СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 9 классе Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.2, 15.3)»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготвка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.2, 15.3)»»

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

(подготовка к ОГЭ)

Конспект урока русского языка в 9 классе

Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.2, 15.3)»


Тип урока: урок развития речи

Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи как рассуждение, расширить представление учащихся об особенностях рассуждения; развивать навыки написания текста данного типа; выстроить алгоритм работы над сочинением.

Задачи урока:

образовательные:

1) развивать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения;

2)  развивать     умение     подчинять     своё     сочинение определённой (основной) мысли;

3)  развивать   умение   собирать   и   систематизировать материал для сочинения;

4) развивать умение строить сочинение в определённой композиционной форме;

воспитательные:  

1) прививать любовь к классической литературе; 

2) воспитывать нравственные качества личности;

развивающие:       

1) развивать речевую культуру учеников;

2) развивать память учащихся и умение пересказывать;

3) развивать умение интерпретировать текст, выявлять смысл ключевого фрагмента текста, всего текста в целом;

Оборудование   урока: учебники, рабочие тетради, доска, таблицы, 

компьютер, мультимедиапроектор, экран, компьютерные презентации.


Ход урока

  1. 1. Организационный. Этап постановки целей урока и мотивации.

- Здравствуйте, садитесь.

- Исходя из высказываний известных лингвистов, определите тему нашего урока:

«Чтобы научиться писать, надо писать» - Д.С.Лихачёв

«Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово» - В. Литвинов (Слайд №1)

- Какие цели мы должны поставить перед собой, чтобы написать сочинение – рассуждение?

- Как вы считаете, пригодится ли этот урок вам в дальнейшем?

Что можно считать одним из условий успешного выполнения этого задания? Начитанность. Почему? И второе важное условие – умение проникать в смысл читаемого текста. А для этого необходимо владеть определёнными приемами анализа текста.

Именно этим мы и займемся сегодня на уроке. И в результате у нас должно получиться сочинение-рассуждение в формате задания 15.2 и 15.3 ОГЭ по русскому языку.

Запишите тему урока: Сочинение – рассуждение. 15.2, 15.3

- Итак, мы должны научиться писать текст-рассуждение, вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения.

2. Проверка домашнего задания.

- Ребята, с каким произведением мы познакомились на уроке литературы и какое домашнее задание вы приготовили к сегодняшнему уроку?

( Мы познакомились с рассказом И. Бунина «Темные аллеи» и написали сочинение-рассуждение по этому рассказу).

-Какова тема данного рассказа? (Любовь).

3.Орфографическая работа: (Слайд №2)

- Индивидуальное задание ( Найти определение слова» любовь» в словарях)

ЛЮБОВЬ - Толковый словарь Ожегова1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви. Признание в любви. Л. до гроба (вечная). 2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Л. к родине, к родителям, к детям. 3. Постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-н. Л. к правде, к истине. Л. к балету, к чтению, к театру, спорту. Л. к животным. 4. им. п. Предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение). 5. Пристрастие, вкус2 к чему-н. Л. к сладкому, к нарядом, к комфорту.

ЛЮБОВЬ | Большой Энциклопедический словарь (БЭС) - - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии - космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме любовь - эрос - побудительная сила духовного восхождения; в обыденном словоупотреблении платоническая любовь - любовь, свободная от чувственного влечения.

 - Подобрать синонимы к слову любовь: благоволение, благорасположение, благосклонность, близкие отношения, верность, влечение, влюбленность, вожделение, доброжелательство, интимные отношения, интрига, ласка, любовная связь, мания, нежная страсть, нежное чувство, неравнодушие, обожание, преданность, привязанность, пристрастие, пристрастность, расположение, роман, связь, сердечная склонность, сердечные дела, симпатия, склонность, страсть, тяга, тяготение, увлечение, человеколюбие, чувство.


- Прочтите написанные вами сочинения. ( Чтение сочинения).

- Перед вами лежат критерии оценивания сочинения – рассуждения. Попробуйте оценить прочитанную работу.


Сегодня наш урок я бы хотела начать с притчи, чтобы вы поняли о чём пойдёт речь на уроке. (аудиозапись)

Притча «Ангел-хранитель» За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребенок задумался, затем сказал снова:
- Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Бог ответил:
- Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
- О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога. – А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?
Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:
- Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться.
Затем ребенок спросил:
- Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
- Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
- Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
- Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:
- Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?
- Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама.

