СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Время глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка 4 класс. Знакомство со временем глаголов

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Время глагола"»

Урок русского языка

Тема: Понятие о временных формах глагола.
Цели:
Предметные: сформировать понятие «время глагола»; развивать умение отличать одну временную форму глагола от другой; развивать грамотность учащихся.
Метапредметные:
– формировать универсальные учебные действия: интерес к новому учебному материалу, основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, воспитание интереса к предмету через познавательный материал о животном мире, умение ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи, умение формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера, развивать мышление через умение сравнивать, анализировать и обобщать полученные результаты.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, учебник А.В. Поляковой; мультимедийная презентация урока, карточки для групповой работы.
1. Организационный момент.

Цель: проверить готовность учащихся к началу урока.
Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
Хотите учиться?
Значит можно всем садиться.

2. Актуализация знаний.

Цель: активизировать опорные знания, целеполагание.
(звучит песня Незнайки)
- Какой сказочный герой исполняет эту песню? Ну, раз всё знать невозможно, может и не стоит учиться?
- Откройте тетради и запишите. (Слайд 1)
Запись: Пятое апреля. Классная работа.
- На доске вы видите незаконченное предложение. Я вам предлагаю его закончить. (Слайд 2)
Сегодня я пришёл на урок русского языка для того, чтобы………….
- А зачем вам это нужно? Это может в дальнейшем пригодиться?
- Я тоже продолжу.
- Сегодня я пришла к вам на урок русского языка для того, чтобы помочь вам становиться ещё грамотней. В русском языке ещё много секретов. Мы обязательно постараемся открыть ещё один. (Слайд 3)
На доске запись: вглрваере

- Что видите?
Эта запись - бессмысленный набор букв. На первый взгляд. Я предлагаю вам переписать эти цепочки букв без ошибок. (ученик называет, другие проверяют)

- Какое задание вы бы предложили?
- Возьмите карандаш и вычеркните те буквы, которые повторяются два раза (один человек работает у интерактивной доски) (проверка)
врглеваер – г, л, а - в, р, е
мягомля –г, о, л -м, я
- Перепишите оставшиеся буквы. Можно составить слово? Что получилось?

- Знакомый незнакомец. Почему я так его назвала?
Однажды у глагола брали интервью, и вот что он о себе рассказал:
(у детей листочки с текстом).

- Когда я буду вам читать, выберите ту информацию, которая вам знакома и поставьте +; о чём бы вам непременно захотелось узнать, поставьте-! (см. приложение)
3. Постановка учебной задачи.
- Вернёмся к буквам, которые мы записали в тетради. Рядом со словом глагол запишите вычеркнутые буквы по одному разу (время).
- А теперь назовите тему урока. (слайд 4)
- Какую цель поставит каждый для себя? Где можем использовать новое знание?
Моя цель: помочь вам её достигнуть и получить от этого удовольствие.
- Где пригодится новое знание?
Я держу в руках толковый словарь. В предисловии к нему сказано, что он предназначен для широкого круга читателей, которые интересуются историей русского языка. Давайте посмотрим, как объяснено значение этого слова. Одна пара учеников находит объяснение, другие в это время высказывают свои мысли. (Слайд 5, 6, 7)
Мы постараемся составить сегодня таблицу-памятку. Она состоит из 3 столбиков. (см. приложение)
- У вас есть догадки? Гипотезы? Предположения? (предполагают, что времени у глагола 3)
4. Открытие нового знания.
Послушайте загадку:
Её мудрость не забудешь:
«Тише едешь, дальше будешь»
«Костяна» её рубаха,
Ползёт без страха …….(черепаха)

(Слайд 8) Знаете ли вы? (дети по одному зачитывают сведения)
1. Самая большая – морская кожистая черепаха.
2. Её вес может достигать семисот килограммов.
3. Может нырнуть на глубину более одного километра.
4. Может прожить до 150 лет. (Электронная физминутка «Львёнок и черепаха)
- Сегодня мудрая черепаха поможет нам разобраться в том, какие же времена есть у глагола. Как же мы будем открывать новое знание? А может посмотрим сразу в учебник, прочитаем правило и всё сразу станет понятно? Попробуем самостоятельно?
- Для этого я предлагаю вам поработать в группе.
Групповая работа.
- Во время работы в группе помните, что вы несёте ответственность не только за себя, но и за всю группу; умейте слушать друг друга, уважать мнение товарищей.
Подчеркните глаголы, задайте вопросы и попробуйте определить, по какому признаку они собраны в столбике. Попробуйте определить, когда это происходило, происходит или будет происходить. (Повесить тексты на доску)
Была я малышкой,
Играла с пустышкой,
Гуляла с братишкой
И с няней-мартышкой.
Сейчас я живу в небольшом зоопарке.
Я в школу бужу по утрам малышей.
В понедельник или в среду
Всё я брошу и уеду,
И оставлю их одних,
Безобразников моих.

