Урок русского языка в 9 классе_____________________
Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений.
Цель: способствовать развитию умения последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.
Тип и вид урока: комбинированный урок
Планируемые результаты (предметные): проводят синтаксический анализ словосочетания и предложения; понимают коммуникативно – эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и используют их в собственной речевой практике; имеют представление об основных функциях языка.
Личностные результаты: имеют достаточный словарный запас и объём усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты: владеют всеми видами речевой деятельности. Проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умеют вести самостоятельный поиск информации; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Оборудование: проектор, интерактивная доска
Ход урока
I. Мотивирование на учебную деятельность.
II. Актуализация имеющихся знаний
1.Проверка дом.зад.
Учащиеся представляют самостоятельно составленные сложносочиненные предложения, разбирают их синтаксически, строят схемы.
2. Фронтальный опрос
*Какие предложения называются сложными?
*Дайте определение ССП? Какой математический знак можно поставить между частями
*ССП? Расшифруйте. С чем ассоциируются ССП?
*Назовите, какие еще виды сложных предложений вы знаете?
*Какие сочинительные союзы различаются в ССП по значению?
*Назовите, какие союзы относятся к соединительным?
*Какие - к разделительным?
*Какие - к противительным?
3. Схематический диктант.
(Диктуются предложения, ученики, не записывая их, чертят схемы.)
А) Сонный ночной ветер зашуршал в темноте по крыше, и мне стало холодно.
Б) Липы цветут, и пахнет липовым мёдом.
В) Мороз, и под ногами скрипит снег.
Г) Вечерело, и с наступлением сумерек пустели улицы города.
Д) Север дышит ветром ночи и полынь колышет.
Е) Пугачёв остановился на крыльце и со всеми поздоровался.
Ж) Цветы и травы покрывают зелёный холм, и никогда сюда лучи не проникают.
III. Постановка целей и задач урока.
IY. Первичное усвоение новых знаний.
Учащиеся знакомятся с планами и образцами устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора сложносочинённого предложения.
Схема синтаксического разбора предложения:
1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное
4. Далее, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое предложение: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. | Если сложное предложение: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. |
Схема пунктуационного разбора предложения:
1) Пронумеровать знаки препинания. 2) Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков). 3) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного). 4) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения. Y. Физкультминутка. YI. Первичная проверка понимания. | |
В упражнении 75 учащиеся производят синтаксический разбор двух сложносочинённых предложений устно, двух – письменно, объясняют, почему не будут анализировать пятое предложение( предложение простое, осложнено однородными сказуемыми)
Выборочный диктант (работа в парах).
1. Выписать сложносочинённые предложения из упражнения 82 на стр. 52, выполнить их синтаксический и пунктуационный разбор.
2. Выписать сложносочинённые предложения из упражнения 81 на стр. 52, выполнить их синтаксический и пунктуационный разбор.
YII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Тест
1.Укажите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом (знаки препинания не расставлены)
А) Весной жилище суслика прогревается и хозяин выходит из своего жилища.
Б) Цвели кувшинки и было много малины.
В) Строители подойдут к реке и начнётся переправа на другой берег.
Г) Зелёные стены леса раздвинулись и перед нами раскинулось пшеничное поле.
2) В каких предложениях союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены)
А) В саду было тихо и лишь откуда – то издалека доносился шум колёс.
Б) Никто не знал ни его состояния ни его доходов и никто не осмеливался о том его спрашивать.
В) Вмиг вылетел он из печки перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега
Г) Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор.
3) Укажите ошибку в определении отношений между частями сложносочинённого предложения.
А) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встаёт.
Б) Наступила весна, но было ещё холодно.
В) Потёмки всё более сгущались, и предметы теряли свои контуры.
Г) Душно стало в комнате, и мы вышли на балкон.
VIII.Этап включения в систему знаний и повторения.
- Что нового узнали на уроке?
- Где могут пригодиться полученные на уроке знания?
IX. Рефлексия учебной деятельности.
- Закончите предложения:
* На уроке я работал…
* Своей работой на уроке я…
* Урок показался мне…
* За урок я…
X. Информация о домашнем задании.
Выполнить задание по карточке (синтакс. и пункт. анализ предложений по данным схемам)