Что необходимо сделать, Юля, прочитай?

Прочитай образец, объясни, нужно ли писать на конце ь после шипящих или нет


Такую же работу выполняем по цепочке с первого ряда первой парты, проговаривая.

















Правильно


Запиши слова в два столбика. Первый столбик – слова с ь знаком после шипящих. Второй столбик – слова без ь. Объясни особенности написания слов каждого столбика



С ь

Без ь

мелочь

марш

помощь

багаж

брошь

чертеж

ложь

калач


сторож


чиж


циркач





Да/нет

Да/нет




Запиши слова, изменяя их по образцу


Ключи – ключ (имя существительное; мужской род, пишем без ь)


Ландыши – ландыш (имя существительное; мужской род; пишем без ь)

Вещи – вещь (имя существительное; женский род, единственное число, пишем с ь)

Малыши – малыш (имя существительное; мужской род; пишем без ь)

Мыши – мышь (имя существительное; женский род, единственное число, пишем с ь)

Камыши – камыш (имя существительное; мужской род; пишем без ь)

Куличи – кулич (имя существительное; мужской род; пишем без ь)

Ночи – ночь (имя существительное; женский род, единственное число, пишем с ь)

10 мин

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять цель и учебную задачу;

- выполнять действия по намеченному плану.

Познавательные УУД:

- работать с информацией, представленной в разных формах, под руководством учителя
и самостоятельно.

На столах у вас лежит тест, самостоятельно выполните его на этих же листочках. В правом верхнем углу подпишите работу

Самостоятельная работа

1.Продолжи предложение:

На конце существительных _________________ рода после шипящих ______________мягкий знак. А на конце существительных ________________ рода мягкий знак не пишется.

2. Докажи!

Вещь- _______        стриж- _________        глушь- ________

Шалаш- ______        дичь- __________        сторож- ________

3.Выполни по образцу:

Плащи- плащ (м.р.)

Ночи ____________

Силачи __________

Мыши ___________

Малыши _________

Дочери __________


Сравните выполненное вами упражнение со слайдом. Если у вас есть ошибки, исправьте их аккуратно ручкой и сверху напишите правильный ответ.

Кто допустил одну ошибку в задании?

Кто допустил две ошибки в задании?

Кто допустил более двух ошибок в задании?

Для лучшего усвоения темы запишите домашнее задание_____________





Самостоятельная работа

1.Продолжи предложение:

На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. А на конце существительных мужского рода мягкий знак не пишется.

2. Докажи

Вещь- ж.р, ед.ч        стриж- муж.р        глушь- ж.р, ед.ч

Шалаш- муж.р        дичь- ж.р, ед.ч        сторож- муж.р

3.Выполни по образцу:

Плащи- плащ (м.р.)

Ночи – ночь (ж.р)

Силачи – силач (м.р)

Мыши – мышь (ж.р)

Малыши – малыш (м.р)

Дочери – дочь (ж.р)


5 мин

Рефлексия

Личностные УУД:

- положительное отношение к языковой деятельности.

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;


Ребята, наш урок заканчивается.

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?



Достигли ли мы этой цели сегодня?

У вас на партах лежат конверты. Достаньте сигнальные карточки. Прислушайтесь к себе: если на уроке вам было интересно, и вы узнали много нового – покажите солнышко, а если по-вашему урок был длинный и скучный – поднимите тучку. В нашем классе от солнышек ваших стало ещё светлее. Я тоже хочу выразить своё впечатление от нашей работы вот таким солнышком и поблагодарить вас за работу. Спасибо за работу! Урок окончен.



Научиться выяснить, у каких имен существительных после шипящих пишется мягкий знак

Да








До свидания

1-2



Подпись учителя________________________ Подпись методиста____________________