Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе. Подведение к теме урока. Усвоение новых знаний и способов действия | - Давайте вспомним, какую тему изучили на прошлом уроке? - Какие права и обязанности граждан России ты знаешь? - Кто является главой нашего государства? -Что ты знаешь о Федеральном собрании? -А что такое правительство РФ? -О каких делах Президента вы узнали из программы новостей? -Ребята, для того чтобы узнать какая у нас сегодняшняя тема урока, вам нужно разгадать кроссворд. Работать вы будете в парах (на парту один листочек с кроссвордом и вопросами к нему (Приложение 1)) Но для начала повторим правила работы в парах (на доске): Работать должны оба Один говорит, другой слушает Свое несогласие высказывай вежливо Если не понял, переспроси Фронтальная проверка - И какое же у нас получилось ключевое слово? -Посмотрите на доску. (На доске изображения флага и герба России) - Что изображено? ( Флаг, герб, гимн России) -Это государственные символы России. -Какой символ России вы еще знаете? ( Государственный Гимн России) -Верно, а кто-нибудь о чем поется в гимне? - А при прослушивании гимна, что чувствует человек? -Сформулируйте тему урока. (Символы России) -Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? ( Расширить знания об этой теме) -Что вы уже знаете по этой теме? -Что вам хотелось бы узнать по этой теме или вспомнить? -Сегодня на уроке вы откроете для себя много нового и интересного про символы России. - Дети, как вы думаете, что такое символ? ( Условный знак, обозначение) -Символ передает суть предмета или события, является его смысловым отражением. Отсюда - символика любого государства есть воплощение его истории отражение его настоящего, выражение патриотизма его граждан и обозначение этого государства на международной арене, зрительный и музыкальный образ конкретного государства. Вот почему отношение к государственной символике – это и отношение к самому государству. -Вы уже знакомы с символикой нашей страны, знаете, как выглядит герб, флаг, слышали гимн России. В любом современном государстве основные его символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. | -Мы - граждане России - 1) Право на свободу и личную неприкосновенность; 2)на личную и семейную тайну; 3)на защиту своей чести и доброго имени; 4)на свободный труд и образование, на отдых, на имущество и многое другое. -Владимир Владимирович Путин. -Это парламент страны, оно состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. -Правительство РФ — федеральный исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Подотчётно президенту РФ и подконтрольно Государственной думе. -ответы детей Россия Президент Москва Конвенция Конституция Парламент -Символ Смотрят изображения, представленные на доске. Отвечают на поставленный вопрос: - Флаг и герб России. - Государственный Гимн России. Гимн России отражает бескрайние просторы России, историю Росиии, объединяет людей разных национальностей, живущих в России. - Чувство гордости за свою страну, любви, уважения. Формулируют тему урока. (Символы России) Формулирую цель урока в связи с темой. ( Расширить знания об этой теме) Высказывания детей. Отвечают: -Условный знак, обозначение. Воспринимают. | Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: - анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
| - Давайте откроем учебник на стр. 168. Чтобы более подробно познакомиться с этими государственными символами, нам предстоит поработать в группах. Сейчас вы поделитесь на 5 групп. Каждой группе я раздам листочки с вопросами. Ваша задача найти ответы на вопросы по данной теме из учебников на страницах 168 – 173. (По 3 парты – одна группа, ученики подсаживаются к своей команде, столы не расставляю) - Вспомним правила работы в группах: (на слайде) • - Проявляй активность • - Слушай друга, не перебивая • - Говори спокойно и ясно • - Говори только по делу • - Говори по очереди • - Реагируй жестами и знаками • - Возражая или соглашаясь, смотри на говорящего • - Убедись, что в разговоре участвует каждый • обращайся к другу по имени -У вас на партах лежит план работы с текстом, (вопросы) на которые вы должны будете найти ответы (Приложение 2). Отвечать вы будете устно, каждый о своём государственном символе. -Перед тем как мы с вами начнем проверять ваши ответы на вопросы, давайте немного разомнемся | (Читают текст, находят ответы на вопросы) | Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий. | 1 группа Государственный герб России (стр. 168 – 169) 1.Что такое герб? Каково происхождение слова герб? 2.Почему говорят, что герб – это наше наследие? 3.Опишите, что изображено на государственном гербе России. 2 группа Государственный герб России (стр. 169) 1.Объясните, когда впервые появилось изображение двуглавого орла? Что этот символ означал? 2. Когда на государственном гербе появились три короны, скипетр и держава? Что они означали? 3.Какой смысл придают этим изображениям в настоящее время? 3 группа Государственный флаг России (стр. 170-172) Когда впервые появились флаги и как их называли в древности? Опишите современный российский флаг. Когда и при ком впервые появился трехцветный флаг? 4 группа Государственный флаг России (стр. 172) 1.Объясните, что означают цвета нашего флага? 2.Когда мы отмечаем день государственного флага? 3.Где и когда можно увидеть российский флаг? 5 группа Государственный гимн России (стр. 172 - 173) 1.Что означает слово гимн? 2.Где появилась традиция исполнения гимна? Кто являлся авторами государственного гимна Российской Федерации? 3. Какие правила существуют при исполнении гимна? Давайте, прослушаем отрывок гимна | - Герб – это отличительный знак, который может принадлежать человеку, городу, государству -Многие современные гербы государств являются историческими, то есть возникли не в наше время, а имеют давнюю историю. И поэтому можно сказать, что он – наше наследие -На красном щите распростёр крылья золотой двуглавый орёл под тремя коронами – двумя малыми и одной большой. Все три короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр (жезл), в левой – держава (золотой шар с крестом) На груди орла мы видим изображение серебряного всадника в синем плаще на серебряном коне. Он поражает серебряным копьём чёрного дракона. 2 группа - Впервые двуглавый орел появился на печати Ивана Третьего в 1497 году. Двуглавый Орел – один из древних символов власти, могущества, мудрости. Его также называют царем птиц -В 17 веке на Государственном гербе России появились три короны, скипетр и держава. Тогда три короны означали единство трёх царств, вошедших к тому времени в состав России: Казанского, Астраханского и Сибирского. Скипетр и держава были знаками царской власти. -В настоящие дни изображениям на гербе придают другой смысл. Россия расположена в двух частях света: Европе и Азии, потому и повёрнуты головы орла в разные стороны: одна в сторону Европы, другая в сторону Азии: Короны, соединенные лентами, скипетр и держава в лапах орла говорят о сильной власти и единстве государства. Всадник, поражающий копьём дракона, - готовность народа встать на защиту родной земли. 3 Группа -Флаги появились в глубокой древности. Старинное русское название флага, - знамени – стяг. -Флаг состоит из трех цветов: белого, синего, красного, расположенных в этом порядке сверху вниз. - Впервые в России бело-сине-красный флаг появился в конце 17 века на первом боевом корабле «Орёл». Такой порядок цветов, как сейчас, ввёл Петр Первый. По его указу в 1705 году трехцветный флаг был поднят на мачтах торговых кораблей. 4 Группа - Белый – благородство, синий- верность, честность, красный – мужество, смелость. - 22 августа мы отмечаем День Государственного флага Российской Федерации. В праздничные дни на наших улицах и домах развеваются российские флаги. 5 группа -Возникло это слово в Древней Греции. Древние греки распевали гимны – торжественные похвальные песни в честь богов или героев. Из греческого языка слово «гимн» перешло во многие языки мира. - Государственный гимн – это торжественное музыкальное произведение, принятое как символ государственного единства. Музыку гимна написал композитор А.В.Александров, а слова поэт С.В.Михалков. -На торжественных церемониях при исполнении Государственного гимна все встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь. (слушают отрывок гимна) | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения |
Контроль и самооценка знаний и способов действия | - Молодцы! Мы поработали с текстом учебника, теперь давайте выполним задание в рабочей тетради. Откроем стр. 70 в рабоче тетради Выполним задание №2 (один ученик читает задание) Ученики находят в учебнике ответы к каждому предложению (читаем их) и они записывают их тетрадь -Какой цвет щита на гербе? -Кто изображен на щите? На груди орла изображён? - В №3 вам нужно раскрасить флаг Российской Федерации и написать, что обозначает каждый цвет. -Что обозначает белый цвет? -Что синий? - А что обозначает красный? | -Красный -Крылья золотого двуглавого орла - Серебряный всадник в синем плаще, на серебряном коне Раскрашивают флаг -Белый - благородство, Синий- верность, честность, Красный – мужество, смелость. | Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. | - Какая сегодня у нас была тема урока? - Какие символы России вы знаете? - Что такое Государственный герб? - Из каких цветов состоит Государственный флаг? - Что такое Государственный Гимн? - Скажите, на все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? - Достигли ли мы поставленной цели? На уроке я узнал.. Я понял… Было интересно… Было трудно… Домашнее задание: рабочая тетрадь стр.70 №1,4 | - Славные символы России - Государственный герб, флаг и гимн - Герб – это отличительный знак, который может принадлежать человеку, городу, государству. -Белый, синий, красный - Государственный гимн – это торжественное музыкальное произведение, принятое как символ государственного единства. | Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |