СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Вопросительно – относительные местоимения».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Вопросительно – относительные местоимения».»

Конспект урока русского языка в 6 «Б» классе по теме:

«Вопросительно – относительные местоимения».

Цель: Познакомить с особенностями относительно-вопросительных местоимений

познавательная: расширение знаний о разрядах и склонении местоимений, формирование умений различать местоимения;

развивающая: работа над пополнением словарного запаса учеников, развитие мышления, логики, памяти;

воспитательная: повышение интереса к учебному процессу, стимулирование творческой активности; воспитание нравственных качеств личности, эстетической культуры.


Метапредметные результаты:

Личностные УУД:

  • формировать и аргументировать собственное мнение;

  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

  • адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  • проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

  • осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

  • проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;

  • выстраивать логическую цель рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;

  • формирование и аргументация своего мнения и позиции;

  • уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.





Ход урока:

  1. Организационный момент: (слайд 1).

- Здравствуйте, ребята!
Я рада видеть каждого из вас.

И пусть зима прохладой в окна дышит.
Нам будет здесь уютно,

Ведь я и вы
Друг друга понимаем, чувствуем и слышим.

  1. Начнем мы с вами наш урок с загадок. (Слайд 2).

Я прочитаю вам загадки, отгадками на них будут местоимения:

Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Дочка ответила маме тремя местоимениями. Какими? Вы-мы-ты.

Какое местоимение составлено из двух предлогов? О-на.

Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? Я-мы.

Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка, а вместе – овощ. Ты-ква.

Какое местоимение требует чистоты? Может быть и местоимением, и глаголом? Мой.


- Ребята, скажите, пожалуйста, местоимение Мой относится к разряду личных?


 Вот какими интересными могут быть местоимения.


  1. (Слайд 3).

Ребята, мне нужна ваша помощь. Дело в том, что при составлении таблицы, у меня получился хаос. Помогите мне навести порядок. Проверка. (Слайд 4).

Скажите, пожалуйста, почему в последнюю колонку вы записали именно эти слова?

  1. Работа с учебником.

Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним разрядом местоимений. Обратите внимание на доску, а вернее на записанные предложения. (Слайд 5)



КТО стучится в дверь ко мне? Я спросил, КТО стучится.

ЧЕГО тебе надобно, старче? Я спросил, ЧЕГО он хочет.

КАКОЙ тебе годик? Трудно решить, КАКОЙ год ему шёл.

- Рассмотрите предложения в материале для наблюдения.

- Простыми или сложными они являются?

- Попробуйте прочесть эти предложения без выделенных слов?

- Что изменилось? (Предложения под цифрой I стали утвердительными, перестали быть вопросительными, а части сложных предложений под цифрой II потеряли связь между собой).

- Знакомы ли вам выделенные слова в предложениях блока I? Какой частью речи они являются? (местоимениями) А к какому разряду относятся? (вопросительные)

- Можем ли мы назвать выделенные слова в предложениях под цифрой II тоже вопросительными местоимениями? (Нет, поскольку эти предложения не являются вопросительными).



  1. Определение темы урока. Формулировка целей.


Вопрос: Ребята, на доске записано высказывание. Как вы думаете, какое отношение оно имеет к нашему уроку?

«Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно». ( Слайд 6).


Получается, что сами местоимения одинаковые, но функции они будут выполнять разные. Если местоимение служит способом выражения вопроса, то оно - вопросительное, а если используется в качестве союзного средства в сложных предложениях, то это - относительное местоимение.


Ребята, обратите внимание, что относительные местоимения в предложениях мы выделяем голосом, такое явление называется «логическим ударением».

Какие задачи мы будем решать на уроке? (Слайд 7).


  1. Физкультминутка. (Слайд 8).

Если предложение вопросительное, вы присаживаетесь. Если повествовательное, то поднимаете руки вверх.


 1.- То-о-ом, где ты?

- Том, не нравится мне, что мы копаем в таком месте, где есть мертвецы.

2.- Ну, я не помню, как там дальше?

Том начал: «Как тебя зовут?»

3._ Послушай, Том, а ты знаешь, какой нынче день?

- А мне даже хотелось бы, чтобы это был сон. Право, хотелось бы, Гек!

Какой еще сон?

4.- Чей домок-теремок? (А.Толстой)

У подножья стены… свернулась желтая змейка, из тех, чей укус убивает в полминуты. (Антуан де Сент-Экзюпери)

5.- А сколько же здесь этих комнат? (А.Толстой)

Я уже не говорю, сколько денег уходит на лампочки и стекла в окнах. (А.Толстой)

6.К своему огорчению, он обнаружил, что часы показывают разное время. И узнать, который час, по ним было невозможно. (А.Толстой)

Который теперь час?


             

  1. Практическое применение полученных знаний.


- Работа с текстом стихотворения Агнии Барто. Прослушать стихотворения, записать местоимения. (Слайд 9);


- Разгадать шарады. (Слайд 10).


Вывод: с какой целью употребляются вопросительные местоимения?

(Слайд 11).


  1. Работа с текстом.

Спишите предложения, вставьте буквы, раскройте скобки, найдите в них местоимения, определите их разряд.


1. Одиссей – единственный из смертных, кто слышал пение сирен и остался в живых.

2. Царица Ино взялась спросить оракула, за что разгневались боги.

3. Старый Эзон заплакал от радости, увидев, каким могучим и прекрасным стал его сын.

4. Лемносские женщины принесли им на корабль всего, чем богат был остров…

Вера Смирнова «Герои Эллады». (Слайд 12).


Для чего в речи нужны относительные местоимения? (Слайд 13).


  1. Стадия рефлексии: (Слайд 14).


- Какие вопросительные и относительные местоимения ты запомнил?

- Чем они отличаются?

- Какое слово в предложении Кто знает, в какое море впадает река Волга? является относительным местоимением?

- Каким членом предложения является местоимение что в предложении Что из коллекции понравилось вам больше всего?

- Укажите начальную форму местоимения чьими?

- Какие задания мне особенно понравились на уроке?

- При выполнении каких заданий я испытывал затруднения?


  1. Домашнее задание: (Слайд 15).

1. Параграф 49, стр.21 - 22.

2. Выучить вопросительно-относительные местоимения.

3. Упражнение 476.

4. Упражнение 477 (для дополнительной оценки).











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!