СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.

Задачи:

  • Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»
  • Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.

Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.  

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация».»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Таловская СШ

КОНСПЕКТ УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА

В 5 КЛАССЕ

Повторение изученного по теме

«Синтаксис. Пунктуация».

                                                             

                  Разработала:

                                                      Прусакова Елена Анатольевна,

                                                              учитель русского языка и литературы

                                                               

Конспект открытого урока в соответствии с требованием ФГОС .

Предмет: русский язык

Дата: 15.11.2021 г.

Класс: 5

УМК:  под редакцией Т.А.Ладыженской

Тема: Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Форма: групповая

Оборудование:

     мультимедийный проектор;

     опорный конспект урока;

презентация;

раздаточный материал.

Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.

Задачи:

  • Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»

  • Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.

  • Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.
    Планируемые результаты:

- личностные УУД:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

Следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-регулятивные УУД:

Понимать и строить планируемые действия;

Проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- коммуникативные УУД:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- познавательные УУД:

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.

Извлекать нужную информацию.

Здоровьесберегающие компоненты урока:

1) чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение, сопоставление примеров, устная работа с текстом;

2) чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;

3) контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие мышечной усталости.

Ход урока

I Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

Запись на доске:

Землю, на, листья, сухие, тихо, падают.

Лес, сомкнулась, листва, и, потемнел.

- Каждое слово в отдельности понятно, но не ясно, какая мысль сообщается с помощью этих слов. Чтобы выразить мысль, нужно соединить эти слова по законам языка, связать их по смыслу.

1. Сухие листья тихо падают на землю.

2. Листва сомкнулась, и потемнел лес.

- Молодцы, ребята. Скажите, а как вы понимаете значения слов ЛИСТВА СОМКНУЛАСЬ (соединиться вплотную)

- Ну а теперь откройте тетради, запишите число, классная работа.

- В тетради запишите получившиеся предложения через строчку.

- Ребята, скажите, как называется раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения, текст, а также правила их построения. (Синтаксис)

Посмотрите, во всех предложениях на конце предложения стоит точка, во 2м предложении мы поставили запятую.

-Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются система знаком препинания и правила их постановки? (Пунктуация)

- Ребята, кто догадался, о чем мы сегодня с вами будем говорить, Сформулируйте тему нашего урока?     (Синтаксис и пунктуация)

- Какую цель вы поставите себе на уроке, что мы будем делать?

- Цель нашего урока -  обобщить и повторить то, что знаем о синтаксисе и пунктуации, закрепить навыки разбора предложений, а также вспомнить, как правильно записать прямую речи и уметь правильно составлять диалог.

III. Обобщение и систематизация знаний.  Ребята, перед вами текст стихотворения. Прочитайте его вслух.

+ (Чтение вслух 1 учащимся).

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поет синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова в руках девчурки

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поет салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержатся в порядке

- Кто прочитал бы так же? Кто прочитал бы иначе?

- Почему возможны такие варианты? Объясните выбор.

Появляется смысл/ получается небылица.

- Что меняет стихотворение?

Паузы.

- Чего не хватает в письменном тексте, чтобы были паузы в нужных местах?

Точек.

-А Какие ещё бывают знаки препинания? От чего зависит их постановка? Для чего они нужны?

- На уроке постараемся найти ответы на поставленные вопросы. Важную информацию отразим в схеме.

3. Осмысление.

- Что знаете о постановки точки на письме?

- Ставится в конце предложений (законченной мысли).

- Расставьте точки и запишите стихотворение в тетрадь.

- (Самостоятельная работа с фронтальной проверкой).

- Какую роль играет точка в письменной речи?

- Позволяет увидеть границы предложения, помогает понять содержание.


- На самом деле знаков препинания в современном русском языке стало больше и с ними вы познакомитесь в старших классах. Чтобы научиться с ними общаться, важно понять, что является основанием для их использования. Объясните, как вы понимаете высказывание А.П. Чехова «Знаки препинания служат нотами при чтении».

-Знаки подсказывают, где делать паузу, с какой интонацией произносить фразы: вопросительно или утвердительно, восклицательно или невосклицательно.

Вывод: Знаки препинания помогают выбрать нужную интонацию.

- Известен факт переписки французского писателя Виктора Гюго со своим издателем. Закончив писать роман, Гюго послал рукопись книги издателю, приложив к нему письмо. Вместо слов на листке бумаги стоял большой вопросительный знак. В ответном письме на листке бумаги вместо слов стоял большой восклицательный знак.

