МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43 им.Г.К.Жукова»
Повторяем состав слова
(Русский язык 2 класс, УМК «Начальная школа 21 века»)
Провела
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Иванец Лариса Александровна
Курск -2023г.
Тема урока «Повторяем состав слова»
Цель урока
научить детей определять части слова;
развивать внимание, речь, наблюдательность;
воспитывать интерес к процессу познания.
Задачи урока
-обобщить и систематизировать знания по теме “Состав слова”;
-сформировать умение разбирать слово по составу; образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
-формировать навык грамотного написания слов;
-развивать память, внимание, мышление, речь;
-воспитывать интерес к предмету;
-создать условия для формирования УУД:
- личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;
- познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
- коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;
- регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.
Оборудование: компьютерная презентация, листы для самооценки.
Ход урока
I.Организационный момент.
Всем! Всем! Добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться!
Не мешай учиться!
II.Актуализация знаний учащихся.
Откройте тетради и запишите число и классная работа.
1.Начнём урок с «Орфографической минутки».
Снег, звёздный, летит, лесной, свистнул, сказка.
(Ученик у доски записывает слова, а затем объясняет орфограммы)
Поменяйтесь тетрадями в парах. Проверьте, поставьте + на полях, если задание выполнили верно.
2.-Разделите эти слова на группы.
3.-Какое слово здесь лишнее? (сказка- все согласные твёрдые)
4. От данных слов, образуйте новые слова.
(Снежок, снежный, звёздочка, лётчик, полетит, лесник, засвистел, сказочка, сказочник, рассказать)
-Какими способами вы образовывали новые слова?
(Суффиксальным, приставочным, приставочно- суффиксальным)
III.Постановка темы урока
-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
Повторяем состав слова
-Какую мы поставим цель?
(Научиться находить части слова, разбирать слова по составу)
-Из каких же частей состоит слово?
-Составим кластер.
(корень, окончание, основа, суффикс, приставка, слово, предлог)
Выходят и рассказывают правило.
Физкультминутка для глаз
IV. Работа по теме урока.
Слайд 3.Найдите лишнее слово (родственные слова- одинаковый корень и близкие по значению.
Слайд 4.Построй мостик. Соедини корень и суффикс
Слайд 5. Найди слова в которых на , является частью корня.
Слайд 6. Соберите слова из частей (приставка, корень, суффикс, окончание)
V. Закрепление изученного. Работа в учебнике по группам.
1.Откройте учебник страницу169 упр.1 выполняет 3 группа, стр.170 упр.2 выполняет 1 и 4 группы, стр.171 упр.4 выполняет 2 и 5 группы. Списывать тексты не нужно. Только выпишите слова и укажите каким способом образованы.
(Проверка на слайдах 7,8,9 )
Музыкальная физкультминутка
2.Слайд 10.Подберите слова к схемам. У каждого из вас есть слово. Встаньте те, у кого слово подходит к 1 схеме,
ко 2 схеме, к третьей схеме. Все слова разобрали?
Как образовалось слово СНЕГОПАД?
-Сложением. Какие слова вы ещё знаете?
(самолёт, вертолёт, самокат, вездеход, пароход, водопад, землемер, птицелов, сталевар, пчеловод, луноход)
3.Запишите отгадки в тетрадь и разберите слова по составу.
- Вот по кругу друг за дружкой ходят дружно две подружки; не толкаясь, не мешая, быстро движется большая, (стрелки).
- В брюхе - баня, в носу — решето, на голове — пуговица, одна рука — и та на спине, (чайник).
- Покружилась звездочка в воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке, (снежинка)
VI.Рефлексия. Слайд 11.
Подведение итогов урока.(Светофор)
Кто уверен, что хорошо усвоил раздел «Части слова» возьмите зелёный кружок;
Кто думает, что ещё не всё понял хорошо, возьмите жёлтый кружок.
А кому очень трудно выполнять задания по разбору слова по составу, возьмите красный кружок.
Приклейте свои кружки на светофор. Вы все молодцы!
Мы можем двигаться дальше в страну Знаний.
VII.Домашнее задание. Стр. 170 упр.3 или творческое задание составить рассказ используя слова из орфографической минутки.
VIII. Сегодня за работу на уроке оценки получают …….
-Закончить хочу словами пословицы: Ученику – удача, учителю – радость.
-Вам улыбнулась удача, вы приобрели хорошие знания и отличные оценки.
- Спасибо за работу на уроке.