Конспект урока по русскому языку в 9 классе
Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова. Строение сложноподчиненных предложений
Цель урока: повторение и углубление сведений о сложноподчинённом предложении.
Оборудование: мультимедиапроектор.
Ход урока:
Повторение.
Какие предложения называются сложными?
Какие сложными союзными?
Какие называются ССП?
На какие группы делятся ССП?
(С соед. союзами: и, да, также, ни – ни; в них перечисляются явления.
С разделит. союзами: или, либо, то – то, не то – не то, то ли—то ли; указывается на чередование явлений.
С противительными союзами: а, но, да, однако, зато, же; одно явление противопоставлено другому).
Запись с выделением грамматической основы и объяснением знаков препинания:
Берёзы распустились, дубы же стояли обнажёнными.
_, же___
а) Выпишите слово(-а) где правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется -З, а перед глухими согласными -С» (распустились)
б) Выпишите слово(-а) где правописание приставки не определяется правилом (обнажёнными)
в) Выпишите слово(-а), правописание суффикса в котором(-ых) определяется правилом: "Два Н пишется в отглагольных прилагательных с приставкой пишется –НН- (обнажёнными)
г) Замените слово «обнажёнными» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (голыми)
Объяснение новой темы:
Итак, среди сложных союзных предложений есть группа, которую называют сложноподчинёнными.
Простые предложения в СПП бывают связаны с помощью союзов (если, чтобы, так что, хотя, пока, ли, словно, потому что…)
________________ в какое время, когда?________________
Уже солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в долину.
__, когда?
И с помощью союзных слов (относ. местоим.: кто, что, который, чей; наречиями: где, куда, откуда, почему, сколько…)
_____________ на какой площади? __________
В старой большой гостинице на просторной площади, где (на площади) было тихо и пусто, гостей не ждали.
Работа с учебником: § 37
Подготовка к ОГЭ:
Значит, (1)дед не жует корж и не макает его в гречишный мед,(2) а пьет свою
____ какую?____
подслащенную водичку,(3) которая (водичка) заглушает голод, (4)и пчелы ползают по его плечам...
Выпишите слово(-а) где правописание приставки не определяется правилом: подслащённую, заглушает
Выпишите слово(-а), правописание суффикса в котором(-ых) определяется правилом: "Два Н пишется в полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется –НН-" (подслащённую)
Замените слово «заглушает» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (перебивает)
Замените словосочетание «гречишный мёд», построенное основе, согласования синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание. (мёд из гречихи)
Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове (1)
Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между простыми предложениями, связанными сочинительной связью. (4)
Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между простыми предложениями, связанными подчинительной связью. (3)
III. Домашнее задание: § 37, упр. №298