Урок 21
Тема: Строение сложноподчиненных предложений.
Цели: закрепить знания учеников о сложноподчиненном предложении; дать представление о его строении; научить различать союзы и союзные слова в СПП; совершенствовать пунктуационные навыки.
Ход урока
I . Организационный момент, подготовка к уроку.
II. Проверка домашнего задания: п. 203, 204.
III. Работа по теме урока:
1. Лингвистическая разминка
1. Словарный диктант (Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях, проверяем сразу после диктанта, по очереди комментируя правописание каждого слова.)
Участник, прочувствованный, расчет, карьерист, адъютант, искусство, артиллерист, интеллигентный, возлагать, искусный, рассчитать, притворяться, прибытие, бескорыстный, безыдейный, асфальтированный, гигантский, антигуманный, расспросить, оптимист.
2. Грамматическое задание.
1 -и вариант: выделить слова с приставками;
2-й вариант: подчеркнуть слова, в которых есть непроизносимые согласные.
2. Изучение строения сложноподчиненного предложения
Части сложноподчиненного предложения не равноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточные.
В сложноподчиненном предложении может быть одно или несколько придаточных.
Придаточные предложения прикрепляются к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов.
В главном предложении могут находиться указательные слова, которые заключают в сжатом виде содержание придаточного предложения.
Указательные слова могут сливаться с подчинительными союзами, образуя составные союзы.
В зависимости от смысла место придаточных предложений может быть постоянным, неизменным, а может быть свободным.
Подчинительные союзы и союзные слова.
Один из трудных вопросов, касающихся СПП, как отличить подчинительные союзы от союзных слов и какое значение имеет это отличие.
В качестве союзных слов, связывающих придаточное предложение с главным, выступают относительные местоимения (кто, что, который, чей, сколько) и относительные наречия (где, когда, куда, откуда, отчего, как и т. п.). Сомнения возникают, когда в предложении встречается союзное слово, совпадающее с подчинительным союзом, например, что, как. Вне контекста понять различие невозможно.
Рассуждаем так. Союзные слова являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить значимым словом.
Сравним (предложения запишем на доске и в тетрадях):
1) Все понимают, что сейчас решается судьба страны.
В данном случае «что» - подчинительный союз: он не является членом предложения, а играет служебную роль; к нему нельзя поставить вопрос, нельзя заменить его значимым словом.
2) Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне (А. Ахматова, «Мужество»). «Что» в обоих случаях - союзное слово, так как является членом предложения (подлежащим), отвечает на вопрос что? Первое «что» можно заменить, к примеру, словом «судьба», второе - словом «трагедия».
Кроме того, союзное слово логически, интонационно выделяется, а служебное слово - союз (в первом примере) произносится бегло, как бы смазанно.
Обратим внимание, что между двумя придаточными предложениями запятая не стоит. Почему?
Скорее всего, ученики сами догадаются, что причина отсутствия запятой - общее главное предложение «Мы знаем», а два придаточных предложения рассматриваются как однородные члены. Этот случай аналогичен другому, относящемуся к сложносочиненным предложениям с общим второстепенным членом.
2. Схемы сложноподчиненных предложений.
Условимся обозначать главные предложения квадратными скобками, а придаточные - круглыми. Отметим аналогию с ролью квадратных и круглых скобок в математике. Вспомним, что для обозначения сложносочиненных предложений применяются только квадратные скобки, т. к. предложения равноправны.
Предлагаю в схемах союзные слова вносить в скобки: они являются членами предложения, а союзы оставлять за скобками: их роль вспомогательная, служебная; они не члены предложения.
Изобразим схематически наши предложения:
1)[],что().
2) [ ], (что...) и (что...).
3. Закрепление материала. Работа с учебником.
1. Выполнение упражнения 64, записать предложения. Подчеркнуть в нём грамматические основы.
2. Устное выполнение упражнения 65.
3. Просмотр опорного материала, упражнение 66.
4. Физкультминутка
5. Выполнение упражнения 67, записать предложения, объясняя в них пунктуацию, составить схемы предложений.
6. Выполнение упражнения 68, выписать из текста сложноподчинённое предложения, расставляя недостающие знаки препинания.
7. Работа с тестами
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание: п.205, упражнение 69.