СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 9 классе "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений" (9кл.)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений"»

Урок русского языка в 9 классе_____________________

Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений.


Цель: способствовать развитию умения последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.

Тип и вид урока: комбинированный урок

Планируемые результаты (предметные): проводят синтаксический анализ словосочетания и предложения; понимают коммуникативно – эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и используют их в собственной речевой практике; имеют представление об основных функциях языка.

Личностные результаты: имеют достаточный словарный запас и объём усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты: владеют всеми видами речевой деятельности. Проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умеют вести самостоятельный поиск информации; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Оборудование: проектор, интерактивная доска

     

Ход урока

I. Мотивирование на учебную деятельность.

II. Актуализация имеющихся знаний

1.Проверка дом.зад.

Учащиеся представляют самостоятельно составленные сложносочиненные предложения, разбирают их синтаксически, строят схемы.

2. Фронтальный опрос

*Какие предложения называются сложными?

*Дайте определение ССП? Какой математический знак можно поставить между частями

*ССП? Расшифруйте. С чем ассоциируются ССП?

*Назовите, какие еще виды сложных предложений вы знаете?

*Какие сочинительные союзы различаются в ССП по значению?

*Назовите, какие союзы относятся к соединительным?

*Какие - к разделительным?

*Какие - к  противительным?

3. Схематический диктант.

(Диктуются предложения, ученики, не записывая их, чертят схемы.)

А) Сонный ночной ветер зашуршал в темноте по крыше, и мне стало холодно.

Б) Липы цветут, и пахнет липовым мёдом.

В) Мороз, и под ногами скрипит снег.

Г) Вечерело, и с наступлением сумерек пустели улицы города.

Д) Север дышит ветром ночи и полынь колышет.

Е) Пугачёв остановился на крыльце и со всеми поздоровался.

Ж) Цветы и травы покрывают зелёный холм, и никогда сюда лучи не проникают.

III. Постановка целей и задач урока.

IY. Первичное усвоение новых знаний.

Учащиеся знакомятся с планами и образцами устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора сложносочинённого предложения.

Схема синтаксического разбора предложения:

1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.

3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное

4. Далее, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Если простое предложение:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное предложение:

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или  подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Схема пунктуационного разбора предложения:

1) Пронумеровать знаки препинания.

2) Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).

3) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).

4) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.


Y. Физкультминутка.


YI. Первичная проверка понимания.


  1. В упражнении 75 учащиеся производят синтаксический разбор двух сложносочинённых предложений устно, двух – письменно, объясняют, почему не будут анализировать пятое предложение( предложение простое, осложнено однородными сказуемыми)

  2. Выборочный диктант (работа в парах).

1. Выписать сложносочинённые предложения из упражнения 82 на стр. 52, выполнить их синтаксический и пунктуационный разбор.

2. Выписать сложносочинённые предложения из упражнения 81 на стр. 52, выполнить их синтаксический и пунктуационный разбор.


YII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Тест

1.Укажите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом (знаки препинания не расставлены)

А) Весной жилище суслика прогревается и хозяин выходит из своего жилища.

Б) Цвели кувшинки и было много малины.

В) Строители подойдут к реке и начнётся переправа на другой берег.

Г) Зелёные стены леса раздвинулись и перед нами раскинулось пшеничное поле.


2) В каких предложениях союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены)

А) В саду было тихо и лишь откуда – то издалека доносился шум колёс.

Б) Никто не знал ни его состояния ни его доходов и никто не осмеливался о том его спрашивать.

В) Вмиг вылетел он из печки перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега

Г) Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор.


3) Укажите ошибку в определении отношений между частями сложносочинённого предложения.

А) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встаёт.

Б) Наступила весна, но было ещё холодно.

В) Потёмки всё более сгущались, и предметы теряли свои контуры.

Г) Душно стало в комнате, и мы вышли на балкон.


VIII.Этап включения в систему знаний и повторения.

- Что нового узнали на уроке?

- Где могут пригодиться полученные на уроке знания?

IX. Рефлексия учебной деятельности.

- Закончите предложения:

* На уроке я работал…

* Своей работой на уроке я…

* Урок показался мне…

* За урок я…

X. Информация о домашнем задании.

Выполнить задание по карточке (синтакс. и пункт. анализ предложений по данным схемам)