Для изучения нового материала нам необходимо вспомнит ранее изученный. Посмотрите на «слепую» схему и приготовьтесь рассказать о группах СП. Работать с тестом по повторению пойдёт…….. Фронтальный опрос. Работа со “слепой схемой” (СЛАЙД 2-3) Расскажите по схеме о группах СП. (ответ ученик) Индивидуальное задание: – Работу с какими предложениями мы сегодня продолжим? (с БСП) – Что такое бессоюзное сложное предложение (БСП)? Заслушивание отчёта о выполнении теста. Учитель: Правила употребления знаков препинания в БСП – один из самых трудных разделов пунктуации. Основная пунктуационная ошибка заключается не в пропуске знака препинания, а в выборе его. Выбор знака препинания зависит от смысловых отношений между частями предложения. Работа с текстом: 4 бсп, одно из них с : (СЛАЙД 4) – Проанализируйте предложение по плану: грамматические основы; количество частей; вид предложения; смысловые отношения между частями; пунктуационный знак между частями. 1.День с самого утра был серый у горизонта толпились облака затихли птицы в роще. 2. К вечеру в воздухе резко захолодело путешественники почувствовали близость водоёма. 3. Метрах в пятидесяти текла темная речка она ворчала хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше. 4.На другой берег нельзя было переправиться лед уже тронулся. Почему возникли затруднения с … предложением? (другие смысловые отношения) Предположите, какой знак здесь может быть. Сообщение темы, целей урока. - Сформулируйте тему урока (Двоеточие в БСП) - давайте определим задачи на уроке ( определить, когда в бсп ставится : ) - Что должны узнать? (когда в БСП ставится : ) - Чему должны научиться? (определять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания в БСП, в том числе и : ) – Открываем тетрадь, записываем дату сегодняшнего урока, тему. (СЛАЙД 5) - Вспомните, с каким теоретическим материалом вы работали дома, готовясь к уроку (, ; - в бсп, правописание з, с приставках) Проверка д.з. Готовиться отвечать теоретический вопрос пойдёт……. Задание заполнить «слепые» схемы бсп, рассказать о постановке знаков препинания. Класс: буквенный диктант. Мы с вами пишем буквенный диктант. Возьмите карточки с сеткой, подпишите. Я диктую слова, вы вписываете в клеточки только букву З или С. (запись диктанта) Обменяйтесь работами, возьмите ручку любого другого цвета. (СЛАЙД 6) Если вы определили буквы правильно, то буквы з составят большую З. Обведите контуры буквы, как показано на листе контроля, вычеркните ошибочные варианты. Посчитайте количество правильных и поставьте оценку в соответствии с критериями. Передайте работы на первую парту. Поднимите руку, кто справился на 5… 4…3 з | з | з | с | с | с | з | с | с | з | з | с | с | с | з | с | з | з | з | с | 1 безграничный, безразмерный, разделить, рассыпать 2 восстановит, срисовать, разлиновать, расплатиться 3 бесконечно, взглянуть, вздрагивать, вспомню. 4 бессистемная, вскрикнуть, разрезать, вспомнить. 5 взбирается, безмятежный, взлетающий, всплывающий Оценивание: «2» - до 9(+) «3» - 10-14(+) «4» - 15-18 (+) «5» - 19-20(+) - Теперь вспомним материал, изученный на прошлом уроке (ответ ученика) | Ученик выполняет интерактивный тест Заполняют пустые блоки (устно) 1 ученик за компьютером решает тест. Программа-тренажер по завершению теста выводит результат в виде оценки. – БСП – это сложные предложения, части которых связаны по смыслу и интонации, а не при помощи союзов или союзных слов. Ученик зачитывает отчёт, оценка 1.День с самого утра был серый у горизонта, толпились облака, затихли птицы в роще. 2. К вечеру в воздухе резко захолодело, путешественники почувствовали близость водоёма. 3. Метрах в пятидесяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше. 4.На другой берег нельзя было переправиться: лед уже тронулся. Обучающиеся формулируют тему урока. Узнать: когда ставится в БСП двоеточие. Уметь: определять смысловые отношения между частями БСП, - ставить двоеточие в БСП Ученик выходит к доске для предварительной подготовке ответа. Обучающиеся пишут буквенный диктант. Обмениваются листочками, выполняют проверку, ставят оценку. Передают листочки на первую парту. Ответ ученицы по д.з. ( , и ; в БСП) |
