СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 6 классе для учащихся с ОВЗ по теме: «Соединительные гласные О-Е в сложных словах»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: узнать о правописании соединительных гласных О и Е в сложных словах.

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

  1. повторить основные способы образования слов;
  2. познакомить учащихся со сложением как способом образования слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о-е;
  3. научить выбирать соединительные гласные o-е в сложных словах.

II. Коррекционно-развивающие:

  1. развивать способность различать случаи написания соединительных гласных о-е;
  2. развивать умение устанавливать элементарные связи; развивать логическое мышление;
  3. обогащать словарный запас детей.

III. Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к слову, показать изобразительные возможности словообразования;
  2. воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
  3. воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Оборудование: ПК, толковый словарь, раздаточный материал.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе для учащихся с ОВЗ по теме: «Соединительные гласные О-Е в сложных словах»»

Конспект урока русского языка в 6 классе для учащихся с ОВЗ по теме: «Соединительные гласные О-Е в сложных словах»

Цель: узнать о правописании соединительных гласных О и Е в сложных словах.

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

  1. повторить основные способы образования слов;

  2. познакомить учащихся со сложением как способом образования слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о-е;

  3. научить выбирать соединительные гласные o-е в сложных словах.

II. Коррекционно-развивающие:

  1. развивать способность различать случаи написания соединительных гласных о-е;

  2. развивать умение устанавливать элементарные связи; развивать логическое мышление;

  3. обогащать словарный запас детей.

III. Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к слову, показать изобразительные возможности словообразования;

  2. воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;

  3. воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Оборудование: ПК, толковый словарь, раздаточный материал.


Ход урока


1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать (запись учащимися числа, «Классная работа»).


2. Актуализация знаний.

Письменный словарный диктант по теме прошлого урока «Гласные в приставках при- и пре-»:

Пр..богатый, пр..многоуважаемый, пр..открытый, пр..занятный, пр..росший, пр..умолкать, пр..школьный, пр..цепить.


3. Постановка учебной цели.

Повторение уже известных обучающимся способов образования слов.

- Дайте связный ответ на вопрос: «Какие основные способы образования слов в русском языке вы знаете? Проиллюстрируйте свой ответ примерами» (приставочный (потемнеть от темнеть), суффиксальный (домик от дом), приставочно-суффиксальный (перелесок от лес), бессуффиксный (переход от переходить), сложение (лесопарк) и т.д.).

- Какие слова называются сложными? Как образуются сложные слова? (сложение основ с помощью соединительной гласной о/е (пароход), без соединительной гласной (Ивангород), сложение слов (диван-кровать).


4. Усвоение новых знаний.

Работа с таблицей:

- Внимательно рассмотрите таблицу. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет на уроке речь? Как бы вы сформулировали проблему, над которой мы будем сегодня работать? Определите цель и задачи сегодняшнего урока.

Самовар

пулемет

свежемороженый

атомоход

путепровод

пешеход

снегопад

дождемер

птицелов

- В чем особенность слов, включенных в таблицу? (все они имеют 2 корня).

- С помощью каких гласных они соединяются? Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной О и Е?

- Что вы можете сказать о словах, представленных в третьей колонке?

- Что нужно написать в первой строчке таблицы? (после твердых согласных, после мягких согласных, после шипящих и Ц).

- Как нужно озаглавить таблицу? (Соединительные гласные о-е в сложных словах).

- Дополните таблицу своими примерами.

Вывод: Соединительная гласная О пишется после твердых согласных. После мягких согласных, шипящих и Ц пишется соединительная гласная Е.


5. Распределить слова в 2 столбца в зависимости от соединительной гласной.

Мяс…рубка, пут..шествие, общ..принятый, тепл..любивый, слаб..вольный, картофел..чистка, птиц…фабрика, широк..плечий , груш..видный, пар…возы, един..душие, земл…делие.

Составляют новые слова, используя алгоритм.


6. Первичное закрепление знаний.

Из каждой пары слов образуйте сложное слово с теми же корнями. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

Образец: вода, падать ⤍ водопад

Вода, падать. Лес, рубить. Каша варить. Газ проводить. Лед колоть. Общий жить. Атом, ходить. Буря, ломать. Птица, ловить. Пуля, метать. Сад, водить. Путь, шествовать.


7. Физ. минутка. Гриша шел.

Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)

Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)

Раз-грибок, (Наклоны вперед.)

Два - грибок, (Наклоны вперед.)

Три - грибок, (Наклоны вперед.)


8. Закрепление изученного материала.

1) Творческий диктант. Замените словосочетания одним сложным словом, подчеркните согласную, от которой зависит выбор соединительной гласной.

Тот, кто сидит дома (домосед); тот, кто разводит пчел (пчеловод); любить труд (трудолюбие); люди одной фамилии (однофамильцы); там хранят овощи (овощехранилище); ученики старших классов (старшеклассники); приспособление для ловли мышей (мышеловка); лечение грязями (грязелечение); человек, который плавает в море (мореплаватель).

2) «Отгадай загадку». Ребята, мы продолжаем словарный диктант, вы должны отгадать загадки. Ответом будет сложное слово с соединительной гласной. Подчеркните согласную, от которой зависит выбор соединительной гласной.

а) Летит, как птица, жужжит, а крыльями не машет (самолет).

б) Заурчу, закричу, под небеса улечу (вертолет, самолет).

в) Хвостом пьет, а клювом отдает (водопровод).

г) Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор -глотает он и пыль, и сор (пылесос).

д) Чудо дворник перед нами, загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейший сугроб (снегоочиститель).

е) На что ни взглянет этот глаз - все на картинке передаст (фотоаппарат).


9. Рефлексия.

Урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.

- С каким способом образования слов мы сегодня познакомились?

- Отчего зависит выбор соединительных гласных О или Е в сложном слове?

- Выполнили мы поставленные цели?

Молодцы! Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок). Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!