СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Разделительные знаки препинания между частями сложного предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

- закрепление умения различать сочинительные и подчинительные союзы, формирование навыка постановки запятой в сложном предложении; 

- развивать внимание, мышление, речь, познавательную активность, умение рассуждать, делать выводы;

-  воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник русского языка, карточки с заданиями, лист самооценивания, ноутбук, проектор, экран.

Литература: Сабаткоев Р.Б. Русский язык: 9 класс. Учеб.для общеобраз.учрежд. с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2011. – 223 с.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Разделительные знаки препинания между частями сложного предложения"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ “БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ”




Факультет башкирской филологии

Кафедра башкирского и 

сравнительно-сопоставительного

языкознания







План-конспект урока на тему: “Разделительные знаки препинания между частями сложного предложения” в 9 классе МБОУ СОШ с.Учпили МР Дюртюлинский район РБ







Выполнила: студент V курса

Салимьянова Н.М.

Проверила: к.ф.н., старший преподаватель

Ижбаева Г.Р.








Уфа – 2019

Предмет: русский язык

Класс: 9 класс

Школа: МБОУ СОШ с.Учпили МР Дюртюлинский район

Групповой руководитель: Ижбаева Г.Р.

Учитель-предметник: Лукманова Г.Х.

Грамматическая тема: Разделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

Лексическая тема: Первый снег.

Цели:

- закрепление умения различать сочинительные и подчинительные союзы, формирование навыка постановки запятой в сложном предложении; 

- развивать внимание, мышление, речь, познавательную активность, умение рассуждать, делать выводы;

- воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник русского языка, карточки с заданиями, лист самооценивания, ноутбук, проектор, экран.

Литература: Сабаткоев Р.Б. Русский язык: 9 класс. Учеб.для общеобраз.учрежд. с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2011. – 223 с.

План урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивирование к учебной деятельности 

Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями. В ходе урока вы должны будете заполнять лист самооценивания, а в конце урока, опираясь на эти листы, мы оценим свою работу на уроке.

- Откройте, пожалуйста, свои тетради, приготовим их к работе. Запишите сегодняшнее число и “Классная работа”.

Обучающиеся здороваются с учителем, делают записи в тетрадях.

Актуализация изученного

- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним тему прошедшего урока. Что вы знаете о сложносочиненном предложении?

- Сколько частей может быть в составе ССП?

- Итак, мы повторили пройденную тему, а сейчас приступим к изучению нового материала. Обратим внимание на экран, кто желает прочитать стихотворение Валерия Брюсова «Первый снег»?

- Понравилось ли вам стихотворение? О чем этот поэтический текст? С чем автор данного стихотворения сравнивает первый снег? Таким образом, на какую тему мы будем говорить на уроке?

- Сложносочинённое предложение (ССП) – это предложение, части которого связаны сочинительными союзами и интонацией. При этом союз не входит ни в одну из частей. Части в сложносочиненном предложении равноправны.


- На сегодняшнем уроке мы будем говорить о первом снеге.



Формулирование темы и целей урока

- Снова обратим внимание на экран, прочитайте данные предложения, выделите грамматические основы и установите типы этих предложений. (Приложение 1)

- Как вы думаете, в каком из этих предложений нужно поставить запятую? Поднимите руки, кто считает, что в первом предложении нужна запятая. Теперь поднимите руки те, кто за запятую во втором предложении.

- Мнения разделились. Вот на этом уроке мы и разберемся: когда нужна запятая, а когда нет.

- Запишите тему урока: «Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения».

- Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

Цели урока:

1. умение различать простые предложения с однородными членами, связанными соединительными союзами, и сложносочинённые предложения;

2. правильно ставить знаки препинания в ССП;

3. обосновывать условия постановки/непостановки необходимого знака препинания.


Работа над темой

- Части в сложносочиненных предложениях разделяются знаками препинания, поэтому эти знаки и называются разделительными.

Запятая употребляется часто. А тире – редко. Обычно части сложносочиненных предложений разделяются запятыми.

- А теперь поработаем в группах. Каждой группе выдается схема и по ней вы должны будете составить соответствующее предложение. (Приложение 2)

1 группа:

- Поставим запятую? Почему?

2 группа:

- Ставим запятую? Почему?

3 группа:

- Ставим запятую? Почему?

- Все три группы поработали. Какие у нас были союзы?

- Т.е. запятая ставится вне зависимости от того, какой у нас союз: соединительный, противительный или разделительный.

- Но в изложенном нами правиле есть исключения, которые в основном касаются предложений с соединительным союзом и.

- Взгляните на предложение: Внезапно выпал снег и началась метель. О чем это предложение? О чем здесь говорится? Вопрос ко всем: вы бы поставили в этом предложении запятую? Почему?