Как вы думаете, поняли ли он друг друга? Что сказали такими письмами?

- Приходилось ли вам общаться знаками?

- Точки, тире, скобки в СМС-сообщениях.

Вывод: Иногда знаками препинания можно общаться.


- Прочитайте два предложения.

На вокзале Петя встретил мать, сестру, брата, своего товарища.

На вокзале Петя встретил мать, сестру, брата своего товарища.

- Чем различаются предложения?

+-Количеством запятых, смыслом.

- Назовите, о ком говорится в первом предложении?

- Петя, мать, сестра, брат, Петин товарищ.

- Назовите, о ком говорится во втором предложении?

- Петя, мать, сестра, брат Петиного товарища.

- Какую роль может играть запятая в предложении?

+Вывод:Запятая может поменять смысл высказывания.

- Подумайте, какие варианты постановки запятой возможны в следующих утверждениях, придумайте ситуации, в которых данные высказывания уместны.

Групповая работа

Быть дома нельзя идти в поход.

Делегация выезжает утром встречайте.

Установить статую золотую пику держащую.

- Что ещё важно знать о знаках препинания?

- Когда какие знаки ставятся.

- Вы сейчас работали в группах, говорили друг с другом, обсуждали, как называется такой разговор? (ДИАЛОГ- разговор 2х или более лиц).

- А если бы мы захотели записать диалог, то как бы мы это сделали? (Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки, а перед ними ставится тире.)

- В диалоге из рассказа В. Распутина «Уроки французского», который вы будете изучать в 6 классе на уроке литературы,  расставим знаки препинания.

- Работаем самостоятельно, проверяем в группе

Однажды, недели через две после истории с посылкой, Лидия Михайловна, улыбаясь, спросила()

() Ну а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь собираетесь в сторонке да поигрываете?

() Как же сейчас играть () удивился я, показывая взглядом за окно, где лежал снег.

() А что это была за игра? В чем она заключается?

() Зачем вам () насторожился я.

() Интересно. Мы в детстве когда-то тоже играли. Вот и хочу знать, та ли это игра или нет. Расскажи, расскажи, не бойся.

В. Распутин. «Уроки французского»

- Проверяем, какие знаки препинания вы поставили. Сравните с образцом, исправьте ошибки.

- До сих пор мы с вами работали с «готовыми» предложениями, сейчас же ваша задача другая: по указанным схемам постройте предложения. Обсудите полученные предложения в паре. (Устно)

[- =], [= -].      [ - =].       А: «П».

- Какую схему вы бы могли назвать лишней, почему?

- Что же такое прямая речь? (Высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно.)

- Прямая речь выделяется кавычками, первое ее слово пишется с заглавной буквы.

- Давайте вспомним правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

- Перед вами правила, но…. Есть начало, а концовка убежала, соберите все 3 правила так, чтобы получись верные высказывания. 

Работаем в группе по 4 человека.

  • Если слова автора стоят перед прямой речью и предложения ею заканчивается, ….. после слов автора ставится двоеточие, а прямая речь пишется с заглавной буквы.

  •  Если слова автора стоят после прямой речи и предложение ими заканчивается, …. Слова автора отделяются от прямой речи тире и пишутся с маленькой буквы. Вместо точки после прямой речи ставится запятая.

  •  Если слова автора разрывают прямую речь, ….. то на месте разрыва прямой речи кавычки не ставятся, а слова автора с обеих сторон выделяются тире.

- Проверяем, все ли верно у вас получилось.


4. Рефлексия.

- Что оказалось новым для вас? Интересным? Полезным?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

- Закончить урок мне хочется притчей о знаках препинания. Послушайте и поразмышляйте.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. 

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. 

Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире. 

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. 

К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!


IV. Рефлексия.

- Ребята, перед вами листочки. Как бы вы смогли оценить свою работу на сегодняшнем уроке?

  •  Самостоятельно и без ошибок.

  • Справился сам, допустил ошибки.

  • Не смог справиться с заданиями

V. Итог

- Ребята, посмотрите на цель, которую мы сегодня с вами поставили в начале урока.

- Поднимите руки те, кто этой цели достиг.

- Я рада, спасибо всем за работу, но особенно хотелось бы отметить…..

- Спасибо за урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!