Проблемная ситуация: Запись СПП. Отряд двигался медленно, потому что старые стволы могучих елей были закрыты разросшимся орешником. -соответствует ли это предложение данным схемам? (нет, это СПП) -Определите вид придаточного (причины) - Перестройте предложение, чтобы получилось БСП Отряд двигался медленно: старые стволы могучих елей были закрыты разросшимся орешником. - Какие смысловые отношения между частями? (второе предложение содержит причину того, о чём говорится в первом) - Какой знак вы бы поставили? -постройте схему. - Сформулируйте по схеме ответ на вопрос: «Когда в БСП ставится двоеточие?» 2. Работа с учебником. - Откройте учебники на стр. 130. Прочитайте 1 часть. Правильный ли вывод сделали мы с вам при работе с предложением? Прочитайте 2 и3 части, постройте соответствующие схемы. -Есть ли замечания и дополнения? 3.Расскажите о постановке двоеточия в БСП по опорным схемам. (ответ) (СЛАЙД 7 ) | Ученик записывает предложение. Предложение сложноподчиненное с придаточным причины. Ученики записывают БСП. Второе предложение содержит причину того, о чём говорится в первом. Двоеточие. [ ]:[причина] (потому что, так как) 2 ученика выходят строить схемы. Схема [ ]:[дополнение] что (и увидел, и услышал, и почувствовал) [ ]:[пояснение] а именно Ученик отвечает по опорным схемам. |
Теперь попробуйте применить новые знания на практике. (СЛАЙД 8 ) 1 Замена СПП бессоюзным, записать, объяснить постановку знаков препинания. Учитель: - Определите вид предложений.(СПП) - Замените СПП БСП-ем, запишите по рядам. Мрачно было, потому что с низкого неба беспрестанно сыпал холодный дождь. Мрачно было: с низкого неба беспрестанно сыпал холодный дождь. Леонтьев услышал свист крыльев, поднял голову и увидел, что с лесных болот большими стаями летели дикие утки. (Леонтьев услышал свист крыльев, поднял голову: с лесных болот большими стаями летели дикие утки.) Жутко выйти на дорогу, так как непонятная тревога под луной царит. (Жутко выйти на дорогу: непонятная тревога под луной царит. ) 2 Работа в парах Карточки- расставить знаки. Правила работы в парах. (СЛАЙД 9) Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески; тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом. (И Тургенев). 3 Закрепление. Тест Вы справились с работой, расставили знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями. Давай теперь выполним работу наоборот: подберём к предложению без пропусков знаков препинания правильное объяснение. (ученик выходит выполнять тест) (СЛАЙДЫ 10-12) 4 Подготовка к ОГЭ Данный материал входит в задания экзаменационного теста. Откройте сборники заданий. Как формулируется задание? | Работа по слайду: замена СПП на БСП Записывают предложения по рядам. Работают с предложением в парах. Ученик выполняет тест (3 слайда) Выполняют задание из сборников. |
Тест Вставьте пропущенные знаки препинания между частями БСП, в скобках укажите смысловые отношения между частями. Выйди зимой в тихий морозный день в поле или в лес и посмотри вокруг себя и послушай: везде кругом снег, реки замерзли, сухие травки торчат из-под снега, деревья стоят голые, ничто не шевелится. Посмотри летом: реки бегут, шумят; в каждой лужице лягушки кричат, бубулькают; птицы перелетывают, свистят, поют; мухи, комары вьются, жужжат; деревья, травы растут, махаются. Теперь внизу укажите ваше мнение о достижении вами поставленных в начале урока целей, нарисовав смайлик (СЛАЙД 13) (подсчёт результатов) | Выполняют самостоятельную работу. Оценивают свою работу, рисуя смайлик. |