Так о ком мы сегодня будем говорить? (о маме).

А как конкретно будет звучать тема сочинения-рассуждения вы попробуете определить по афоризмам великих людей. (афоризмы читает подготовленный ученик)( Слайд 4)

Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение.

О. Бальзак

Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею.

Виссарион Белинский

Любовь матери всесильна, первобытна, эгоистична, и в то же время бескорыстна. Она ни от чего не зависит.

Теодор Драйзер

- Ребята, если на уроке литературы мы говорили о любви между Надеждой и Николаем Алексеевичем, рассуждали, может ли быть любовь между людьми разных сословий, то о какой любви говорится в этих высказываниях? Что объединяет все эти высказывания? (материнская любовь)

II. Актуализация имеющихся знаний.

- Сочинение – рассуждение – самый сложный вид творческой работы.

Перед тем, как приступить к объяснению написания сочинения, рассмотрим еще раз критерии оценивания этого вида работы. Посмотрите на свои карточки. При условии выполнения всех требований – есть шанс получить заветные 9 баллов.


-Изучение и обсуждение критериев оценивания.


- Исходя из памятки, характеристики критериев оценивания сочинения-рассуждения и схемы сочинения-рассуждения, составим ПЛАН сочинения-рассуждения. (пункты показываются поочередно)

1.Каковы особенности строения текста типа рассуждения? 
– Тип речи «рассуждение» характеризуется трехчастной композицией: тезис, доказательство, вывод.

    1. Давайте вспомним, что представляют собой эти три части рассуждения. 
      – Тезис – это авторское утверждение, предположение, мысль, требующая доказательства. В нем заключается идея текста. 
      – 
      Доказательство – это вторая часть текста-рассуждения, в которой дается обоснование высказанной мысли, приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры. 
      – 
      Вывод – это заключение о верности выдвинутого тезиса.

    2. Какие вводные слова могут помочь сформулировать предположение, тезис? 
      – Это такие вводные слова, как: возможно, вероятно, вероятнее, всего, очевидно.

    3. Могут ли вводные слова помочь построить доказательство? 
      – Это такие слова, как во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, с одной стороны, с другой стороны, кроме того и др.

    4. Помогут ли вводные слова составить вывод, заключение? 
      – Это слова итак, одним словом, следовательно, таким образом.

    5. Какой можно сделать вывод? 
      – Вводные слова уместно использовать в тексте рассуждении.

III. Знакомство с текстом, анализ композиции, смысловой структуры, средств выразительности.


- Начнём работу с чтения текста, на основе которого напишем сочинение-рассуждение. Он находится у вас на столах (читает текст один из учеников)


Текст 1

(1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии. 

(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.

(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

– (6)Вадичка, мальчик, – старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, – ты забыл деньги, а я думаю – испугается, так вот – принесла.

(7)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.

(11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(13)На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал. (14)Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

(15)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(16)Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.                                                                                                         (По М. Агееву)*


 * Михаил Агеев (Марк Лазаревич Леви) (1898–1973) – русский писатель. 


IV. Аналитическая работа с текстом.
- О чем этот текст? Как бы вы определили его тему?
* о материнской любви и заботе;
* о бедности и отношении к ней;
* о предательстве, о малодушии.

1.Какая из проблем не рассматривается в тексте?

      A) Проблема отношения сына-подростка к пожилой матери. (Как относится сын к матери? Понимает ли он свою мать? Чувствует ли ее любовь к нему?)
      Б) Проблема материнской любви. (В чем смысл материнской любви? Чувствует ли мать отношение сына? Почему она прощает его?)
      В) Проблема «пропасти» между богатыми и бедными. (Почему бедные и богатые никогда не поймут друг друга? Как относятся богатые к бедным? Почему?)
      Г) Проблема истинных жизненных ценностей. (Что является мнимыми и истинными ценностями? Что дороже: любовь близких или внешнее благополучие и авторитет среди друзей?)

 2.Какая из формулировок не соответствует основным мыслям автора?

      A) Автор осуждает своего героя, так как по отношению к матери он проявляет настоящую жестокость.
      Б) Автор понимает, что в подростковом возрасте мнение друзей значит для человека очень много.
      В) Автор преклоняется перед силой материнской любви, которой свойственны беззаветность, всепрощение, преданность.
      Г) Автор считает, что родители должны сделать все, чтобы их дети никогда не испытывали унижения из-за своей бедности.
3. В каком предложении текста прямо говорится об отношении сына к своей матери?