- Кто сможет вывести правило по рассмотренному примеру?

- Постройте такие же предложения.

- А в это предложении поставим запятую? К несчастью, выпал снег и началась метель. Почему?

- Давайте вместе выведем правило по рассмотренному примеру?



- В данном предложении ставится запятая? Пока мы подъезжали к деревне, шел снег да раздавались веселые голоса. Почему?

- Кто сможет вывести правило по рассмотренному примеру?






- Итак, давайте сделаем общий вывод. Кто сможет сформулировать правило по всем рассмотренным примерам?

1 группа:

Ответ: Наступил день, и выглянуло солнце.

Между частями стоит соединительный союз и. Перед ним ставим запятую.

2 группа:

Ответ: Все птицы улетели на юг, а снегири остались.

Запятую ставим перед противительным союзом а.

3 группа:

Ответ: Пойдем гулять, или ты пропустишь чудесный день.

Запятая будет стоять перед разделительным союзом или.


- Соединительный, противительный или разделительный.






- Обстоятельство внезапно равно подходит к двум частям. Это общее обстоятельство. Значит, запятая не нужна.

Правило: Запятая не ставится, если есть общее для 2-х частей ССП второстепенный член предложения.

- Вводное слово к несчастью точно так же объединяет две части. Запятая не нужна.

Правило: запятая не ставится, если есть общее для двух частей ССП вводное слово.

-Здесь предикативное предложение является общей для двух частей. Части разделены союзом да в значении и.  Запятая не требуется. Правило: запятая не ставится, если есть общее для двух частей сложносочиненного предложения придаточное предложение.

Правило: запятая не ставится, если есть общее для двух частей сложносочиненного предложения второстепенный член предложения, вводное слово или придаточное предложение.

Первичное закрепление

- Продолжим работу в группах и выполним задание. 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа. (Приложение 3)

- В каждой группе выберите лидера. В обязанности лидера входит следить за работой в группе, а после, оценить каждого участника группы. Лидера оценивают все ребята группы. Все оценки запишите в листе самооценивания.

Обучающиеся разделяются на группы и выполняют задание.

Работа над темой

- Давайте рассмотрим следующее предложение:

В холодный зимний день открылась дверь – и истинное лицо Деда Мороза прояснилась.

- Внимательно прочтите предложение. О чем говорится в первой части? А во второй? События происходят одновременно? Как осуществляемся смена событий? Как вы думаете, с чем связана постановка тире в этом предложении?

- Обратите внимание на данное предложение:

Начался сильный буран – и взяв котенка на руки, мальчик побежал домой.

- О чем говорится в первой части? А во второй? События происходят одновременно или действия следуют друг за другом? С чем связана постановка тире в этом предложении?

- Рассмотрим третье предложение:

На новогоднем празднике он выглядел веселым – но весело ему отнюдь не было.

- О чем это предложение? Какой союз вы здесь увидели? Таким образом, как соотносятся две части этого предложения? Как вы думаете, с чем связана постановка тире в этом предложении?

- Ребята, давайте обратимся к вашим записям и повторим пройденные правила. Что же нам требуется запомнить? (Приложение 4)

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

- Тире ставится, когда в предложении выражается быстрая смена событий, осуществляется неожиданное присоединение одного события к другому.






- Во второй части выражается следствие, и потому мы поставим тире.






- Две части резко противопоставляются, и потому мы поставим тире перед союзом но.


Вторичное закрепление

- Обратите внимание на раздаточный материал. Перед вами задания ОГЭ. (Приложение 5)

- Самостоятельно выполните в тетрадях первое задание. В задании два варианта. Ученики справа делают первый вариант, а слева – второй.

- После того как вы завершите работу, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте ответы по слайду и поставьте себе оценку в листе самооценивания.

- Задание 2 выполним на доске. Кто желает? (Приложение 5)

- Проверим ответы (слайд).

Обучающиеся выполняют задания по ОГЭ.

1 вариант: 2 и 5. Сочинительная связь предполагает, во-первых, наличие сочинительного союза, а во-вторых, хотя бы двух простых предложений в одном сложном.

2 вариант: 2 и 3. Сочинительная связь предполагает, во-первых, наличие сочинительного союза, а во-вторых, хотя бы двух простых предложений в одном сложном.

Сочинительная связь между 1 и 2; между 2 и 3.

Включение нового знания в систему знаний и повторение 

- Для повторения темы я предлагаю решить небольшой тест. (Приложение 6)

- После того как все завершат тест, самостоятельно проверьте свои ответы и поставьте оценку в листе самооценивания.

