СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 9 классе "Строение сложноподчиненных предложений"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 9 классе "Строение сложноподчиненных предложений"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе "Строение сложноподчиненных предложений"»

Урок 21

Тема: Строение сложноподчиненных предложений.

Цели: закрепить знания учеников о сложноподчиненном предложе­нии; дать представление о его строении; научить различать союзы и союз­ные слова в СПП; совершенствовать пунктуационные навыки.

Ход урока

I . Организационный момент, подготовка к уроку.

II. Проверка домашнего задания: п. 203, 204.

III. Работа по теме урока:

1. Лингвистическая разминка

1. Словарный диктант (Один ученик работает у доски, остальные - в тет­радях, проверяем сразу после диктанта, по очереди комментируя правописа­ние каждого слова.)

Участник, прочувствованный, расчет, карьерист, адъютант, искусство, артиллерист, интеллигентный, возлагать, искусный, рассчитать, притво­ряться, прибытие, бескорыстный, безыдейный, асфальтированный, ги­гантский, антигуманный, расспросить, оптимист.

2. Грамматическое задание.

1 -и вариант: выделить слова с приставками;

2-й вариант: подчеркнуть слова, в которых есть непроизносимые согласные.

2. Изучение строения сложноподчиненного предложения

Части сложноподчиненного предложения не равноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточные.

В сложноподчиненном предложении может быть одно или несколько при­даточных.

Придаточные предложения прикрепляются к главному с помощью подчи­нительных союзов или союзных слов.

В главном предложении могут находиться указательные слова, которые за­ключают в сжатом виде содержание придаточного предложения.

Указательные слова могут сливаться с подчинительными союзами, образуя составные союзы.

В зависимости от смысла место придаточных предложений может быть постоянным, неизменным, а может быть свободным.

Подчинительные союзы и союзные слова.

Один из трудных вопросов, касающихся СПП, как отличить подчинитель­ные союзы от союзных слов и какое значение имеет это отличие.

В качестве союзных слов, связывающих придаточное предложение с глав­ным, выступают относительные местоимения (кто, что, который, чей, сколь­ко) и относительные наречия (где, когда, куда, откуда, отчего, как и т. п.). Со­мнения возникают, когда в предложении встречается союзное слово, совпа­дающее с подчинительным союзом, например, что, как. Вне контекста по­нять различие невозможно.

Рассуждаем так. Союзные слова являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить значимым словом.

Сравним (предложения запишем на доске и в тетрадях):

1) Все понимают, что сейчас решается судьба страны.

В данном случае «что» - подчинительный союз: он не является членом предложения, а играет служебную роль; к нему нельзя поставить вопрос, нельзя заменить его значимым словом.

2) Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне (А. Ах­матова, «Мужество»). «Что» в обоих случаях - союзное слово, так как явля­ется членом предложения (подлежащим), отвечает на вопрос что? Первое «что» можно заменить, к примеру, словом «судьба», второе - словом «тра­гедия».

Кроме того, союзное слово логически, интонационно выделяется, а служеб­ное слово - союз (в первом примере) произносится бегло, как бы смазанно.

Обратим внимание, что между двумя придаточными предложениями запя­тая не стоит. Почему?

Скорее всего, ученики сами догадаются, что причина отсутствия запятой - об­щее главное предложение «Мы знаем», а два придаточных предложения рассма­триваются как однородные члены. Этот случай аналогичен другому, относяще­муся к сложносочиненным предложениям с общим второстепенным членом.

2. Схемы сложноподчиненных предложений.

Условимся обозначать главные предложения квадратными скобками, а придаточные - круглыми. Отметим аналогию с ролью квадратных и круглых скобок в математике. Вспомним, что для обозначения сложносочиненных предложений применяются только квадратные скобки, т. к. предложения рав­ноправны.

Предлагаю в схемах союзные слова вносить в скобки: они являются члена­ми предложения, а союзы оставлять за скобками: их роль вспомогательная, служебная; они не члены предложения.

Изобразим схематически наши предложения:

1)[],что().

2) [ ], (что...) и (что...).

3. Закрепление материала. Работа с учебником.

1. Выполнение упражнения 64, записать предложения. Подчеркнуть в нём грамматические основы.

2. Устное выполнение упражнения 65.

3. Просмотр опорного материала, упражнение 66.

4. Физкультминутка

5. Выполнение упражнения 67, записать предложения, объясняя в них пунктуацию, составить схемы предложений.

6. Выполнение упражнения 68, выписать из текста сложноподчинённое предложения, расставляя недостающие знаки препинания.

7. Работа с тестами


IV. Итог урока.

V. Домашнее задание: п.205, упражнение 69.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!