Актуализация знаний учащихся по теме. Я заменить могу другие части речи, Взвалив обязанности их себе на плечи. Когда приходится слова другие замещать, На их значение всегда мне надо указать. П.Чесноков - О чем идет речь? -Почему эта часть речи получила такое название? «Слово МЕСТОИМЕНИЕ на латыни звучало так – “pronomen”. Оно состояло из двух слов: предлога про-, что в переводе означало «вместо» и существительного нОмен, что означало «имя», то есть местоимение буквально означает «вместо имени». - Ребята, прежде чем дальше знакомиться с местоимениями, давайте вспомним, что мы уже знаем о местоимении. Что мы знаем о местоимении | Что мы хотим узнать | Что мы узнали | | | | -Попробуйте сформулировать по каждому пункту вашей таблицы вопросы о том, что бы вам ещё хотелось узнать о местоимении и запишите их в графу «хотим узнать». Обсудите эти вопросы друг с другом. Постановка задач урока. Работа с текстом. -Ребята, сегодня мы познакомимся с ещё одним разрядом местоимений. Давайте прочитаем стихотворение Ю. Коваля «На яхте». Однажды куда-то на яхте Откуда-то Кто-то поплыл. Летали какие-то чайки О чем-то кричали ему Какой - то дельфин остроносый В зеленые волны нырял И ветер, почти незаметный, Чуть-чуть паруса надувал. Наверно, какие – то люди Глядели уплывшему вслед. И кто-то, наверное, думал: «Скорей возвращайся назад», И мне бы хотелось на яхте В открытое море уйти. Послушать, о чем кричат чайки, Дельфина увидеть в волнах. А вечером после заката На берег вернуться домой. Но пусть меня кто-нибудь встретит, Но пусть меня кто-нибудь ждет. - О чем это стихотворение? Как вы понимаете значения данных слов? - Давайте запишем словосочетания: Кто-то поплыл Кто-то думал Кто-нибудь встретит Какие-то чайки Какие-то люди Какой-то дельфин. Как называются такие местоимения? На что указывают? - Подумайте, почему они так называются? -Ребята, вспомните, как обычно начинаются сказки. (В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил, И, на свет глядючи, радовался. (М. Салтыков – Щедрин) В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец, именитый человек. (С. Аксаков) - Почему в сказках используется такое начало? Работа по теме урока. -Как вы думаете, как могут изменяться неопределенные местоимения? (по падежам) И. п. кто-то Р. п. кого-то Д. п. кому-то В. п. кого-то Т.п. кем-то П. п. о ком-то -Но по падежам могут изменяться не все неопределенные местоимения. -Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам. -Давайте попробуем просклонять эти местоимения. -А некоторые неопределенные местоимения изменяются по родам и числам. (Какой-то, какая-то, какое-то, какие-то) -Работа с учебником.(параграф 82, стр 90-91) Ребята, как вы думаете, от каких местоимений образуются неопределенные местоимения? (от вопросительных) Давайте откроем учебник, прочитаем материал и рассмотрим таблицу. Запишите в тетрадочку для схем местоимения, данные на этой странице. Выполнение упражнения 578 (устно). Ребята, запишите местоимения НЕКТО, НЕЧТО, НЕСКОЛЬКО, НЕКОТОРЫЙ. Выделите в словах приставки и поставьте ударение. Вывод: В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ, приставка всегда под ударением и пишется слитно. - Что же надо знать о приставке НЕ? Ребята, давайте запишем: -то, -либо, -нибудь – черточку не забудь. Закрепление материала. 1.Ребята, сейчас для того, чтобы лучше запомнить эту тему, мы выполним задание, данное на доске. (Не)кто, (кое)кто, (не)сколько, кто(то), что(то), (кое) (у) (кого), что(нибудь), что(либо), (кое)кем, (не)что, какой(либо), (кое) (с) (кем). 2. «Цифровой диктант». Ребята, у вас на парте лежат карточки. Найдите в этих предложениях местоимения и зашифруйте его. – неопределенное – возвратное – относительное – вопросительное 1.Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить. 2.Вишь, какая саранча! 3.Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости… 4.О себе дед рассказывать не любил. 5.Кому из литературных героев тебе хотелось бы подражать? Подведение итога. -С помощью опорных слов постарайтесь вспомнить тему и задачи урока: Вспомнили, что…..; Значит, нужно … Познакомись с ……; Учиться находить и ………………в ……….и ……..речи. -Игра «Закончи мысль» • Неопределенные местоимения указывают на… • Неопределенные местоимения изменяются… • Неопределенные местоимения образуются от… • Образуются при помощи приставок…, суффиксов… |