Обучающиеся выполняют тест на раздаточных материалах. Проверка по ключу: 1 – нет, 2 – нет, 3 – да.

Рефлексия

- Давайте подведем итоги нашего урока и ответим на следующие вопросы:

- Понравился ли вам урок?

- Что вы узнали на этом уроке?

- Что вам показалось трудным?

- Чему вы научились на этом уроке?

- Добились ли мы всех целей, поставленных в начале урока?

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

Домашнее задание

- Запишите домашнее задание в дневники. Я вам предлагаю три вида работы, вы должны выбрать один из них и выполнить дома.

1. Задание 3(разд.мат.)

2. Выберите одно произведение из учебника литературы и выпишите из нее по одному предложению, каждому из пройденных правил

3. Напишите мини-сочинение с использованием ССП на тему “Первый снег”.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

Оценивание

В ходе урока вы заполняли листы самооценивания, заполните все оставленные пустые клеточки – поставьте общую оценку своей деятельности на уроке. (Приложение 7) Дежурные, соберите раздаточный материал.

Обучающиеся заполняют лист самооценивания и сдают дежурным.

Подведение итогов

- Молодцы! Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой трудной темой!

- До свидания!

Обучающиеся прощаются с учителем.



Приложение 1

Смотришь на этот снег (,) и появляется надежда на что-то светлое и радостное. (ССП: односоставное определенно-личное, и двусоставное распространенное предложение)



Действительно, смотришь на этот снег (,) и появляется надежда на что-то светлое и радостное. (ССП: вводное слово, односоставное определенно-личное и двусоставное распространенное предложение)



Ты смотришь на этот снег (,) и чувствуешь что-то светлое и радостное. (Простое предложение с однородными членами предложения)



Приложение 2

1 группа:

2 группа:

3 группа:


Приложение 3


Первая группа - работа по картине. Что вы видите на этой картине? Опишите ее, используя сложносочиненные предложения и правила, рассмотренные нами.


Вторая группа – продолжить рассказ, используя сложносочиненные предложения и правила, рассмотренные нами.


Третья группа – поставьте себя на место первого снега и опишите свои ощущения и действия, используя сложносочиненные предложения и правила, рассмотренные нами.


Приложение 4

Приложение 5

Задание 1

1 вариант

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.


Окоченев,(1) он подпрыгивал рядом с лавочкой и растирал ладонями побелевшие щеки. Ровно в час гулянье закончилось,(2) и,(3) взявшись за руки,(4) мы с дедом пошли домой. Деревья стояли стеклянные от мороза,(5) и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб.


2 вариант

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

 

Ночью на мокрые деревья упал снег,(1) согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью,(2) а потом его схватило морозцем,(3) и снег теперь держался на ветках крепко,(4) будто засахаренная вата.


Задание 2.

Запишите предложения. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Постройте схемы предложений.

1) Вечером стало нестерпимо душно и пр..шлось открыть все окна.

2) Вскоре наб..жала туча и брызнул к..роткий дождь.

3) Летние дни на юге короче северных и южное растение там изнем...гает от света и чахнет от него.

4) Там св..ркали бенгальским огнем стены зан..сенных снегом дворцов и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге.

5) В сенях пахло свежими яблоками и в..сели волчьи и лисьи шкуры.

Задание 3.

Составь из двух простых предложений сложносочиненное при помощи союза и. Где необходимо, поставь знаки препинания. Объясни знаки препинания в получившихся предложениях. Пример:Изредка хлопнет парус. Изредка под кормой плеснет волна. - Изредка хлопнет парус и плеснет волна.



Приложение 6

Нужна ли запятая перед союзом?

1. На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.

2. Давно все стрелы отсвистели и отгремели все щиты...

3. Тучи стали чернеть за горами и только яркими лучами блистало солнце.



Приложение 7

Лист самооценивания

Фамилия Имя:

Класс:

  1. Работа над темой –

5 – Принимал активное участие в работе, правильно сформулировал все правила.

4 – Принимал активное участие в работе, но были трудности в формулировке правил.

3 – В работе над темой не принимал активного участия.

  1. Работа в группах –

5 – Принимал активное участие в работе, правильно выполнил все задания.

4 – Принимал активное участие в работе, но были ошибки в выполнении задания.

3 – В работе группы не принимал активного участия.

3. Самостоятельная работа -

5 – Упражнение выполнено без ошибок.

4 – При выполнии упражнения допустил 1 ошибку.

  1. – При выполнении упражнения допустил 2 ошибки.

2 – Ни одного правильного ответа.

4. Тест –

5 – Нет ошибок.

4 – 1 ошибка.

3 – 2 ошибки.

2 – нет правильных ответов.

Общая оценка за урок -