  А) 1   

  Б) 2   

  В) 3   

 Г) 4

- В чем же хочет убедить своих читателей автор? Попробуйте сформулировать авторскую позицию.
* сын стесняется своей матери, хотя понимает, что она беззаветно любит его;
* сыну недостает мужества с достоинством относиться к своему материальному положению;
* мать любит своего сына преданной и жертвенной любовью;
* внешний успех у приятелей важнее истинного чувства к матери;
* материнская любовь – истинная ценность;
* герой рассказа – малодушный человек, зависимый от мнения окружающих.


V. - Теперь внимательно изучите задание (задания )

Задание звучит так:

2. Напишите сочинение-рассуждение. 15.2. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце. Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго».

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

(Смысл финала текста:

1) Рисуя образ матери, автор старается вызвать не только сочувствие к матери Вадички , но и пытается «вразумить» читателей, показать, как переживает мать за сына и как велика эта материнская любовь к её «неблагодарному» ребёнку.
2) Мать, пришедшая в гимназию, поступает вопреки воле сына. Но разве сын имеет моральное право с ненавистью к ней из-за этого относиться? Почему появление матери для него позор, пусть даже она старая, оборванная и жалкая? Автор, на мой взгляд, не на стороне мальчика. Сердце этого чёрствого, самолюбивого человека лишь на мгновение прожгла боль за мать, но ни чувства стыда, ни раскаяния он не испытывает.)


3.Напишите сочинение- рассуждение. 15.3. Как вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

- Как, по-вашему, что такое материнская любовь? Оформление тезиса.

Ответы уч-ся:

Материнская любовь  - нежное и самоотверженное отношение матери к своим детям.

Материнская любовь – это самое прекрасное и сильное чувство в мире.

Материнская любовь – это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от  опасных болезней.

Материнская любовь – это бездонная чаша ангельского терпения; житейской мудрости; душевной доброты; неиссякаемого сердечного тепла; неутомимой, бескорыстной заботы и бесконечной преданности.

Материнская любовь – это безусловное чувство к своему ребенку, ничего не требующее взамен.

Материнская любовь - самое постоянное из всех чувств, присущих человеку

Материнская  любовь – это самая   сильная  и  вечная  любовь  на  всём  белом  свете. 

Материнская любовь – это сладкие поцелуи, нежные прикосновения, блеск в глазах.

Материнская любовь – это забота, сила, свет, самоотдача.

Материнская любовь – это бессонные ночи и колыбели.

Мама, словно птица, заботливо прикрывает надежным крылом свое дитя от невзгод и опасности. Не спит ночами у кроватки больного малыша. Крепко держит за руку, когда ему страшно или одиноко. Помогает со школьными уроками. Советует в первых сложных ситуациях. Учит человеческой добротеумению дружить и любить, помогать и сострадать. Быть открытым, честным и человечным. Беречь и охранять природу и животных, попавших в беду.

  Мамы мудро ведут по жизни, и всегда стараются найти оправдание нашим оплошностям, потому что дня них мы всегда остаемся детьми – самыми любимыми и самыми лучшими.

Щедрая и бескорыстная материнская любовь наполняет нашу жизнь светом добра и радости, вселяет ощущение надежной защиты, дает силы на новые дела и свершения. Ведь именно в материнской любви, всепрощении, терпении и понимании заключена великая сила. Мамы свято верят в своих детей и поддерживают во всех добрых начинаниях. И во всем, чего мы добиваемся на своем жизненном пути, заслуга наших мам.

Материнская любовь - бесконечное самоотверженное и бескорыстное служение своим детям. 
Любовь матери к своим детям считается у людей самой чистой, красивой и сильной. Мать всегда готова понять и простить своих детей, отдать все что имеет, не ожидая взамен вознаграждений за свою самоотверженную любовь. Люди знают, что сила материнской любви очень велика. 

- М. Горький писал: «Труднее всего именно начало, первая фраза. Она, как музыка: даёт тон всему произведению, и обыкновенно её ищешь весьма долго». Какой вариант вступления, по – вашему мнению, является самым подходящим к данному тексту?
* через вопрос темы;
* собственное мнение автора сочинения-рассуждения;
* лирическое размышление.

На экране возможные варианты вступления:

Тезисы

1.Что такое материнская любовь? Это самое прекрасное и сильное чувство в мире. Мать никогда не предаст, всегда поддержит, разделит с тобой твою радость и печаль.

2.Материнская любовь – это понятие, которое практически невозможно охарактеризовать словами. Материнская любовь  заставляет женщину радоваться, глядя на своего ребенка, переживать из-за всяких пустяков так, как будто случилось что-то серьезное, а трудную минуту мать готова на всё ради своего ребёнка.

3.Материнская любовь – это источник жизни на земле, излучающее свет, душевное тепло, нежность и ласку. Мать готова ради своего ребёнка на многое, даже на самопожертвование.

VI. Отбор материала для сочинения из художественных произведений

Учитель: Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет. 
Многие писатели, поэты, композиторы, художники создали замечательные произведения о матери. 

  1. Проверка домашнего задания.

Вы по группам и индивидуально получили домашнее задание-это подборка литературных произведений на эту тему, афоризмы и цитаты, пословицы, стихотворение

- Какие литературные произведения на эту тему вы подобрали? (пересказ эпизодов)

- Афоризмы и цитаты, пословицы. Стихотворение д\з

Примеры текстов по теме «материнская любовь»:

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

К. Паустовский «Телеграмма».

Б. Акимов «Говори, мама, говори..»

Б. Васильев «А зори здесь тихие».


2. Знакомство с пословицами о маме

Учитель: О маме сложено много пословиц. Посмотрите на экран. Можно ли в таком виде использовать эти пословицы в сочинении? Почему?

(Ответы детей).

Учитель: Восстановите пословицы

  • Материнская ласка конца не знает.

  • Материнская молитва лучше солнца греет.

  • Сердце матери со дна моря достаёт.

  • Кто мать и отца почитает, а при матери добро.

  • Птица рада весне, как родная матушка.

- Общие выводы.

  1. Аргументация сочинения. Работа осуществляется в парах.

-Ребята, выберите понравившийся вам аргумент и оформите его.

(После по одному-два представителя озвучивают свои варианты).

Аргумент из жизни

Слайд

VIII. Создание на уроке атмосферы сопереживания, доброты, милосердия

Учитель читает стихотворение «Не обижайте матерей» Виктора Гина.

Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук –
Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.

Виктор Гин


- Как, на ваш взгляд, можно завершить творческую работу по тексту М. Агеева?
* выразить надежду на то, что дети более нежно и заботливо будут относиться к своим родителям, не малодушничая и не завися от мнения окружающих.


IX.Письменная работа. Сочинение о маме под музыку (Плужников и Билан «Мама»)

Учитель: Используя шаблоны, напишите сочинение-рассуждение по группам 15.2 или 15.3

Группа 1 выполняет задание 15.2

Группа 2 – 15.3

Приступайте.

Проверка.

X.Анализ сочинений

Учитель: Кто хочет поделиться с нами своими самыми сокровенными мыслями и прочитать свою работу? Тем, кому понравится сочинение вашего одноклассника, тот может выразить свое одобрение аплодисментами.

(Учащиеся по желанию читают свои сочинения).

Учитель: Чья работа вам понравилась? Чем и почему?

(Ответы детей).

XI. Подведение итогов. Домашнее задание.(2 мин)


- Итак, подведем итоги. О чем мы сегодня говорили? Чему научились? (ответы ребят)

Вернёмся к высказыванию в начале урока.

«Чтобы научиться писать, надо писать» - Д.С.Лихачёв

«Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово» - В. Литвинов

-Как же добиться умения писать сочинения грамотно, выразительно?

- Сочинение получилось у нас стандартное, но которое отвечает на все требования критериев. В будущем научу вас переделывать эти шаблоны, добавлять в них свои мысли, выражения. К началу экзамена при помощи терпения, усидчивости и сосредоточенности научитесь писать это трудное сочинение.

Рефлексивно-оценочный этап

- Чему был посвящён сегодняшний урок?

- Как оцените нашу совместную работу?

- Каковы результаты нашей работы?

- Закончите фразу “Теперь я знаю/ умею, у меня получается…».

В заключение хотелось бы сказать словами известного английского публициста Джона Рескина: «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена добрым поступком, победой над собой или приобретённым знанием».


Домашнее задание: написать сочинение по тексту М.Агеева, учитывая те рекомендации и замечания, которые прозвучали сегодня на уроке.





































