СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка на материале рассказа М.Шолохова "Судьба человека"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"»

Открытый урок русского языка в 9 классе

"Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Цели:

Повторить основные сведения о видах сложных предложений и развивать умения в применении теоретических сведений на практике;

формировать умения и навыки постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;

развивать орфографическую зоркость учащихся;

развивать монологическую речь через элементы развивающего обучения;

обучать элементам исследования при изучении данной темы.

Задачи:

Образовательные:

систематизировать материал по синтаксису бессоюзного сложного предложения;

совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;

углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения.

Развивающие:

развивать умения устанавливать смысловые отношения между частями БСП , определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; сравнивать, классифицировать и обобщать полученные знания;

закрепить навыки правильной расстановки знаков препинания в указанных конструкциях;

развивать умения создавать схемы БСП;

развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.

Воспитательные:

воспитывать стремление к самоконтролю; воспитание любви к художественному слову через  произведения М.А.Шолохова.

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, самопроверка,

коллективная работа по таблице, самостоятельная письменная работа.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения

Метапредметные:

Регулятивные УУД : организация учащимися своей учебной деятельности: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять контроль и самоконтроль.

Познавательные УУД: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждения, находить доказательства, перерабатывать, систематизировать информацию.

Коммуникативные УУД: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

Предметные : уметь ставить знаки препинания в БСП с учётом отношений между частями предложения и ролью предложений в тексте.

Методы работы: частично- поисковый, исследовательский.

Тип урока: урок урок открытия новых знаний

Оборудование: карточки с фрагментами текста романа М.А.Шолохова «Судьба человека» (приложение №1) ; «слепые» схемы(приложение №2), тесты (приложение №3), оценочные листы(приложение №4), учебник, карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Здравствуйте. Я очень рада вас видеть. Надеюсь, все вы готовы к плодотворному сотрудничеству.

  1. Актуализация знаний 

(Просмотр  фрагмента фильма Сергея Бондарчука «Судьба человека»).

- Урок русского языка мы начнём с просмотра фрагмента кинофильма. Посмотрите и скажите, по мотивам какого произведения снят этот фильм.

-Мы посмотрели фрагмент фильма Сергея Бондарчука (1959г.), экранизацию одноименного рассказа Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека».

- Как вы думаете, почему мы обратились к этому произведению Шолохова? 

( В 2020 году 24 мая отмечаем 115 лет со дня рождения М.А.Шолохова. Страна отмечает 75 лет Великой Победе)

- На сегодняшнем уроке мы обратимся к фрагментам рассказа «Судьба человека», чтобы на прекрасном литературном тексте учиться русскому языку.

- Обращаю ваше внимание на материалы, лежащие у вас на столах:

фрагменты текста из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека», оценочные листы, куда вы будете выставлять себе баллы на каждом этапе урока (подпишите их), карточки с заданиями, тест.

- Прочитайте финальные строчки рассказа

1)Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…2) Что-то ждет их впереди? 3)И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

Какой смысл несут эти слова? (Жизнь не смогла сломить Андрея Соколова, она изранила, но не убила в нем живую душу. Всю теплоту своей души герой отдает усыновленному им сироте Ванюше. И то, что он усыновляет Ваню, подтверждает нравственную силу Андрея Соколова, сумевшего после стольких потерь начать жизнь сначала. Этот человек побеждает горе, продолжает жить).

- Замените словосочетание военным ураганом, построенное на основе согласования синонимичным словосочетанием со связью управление.

- Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

Заброшенные

Выдюжит

Вырастет

Военным

несгибаемой

Подберите синоним к слову выдюжить (выдержать, преодолеть) (предлож. 1)

- Укажите, в каком из предложений средством выразительности является метафора.

- Выпишите цифры из последнего предложения, на месте которых нужно поставить запятые.

- Проверьте правильность выполнения задания. Если всё верно –2 балла занесите в оценочный лист, если есть неточности – 1 балл.

- Объясните условия постановки знаков препинания.

-Дайте устную характеристику этого предложения.

-  Итак, вспомним типы всех СП, изученных нами в 9 классе.

(Работа со схемой )

-Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи. Сверьте с доской.

- Заполните оценочные листы. Нет ошибок –  1 балл.      

3. Целеполагание, постановка проблемы

- А теперь обратимся к тексту

- Прочитаем его

Текст. (Отрывок из раассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»)

1)Но месяца через три и мне блеснула радость: нашелся Анатолий. 2)Прислал письмо мне на фронт, видать, с другого фронта. 3)Адрес мой узнал от соседа, Ивана Тимофеевича. 4)Оказывается, попал он поначалу в артиллерийское училище; там-то и пригодились его таланты к математике. 5)Через год с отличием закончил училище, пошел на фронт и вот уже пишет, что получил звание капитана, командует батареей , имеет шесть орденов и медали.