Вывод.

- Давайте откроем учебник и посмотрим, правильно ли мы сделали вывод (страница 73). Мы часто с вами пользуемся памятками. Давайте заполним памятку-таблицу по нашей теме.
Сколько времен у глагола? Какие вопросы-помощники будем использовать для определения времени глагола?
5. Первичное закрепление. Работа в группах.

Цель: проверить умение учащихся определять время глагола; отработать практические умения по теме через выполнение заданий творческого характера.
(прослушиваем аудиозагадки; выписываем глаголы; определяем время)
Трек 9 - глаголы: прийдёшь, поищешь, найдёшь- Буд.вр.
Трек 15 – подъехал, уступили – прош.вр.
Трек 2 – хожу, живу, грызу - наст.вр.
Трек 17 – колочу – наст.вр.
Трек 6 – люблю, бегаю, прыгаю – наст.вр.
Трек 4 – живу, ношу – наст.вр.
Кубик Блума (одна группа отвечает, из другой группы при помощи кубика задают вопрос для доказательства)
6. Закрепление полученного знания.
- Кто очень хорошо понял тему? Кому ещё трудно – пользуйтесь таблицей –помощницей.
(Разноуровневые карточки. Если не останется время на уроке – это будет домашним заданием)
У вас на парте лежат карточки №1 и №2 : №1 – задание не очень сложное, а №2 – потруднее. Определитесь и выберите нужную для себя. Внимательно прочитайте задание и выполните. Кому необходима помощь?
Проверка (ключ на интер. доске). Поставьте себе оценку.
7. Рефлексия. Постановка учебной задачи на следующий урок.
Пришло время подвести итог. (Слайд 9)
Вам сегодня пришлось:
- навострить уши;
- зарубить на носу;
- Как называются в русском языке эти фразы? Что они означают? Найдите глаголы и попробуйте определить время. Не получается? Обратиться к интервью глагола в начале урока (времени могу вообще не иметь). Это будет тема нашего урока завтра.
- Мне сегодня было очень приятно с вами работать. Если у кого-то не всё получилось – НЕ ВЕШАТЬ НОС!
Пустой кубик дети передают друг другу. На ком остановился –отвечает на мой вопрос:
- Что нового узнал?
- За что бы ты себя похвалил?
- Была ли польза от урока?
- Что особенно понравилось?
- Что-то изменить, чтобы на следующем уроке работали лучше? (Слайд 10)
Дети заполняют таблицу (см. приложение)

Приложение.

Карточки для домашней работы.

Карточка №1. Спиши, подчеркни глаголы и укажи время.

Тысячи звуков рождаются весною в ожившем лесу. От пенька к пеньку пробежала и тоненько пискнула мышь. На макушке берёзы скоро закукует кукушка. На самой вершине дуба заворкует дикий голубь. На закате солнца страшно ухнет в лесу филин.

Карточка №2. Напиши небольшой рассказ о том, какой школа была раньше, какая она сейчас и какой она будет через 100 лет.

Карточка для заполнения при актуализации знаний в начале урока.

Фамилия, имя___________________________________

1) Я занимаю второе место по частоте употребления в речи. Впереди меня только имена существительные.

Знаю/Хочу узнать

2) В предложении я являюсь сказуемым.

Знаю/Хочу узнать

3) Я называю слово, которое обозначает действие предмета.

Знаю/Хочу узнать

4) В предложении меня подчёркивают двумя чертами.

Знаю/Хочу узнать

5) Не люблю предлоги.

Знаю/Хочу узнать

6) У меня есть число, род, спряжение, наклонение.

Знаю/Хочу узнать

7) Имею время: у меня их целых три.

Знаю/Хочу узнать

8) Могу времени совсем не иметь.

Знаю/Хочу узнать

9) С частицей не меня пишут раздельно.

Знаю/Хочу узнать

Таблица для составления таблицы-помощницы.

Прош.вр./Наст.вр./Буд.вр.

Что делал?/Что делает?/Что сделает?

Таблица для заполнения на последнем этапе урока. Рефлексия.

1. На уроке я работал активно/пассивно.

2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен.

3. Урок для меня показался коротким/длинным.

4. За урок я не устал/устал.

5. Мое настроение стало лучше/стало хуже.

6. Материал урока мне был понятен/не понятен; полезен/бесполезен; интересен/скучен.

7. Теперь я могу………..

8. Домашнее задание мне кажется легким/трудным; интересным/не интересным.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!