Приложение

1) Рисуя образ матери, автор старается вызвать не только сочувствие к матери Вадички , но и пытается «вразумить» читателей, показать, как переживает мать за сына и как велика эта материнская любовь к её «неблагодарному» ребёнку.
2) Мать, пришедшая в гимназию, поступает вопреки воле сына. Но разве сын имеет моральное право с ненавистью к ней из-за этого относиться? Почему появление матери для него позор, пусть даже она старая, оборванная и жалкая? Автор, на мой взгляд, не на стороне мальчика. Сердце этого чёрствого, самолюбивого человека лишь на мгновение прожгла боль за мать, но ни чувства стыда, ни раскаяния он не испытывает.

1) Чтение учеником стихотворения ВИКТОРА ГИНА

* * *
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно — малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь.
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной,
Без материнских добрых рук —
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей,
И слов высоких не стесняйтесь.
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.


















1.. Меня потрясла история, случившаяся во время землетрясения в Японии. Под развалинами дома спасатели нашли тело женщины, прикрывшей собой ребёнка и тем самым спасшей его. В её телефоне сохранилась последняя запись: «Если ты выживешь – помни, что я люблю тебя». Это пример высшего проявления материнской жертвенности: спасти ребёнка ценой собственной жизни!

2. Гимном всепрощающей материнской любви можно назвать стихотворение Д. Кедрина «Сердце». Разрубив клинком грудь матери, казак готов преподнести её сердце в дар капризной дивчине. А любящее сердце матери, выскользнувшее из жестоких рук, беспокоится о споткнувшемся сыне: не ушибся ли он.

3. Среди сильных героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» мы увидели слабую маленькую женщину, которая любит своих детей. Она очень переживала, что они так мало будут дома, всю ночь не спала, глядела на Остапа и Андрия и не могла наглядеться. Сыновья для женщины, так рано состарившейся из-за тяжёлой судьбы, – самое дорогое в жизни, смысл её существования.


4. В годы испытаний сила материнской любви воплощается в героическую стойкость и внутреннее, осознанное мужество. Героиня повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» Рита Осянина идёт на войну, потому что погиб её муж-пограничник, и теперь она должна защитить от врага и своего сына, и весь род человеческий, и всю планету.


 5. Я помню свою маму вечной хлопотуньей. Она так много работала, но ее любви и терпения хватало на меня всегда. Она вместе со мной решала задачки, учила стихи. А если в школе что-то не ладилось, всегда давала советы. Мама была свидетельницей моей первой влюбленности и помогала пережить безответное чувство. Она была рядом, когда мне нездоровилось. И никогда не говорила о том, что у нее что-то болит или что она устала. Мама мудро ведет по жизни, и всегда старается найти оправдание моим не всегда правильным поступкам. Для нее я все еще тот малыш, о котором надо заботиться и опекать, самый лучший и любимый ребенок на свете.

                               






















  Что такое материнская любовь?

Материнская любовь --- это безграничная любовь матери к ребёнку: она отдаёт ему свою нежность, доброту, ласку. Мать всегда понимает его, поддержит в трудную минуту, никогда не предаст. Для него она является опорой всей жизни.

Я считаю, что любовь матери --- это то, на чём держится весь мир. Без неё не существовало бы нас самих, люди стали бы злыми, недружелюбными, были бы одинокими. Если человек поступает плохо по отношению к матери, то в дальнейшем он осознает, что поступал плохо, и станет корить себя. Никогда нельзя говорить ей грубые слова, унижать, оскорблять... 

Первым аргументом в пользу моего мнения может служить текст М.Агеева. Посмотрите, как  плохо мальчик относится к матери. Из-за того что мать пришла в ужасной одежде, сын стыдится её, даже говорит грубо: " Нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит."(5-7) Товарищам сказал, что это не его родная матушка, а обнищавшая гувернантка (13-14). Несмотря на унижения, оскорбления, на холодность сына, мать любит своего ребёнка.

В качестве второго аргумента, подтверждающего тезис, возьму пример из жизненного опыта. Как-то раз я прочитала одну легенду о двух курганах. Больше всего меня поразило отношение сына к матери. У него была жена, которая не любила его матушку. Когда девушка попросила героя принести сердце его матери, то он смог убить её, но, неся её сердце в руке, не выдержал, заплакал и пожалел о своём ужасном поступке. И любовь матери, желающей добра сыну, совершила чудо: "ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди." Больше всего в этой легенде меня поразила безграничная материнская любовь: после всего, что сын сделал, она его простила.

Таким образом, я доказала, что материнская любовь – это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней...