СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме : "Начальная форма глагола. Инфинитив"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе по теме : "Начальная форма глагола. Инфинитив"»

Инфинитив (неопределенная форма глагола)


Цели: углубить понятие о неопределенной форме глагола; сформировать навык правописания -чь в неопределенной форме глагола.


I. Организационный момент.

Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.


II. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания проводится по усмотрению учителя.


Словарно-орфографическая работа.

Словарный диктант.

Хрупкий лёд, синее небо, нельзя неволить, мех линюч, ландыш пахуч, говорить громко, ёж колюч, медведь неуклюж.


Найдите в тексте диктанта глаголы, которые не показывают ни времени, ни лица, ни числа, ни рода.


III. Объяснение новой темы.

Беседа.

- Итак, ребята, вы правильно нашли глаголы без признаков времени, лица, числа и рода, и пришло время с ними познакомиться. Перед вами неопределенная (или начальная) форма глагола, которую называют также инфинитивом.

- А теперь послушайте сказку об инфинитиве.


Сказал как-то инфинитив:

- Эх вы, разве так надо спрягаться? Я бы вам показал, жаль, что у меня нет времени!

- Время мы тебе найдём. Какое тебе, настоящее или прошедшее?

- Лучше будущее,- говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время. - Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!

Спрягается Вспомогательный глагол – только окончания мелькают. А инфинитив и буквой не пошевелит.

Зачем ему шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он – Инфинитив – у него нет времени.


- Как вы думаете, почему инфинитив называют неопределённой формой глагола?

- А теперь, чтобы проверить ваши ответы и узнать новые сведения об инфинитиве, давайте обратимся к учебнику.


Работа с учебником.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с материалом § 83 на стр. 265-266 и выполняют упр. 919 на стр. 266 учебника.


Физкультминутка.

(По усмотрению учителя.)


Тренировочные упражнения

1. Распределительный диктант «-ч или -чь

Запишите слова по группам: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.

Зажечь, силач, речь, привлечь, скрипач, могуч, сберечь, испечь, туч, пересечь, ткач, певуч, остричь, стеречь, прожечь, бич, линюч, ночь, кумач, врач, мелочь, обжечь, грач, богач, запрячь.


Вывод: чтобы не ошибиться в правописании ь после шипящих на конце слова, важно определить часть речи: если глагол, то ь после шипящих пишется всегда, в существительном – только в Ш склонении, в кратких прилагательных – не пишется.


2. Учащиеся выполняют упр. 205 и 206 на стр. 76-77 Рабочей тетради.

Подчеркни глаголы в неопределенной форме. Определи вид и спряжение глаголов. Вставь пропущенные буквы.


Случай с синичкой.

Как-то раз я ходил рыбачит… . Уже лежал снег. Вдруг я увидел под кустом синичку. Левое крыло у нее волочилось по земле, она не могла летат…. Мне с трудом удалось накрыт… ее шапкой. В руках она не пыталась царапат…ся и щипат...ся клювом, как это обычно делают птицы. На кончике левого крыла у нее висела ледышка. Вот почему синичка не могла взлетет…! Отогрев пальцами лед, я освободил из плена синичку.

На строчке рядом с глаголом запиши его неопределённую форму (инфинитив). Расставь знаки препинания.

Если мама в магазине

Вам купила только мячик___________________

И не хочет остальное, ______________________

Всё что видит покупать, ____________________

Станьте прямо пятки вместе ________________

Руки в стороны расставьте __________________

Открывайте рот пошире ____________________

И кричите букву «А»! ______________________

И когда, роняя сумки,

С воплем: «Граждане! Тревога!»

Покупатели помчатся ______________________

С продавцами во главе

К вам директор магазина

Подползёт и скажет маме ___________________

Заберите всё бесплатно, ____________________

Только пусть он замолчит! __________________


Домашнее задание.

1. § 83.

2. Упр. 921, 924 на стр. 266-267.