6)И начались у меня по ночам стариковские мечтания: война кончится, я сына женю и при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить. 7)Но и тут получилась у меня полная осечка. 8)Зимою наступали мы без передышки, и особо часто писать друг другу нам было некогда, а к концу войны, уже возле Берлина, утром послал Анатолию письмишко, а на другой день получил ответ. 9)И тут я понял, что подошли мы с сыном к германской столице разными путями, но находимся один от одного поблизости. 10)Жду не дождусь, прямо-таки не чаю, когда мы с ним свидимся. 11)Ну и свиделись… 12)Аккурат девятого мая, утром, в День Победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер…

13)Во второй половине дня вызывает меня командир роты. 14)Гляжу, сидит у него незнакомый мне артиллерийский подполковник. 15) Командир моей роты говорит: «К тебе, Соколов», — а сам к окну отвернулся. 16)Пронизало меня, будто электрическим током, потому что почуял я недоброе. 17)Подполковник подошел ко мне и тихо говорит: «Мужайся, отец! Твой сын, капитан Соколов, убит сегодня на батарее.»

18)Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось… 19)Приехал я в свою часть сам не свой. 2о)Но тут вскорости меня демобилизовали.

-ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ ТЕКСТА. О чём этот текст?

- Какова его основная мысль?

- Какого он стиля?

- К какому типу речи относится?

4. Постановка учебной задачи.

- А теперь вспомните, какие СП мы изучали на прошлом уроке? Что такое БСП? 

–  Какие пунктуационные знаки используем при записи бессоюзного сложного предложения? (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).

–  Постановку каких знаков препинания мы уже знаем?

–  Сформулируйте проблему, которая появляется при выборе нужного знака препинания в БСП.

( Проблема: при каких условиях ставится тот или иной знак препинания в БСП? )

5. Построение проекта выхода из затруднения

Материал для наблюдения :

- найдите в 3 абзаце СПП с придаточным причины. Назовите его номер. 

Докажите,что это СПП с прид. причины       

 - найдите во 2 абзаце СПП с придаточным изъяснительным. Назовите его номер. Обоснуйте свой ответ. 

-- найдите в 1 абзаце БСП. Назовите его номер. Докажите, что это БСП

(за каждый правильный ответ  и обоснование – 1 балл)

  - Запишите найденные нами СПП предложения, но без средств связи. Какие предложения у вас получились? Прочитайте.

- Поставьте на месте пропуска двоеточие.

- Запишите  1 предложение в тетрадь.

- Сформулируйте тему и цель нашего урока

( цель нашего урока  -   научиться устанавливать смысловые отношения между частями БСП , находить условия, при которых в БСП ставится двоеточие,  и ставить двоеточие в БСП,)

- А теперь попробуйте самостоятельно сделать вывод, когда ставится двоеточие между частями БСП (за правильный ответ – 1 балл)

- Выразите на схемах смысловые отношения между частями.

- Посмотрите, что у вас должно получиться.(слайд презентации)

- Сверим ваш ответ с учебником. Прочитайте правило на странице 132.

6. Первичное закрепление.

Объясните условия постановки двоеточия в предложениях



1). С самого рождения на Михаиле Шолохове лежала своеобразная печать отчуждения: ведь отец его не был казаком, считался «иногородним», а сам он был незаконнорождённым. (Причина)

2). Отец делает многое для получения сыном хорошего образования: сначала он нанимает домашнего учителя, в 1912 году мальчик учится в мужском приходском училище, в 1914 году его принимают в  приготовительный класс московской гимназии. (а именно)

3).Начавшаяся революция и гражданская война помешали продолжить образование:  Шолохов служил в станичном ревкоме, добровольцем вступил в продовольственный отряд. (Причина)

4). В годы войны Шолохов находился на фронте в качестве корреспондента центральных газет. Он хотел донести до читателей: Великая Отечественная война - это бедствие, сплотившее миллионы людей разных национальностей.(пояснение)
5). Заглавие рассказа «Судьба человека» символично: это не просто судьба солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, простого солдата, вынесшего на себе все тяготы войны. (раскрывает содержание)
6). Известный финский прозаик Мартти Ларни считал: человеку при жизни не сооружают памятников. .(пояснение)

7). Михаил Александрович Шолохов такой памятник себе соорудил: его творчество внесло огромный вклад в развитие мировой литературы, по художественным и публицистическим произведениям писателя можно изучать историю нашего государства, судьба его стала ярким отражением миллионов судеб его современников.(причина)

За правильный ответ -1балл



7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Тест.

Выставление баллов в оценочный лист. Макс 2 б

Домашнее задание

8. Итог урока. Рефлексия

- Какие цели мы ставили перед изучением новой темы? Какого результата мы достигли?

- Выразите свое отношение к уроку.

- Продолжите предложения, написанное на листочке.

Сегодня я узнал...

Мне было интересно...

Я научился...

- Зачитайте.

2020 год юбилейный Напишите слова поздравления ветеранам на гвоздике, прикрепить гвоздику к вечному огню.

























