Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс»
МБОУ «Колонтаевская СОШ»
Льговский район Курская область
Конспект урока русского языка на тему: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
9 класс
Учитель русского языка и литературы Курбатова Г.Н.
2019 год
Цели урока:
Образовательная: познакомить с БСП с двоеточием;
Развивающая: формировать умение определять смысловые отношения между частями БСП с двоеточием, производить синонимическую замену предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях указанного вида;
Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка, стремления беречь и ценить родной язык
Ход урока.
Оргмомент урока.
Актуализация опорных знаний.
- Посмотрите на доску, прочитайте предложение и скажите, когда ставится двоеточие. Это правило вы учили в 5 классе. Повторим! Я помню все: лес, палатку, песни у костра. (Предложения с однородными членами).
Работа по теме урока.
Наблюдения на с.129-130.
Чтение правила на с.130.
Объяснение учителя.
Фронтальная работа:
Трудно переоценить значение картофеля: эта культура – одна из самых столовых всегда есть пюре из картофеля, сама она просится в рот, рассыпчатая, сваренная в котелке целиком. Только перечисление многочисленных блюд, изготавливаемых из картофеля, приводит к выводу: картошка – объеденье.
Родина картошки – Южная Америка, оттуда она уже в 16 веке попала в Европу. 2) В Россию картофель попал в конце 17 века: Петр 1 прислал из Голландии мешок клубней и велел посадить в разных областях. 3) Крестьяне встретили пришельца в штыки: никто толком не знал достоинств новой культуры.
Физминутка.
Диктант с грамматическим заданием. Диктуются сложноподчиненные предложения. Учащиеся, опустив союзы, записывают их бессоюзными, расставляя нужные знаки препинания.
Химический состав картофеля позволяет назвать его «вторым хлебом», потому что в нем содержатся крахмал, жиры, белок, клетчатка.
Всему миру известно, что наша страна – крупнейший производитель картофеля.
На многое способна картошка, а именно: из нее изготовляются спирт, каучук, крахмал, клей, лекарства, с успехом применяется она и в парфюмерии.
Чистить картошку – занятие малоприятное:…
Блюда из картофеля с аппетитом едят все:…
Александр Георгиевич Лорх, большой специалист по картофелю, утверждает: средний урожай картофеля с гектара 70-80 центнеров, а недалек тот день, когда обычной станет цифра 1331 центнер с гектара. 2) Блюда из картофеля пользуются большим спросом: они вкусны и питательны.
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
ПРИТЧА О КАРТОШКЕ И ОБИДЕ
Ученик спросил учителя:
- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким. Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
- И это всё? – недоумённо спросил ученик.
- Нет, – ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. Ученик пришёл к учителю и сказал:
- Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое. Но учитель ответил:
- То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становится всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень. Наши пороки порождаем мы сами. А нужно ли Вам таскать мешок гнилой картошки внутри?
Домашнее задание. Параграф 34 учить; упражнение 196.
3