Урок слушания. С.Маршак "Тихая сказка"
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с произведением С.Маршака “Тихая сказка”, осознанного восприятия литературного произведения в стихотворной форме; формирование умений моделировать обложку, сравнивать модели рассказа и сказки. Планируемые результаты (УУД):
личностные:
выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; имеют основы для развития творческого воображения;
метапредметные:
регулятивные – осуществляют действие по образцу и заданному правилу, понимают цель и смысл выполняемых заданий;
познавательные – знакомятся со сказкой в стихотворной форме, называют произведение, сравнивают авторские и народные сказки;
коммуникативные – используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;
предметные: научатся формулировать ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, рассматривать книги со сказками (авторские и народные); получат возможность научиться находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема).
Оборудование: модель обложки, лестница успеха, костюм ёжика, корзинка с яблоками.
Ход урока
1.Мотивация.
На уроке будем старательными,
Будем спокойными и внимательными.
Мы будем читать, слушать, не перебивать.
Говорить чётко, внятно,
Чтобы было всем всё понятно.
Если будем отвечать,
Руку не забудем поднимать.
2.Актуализация знаний.
- Я предлагаю вам игру «Угадай-ка». Я буду зачитывать отрывки из изученных произведений, а вы должны вспомнить их название. Слушаем.
1)-Дай и мне, родничок, водицы попить.
-Буль-буль-буль…Пей, пожалуйста.
Зачерпнула Маша воды ведёрком, попила, сказала «спасибо» и побежала по ягоды. Совсем глубокий стал родничок. Василий Иванович Белов "Родничок"
2)Влезла муха, съестного не нашла: кузовок пустой, только на дне хлебных крошек немножко осталось. «Зато хоромы хороши! -подумала муха. -Стану в них жить. Здесь меня ни птица не склюёт, ни дождик не замочит». Михаил Ларионович Михайлов "Лесные хоромы"
3) Петух вскочил на лавку, высунул голову в окошко, а лиса его в когти и была такова! Петух закричал во всё горло, но старик и кот были далеко и не слыхали его крика. РНС "Кот, петух и лиса"
4)Тут навстречу Медведю Кот с удочками.
–Куда собрался, Усатый? –остановил его Медведь.
–На рыбалку, дядя Миша. Хочу котятам рыбки наловить.
–Рыбки? Я люблю рыбку, - облизнулся Медведь.
–Мне очень нужно на зиму рыбкой запастись. Владимир Григорьевич Сутеев "Дядя Миша"
5) Шла она не торопясь, по пути то и дело останавливалась, рвала цветы и собирала в букет. Не успела она ещё и до мельницы дойти, а Волк уже прискакал... Ш.Перро "Красная шапочка"
-К какому жанру относятся названные произведения? (К сказкам)
На доске: сказки
-Чем жанр сказка отличается от других жанров?
-На какие 2 группы можно разделить все сказки? ( На авторские и народные).
На доске: авторские и народные
-Чем отличаются авторские сказки от народных?
-Распределите сказки
На доске: авторские
"Родничок","Лесные хоромы","Дядя Миша","Красная шапочка"
На доске: народные
"Кот, петух и лиса"
-Какие ещё русские народные сказки знаете? ("Теремок", "Зимовье", "Заяц-хваста")
- Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».
- Например, чему нас научила сказка "Зимовье". (Сказка учит не лениться, ценить дружбу и помогать товарищам в беде).
3.Фиксирование затруднения.
-Дети, у меня в руках обложка одной книги. Можете сказать, куда мне её поместить? (Нет, почему?)
4.Построение выхода из затруднительного положения
- Какие учебные задачи поставим на урок? (познакомиться с новым произведением, учиться определять жанр прослушанного произведения, учиться составлять модели обложки)
5. Реализация проекта
- Сейчас вы будете слушать произведение, но в нём есть слова, значение которых вам могут быть непонятны. Давайте их попробуем объяснить.
Лексическое значение слов.
На доске:
Тьма – ночь.
Грабёж – воровство.
Завертелся волчком – очень быстро.
Пустые толки – бесполезные разговоры.
Двустволка – охотничье ружьё, у которого два дула.
Огрызаясь - издавать громкие звуки.
Восвояси - обратно, туда, откуда пришёл.
Неможется-нездоровится.
Прослушивание аудиозаписи
-Звучит аудиозапись сказки.
Беседа по содержанию
- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- Каков жанр этого произведения?
-Почему сказка? (Есть зачин. Добро побеждает над злом. Животные разговаривают).
-Откройте учебник по закладке. Как написана сказка? (в стихотворной форме).
-Как вы думаете почему? (легче читать, есть рифма)
-Кто автор этой сказки? (С.Я.Маршак)
--Как называется произведение? (Тихая сказка)
-Как вы думаете, почему автор назвал так? (Ночь, кругом тишина, можно рассказать на ночь)
-Так куда мы поместим новое произведение?
Показ на доске (вместо вопроса появляется "Тихая сказка")
- Сейчас мы будем составлять модель обложки по этому произведению.
-Достаньте из пакета лист - это обложка.
-Что должно быть на обложке? (Ф.И.О. автора, название, жанр, о чём это произведение)
-Назовите автора (С.Я.Маршак)
--Как называется произведение? (Тихая сказка)
- Как покажем на модели, что прослушали сказку? (Круг)
-О ком говорится в произведении? (О животных, цвет коричневый)
-Возьмите цветные карандаши, ручки, сделайте обложку к книге.
- Представьте новое произведение по моделям друг другу. (С.Я.Маршак "Тихая сказка". Это сказка о животных.)
6.Физкультминутка
А теперь все тихо встали,
Тихо руки все подняли,
В стороны и покачали.
Наклонились вправо, влево.
Тихо покружись, дружок,
Мы продолжим наш урок
Про ежа с ежихой,
Если сможем сесть сейчас
Тихо, тихо, тихо…
-Прочитайте слова
Ёж – ежиха –ёжик
Ёж-отец, ежиха-мать
И ребёнок ёжик.
Чтение сильными учениками по четверостишиям
7.Самопроверка по эталону.
Беседа с читателями (Ученики отвечают, сверяют с ответами на слайде)
-В какое время суток вышла семья погулять?(ночью)
- В какое время года вышли погулять?(осенью)
-Что сделали ёжики, когда услыхали волков? (съёжились)
-Что делали волки? (сначала трогали лапами, зубами щёлкали, катали по дороге)
-Какой совет дают ежи ежонку? (съёжься. Ты не двигайся, лежи, мы не верим волкам)
-Кто помог спасти ежей от волков?(выстрел двустволки, лай собаки)
-Что предлагает волк? (съёжиться, спрятать нос и хвост под брюхо)
-Назовите героев сказки (семья ежей и волки)
-В семье ежей есть ежонок. Каким ребёнком он был? (послушным)
- Помогло это послушание ему спастись от волков?
-Почему важно слушать своих родителей?
-А есть ли в сказке то, что существует на самом? (осенью запасаются, ночные охотники, в минуту опасности сворачиваются в клубок).
-Кому из героев вы сочувствуете? (Конечно, ежам)
8.Рефлексия учебной деятельности
Приём "Незаконченное предложение"
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
У меня получилось…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
-Кто из вас видел ёжика?
Приём"Лестница успеха"
-Давайте вместе с нашим ёжиком прошагаем по лестнице.
Песня про ежа "Маленький ёжик"
Ёжик раздаёт детям яблоки.