Приложение

Тест В- 1

Выпишите номера только тех предложений, где на месте вопросительного знака следует поставить двоеточие.

1. А я иду мимо, гляжу (?) свой брат-шофер загорает.

2. Должна бы понимать (?) мне тоже нелегко с ними расставаться.



3. Потом тягачи с пушками потянулись (?) полевая кухня проехала (?) потом пехота пошла.



4. И вот как потешно человек устроен (?) никакой паники, ни сердечной робости в эту минуту у меня не было.



5. Собаки сыскные шли по моему следу (?) они меня и нашли в некошеном овсе.



6. И кормили везде, как есть, одинаково(?) полтораста грамм хлеба пополам с опилками и жидкая баланда из брюквы.



 7. Я вышел окончательно разволнованный (?) за два года отвык от человеческого обращения.



 8.  Еда и на ум не идет (?) сон от меня бежит (?) всякие дурные мыслишки в голову лезут.



9. В глазах потемнело (?) сердце сжалось в комок и никак не разжимается.



10. Пишет сосед(?) Анатолий во время бомбежки был в городе.





Тест В -2

Выпишите номера только тех предложений, где на месте вопросительного знака следует поставить двоеточие.

1. Очнулся, а встать на ноги не могу (?) всего трясет, будто в лихорадке.



2. Зашел он с правой стороны (?) я дверцу открыл, посадил его рядом с собой.



3. Ну, вот, стало быть, лежу я и слышу (?) танки гремят.



4. Оборвалось у меня сердце (?) собаки все ближе голоса подают.



5. Не утерпел-таки, сообщил (?) полковник обещал меня к награде представить…



6. Прошел немного (?) догоняет меня колонна наших пленных.



7. Значит, еще тогда подсказало ей сердце (?) больше не увидимся мы с ней на этом свете.



8. Надо было сильно спешить (?) бой приближался к нам.



9. Замолчали они (?) меня озноб колотит от такой подлости.



10. А тут еще одна беда (?) почти каждую ночь своих дорогих во сне вижу. 





.



Оценочный лист __________________________________



Материал урока

Баллы

Мои баллы

Задания ОГЭ

2 б. за правильные ответы, 1 б., если есть ошибки


Работа со схемой

1б. за правильное заполнение схемы


Усвоение нового материала


2б. макс.


Работа с текстом

1б. за правильное объяснение постановки двоеточия


Тест

2б. за правильное выполнение работы и за работу с 1 ошибкой, 1б – 2- 3 ошибки






7-8 баллов – «5»

5-6 баллов - «4»

4 балла – «3»





Самоанализ урока русского языка

в 9 классе

по теме «Двоеточие в БСП».

Учитель Драгунова А. И.

Тип урока – урок открытия новых знаний. Это четвёртый урок по разделу «Бессоюзные сложные предложения».

Цели урока: образовательные: систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать знания учащихся о смысловых отношениях между частями БСП;  продолжить работу по подготовке к ОГЭ. Развивающие: развивать интеллектуальные умения анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; развивать умения создавать схемы БСП; развивать пунктуационную зоркость. Воспитательные:  воспитывать интерес к русской литературе; прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов, .

содействовать формированию патриотических чувств

Оборудование: компьютер, проектор;  презентация PowerPoint; раздаточный материал ; учебники.



Формы работы учащихся: коллективная под руководством учителя, индивидуальная.



Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение



Методы обучения, которые использовались на уроке: наглядность, проблемность, личностно - ориентированный подход, интеграция с литературой.. Методы соответствуют изучаемому материалу и полученные результаты можно считать положительными.



На уроке применяется мультимедийная презентация, тестовые материалы , видеоматериал. Цель использования мультимедийного компонента: систематизация материала, повышение мотивации учащихся к учению. Он используется на всех этапах урока, что значительно повышает интенсивность занятия.



Этапы  урока следующие: 1. Организационный момент. 2. Актуализация и систематизация опорных знаний .. 3. Постановка учебной задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Первичное закрепление. 6. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний 7. Объяснение д/з, 8.Сценивание

9.. Итоги урока. Рефлексия.



В начале урока учащиеся эмоционально настроились на занятие (просмотр видеофрагмента), отрабатывали задания 3,4, 7, 8 ОГЭ, Затем в ходе урока они повторили теорию по теме «Сложноые предложения», сформулировали цели урока по теме «БСП», сделали выводы об условиях постановки двоеточия в БСП, отработали умения постановкидвоеточия в БСП

В конце урока были подведены итоги, обучающимися проведена самооценка деятельности. В ходе всего урока лейтмотивом прошла тема ВОВ: учащиеся на примере художественного текста Шолохова выполняли разные типы заданий. Все дидактические задачи  на этапах урока выполнены.



Урок прошел в оптимальном темпе, части урока логически связаны между собой. Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса, ученики готовы к проблемным ситуациям.





Материал урока усвоен учащимися в достаточном объёме.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!