«Сравнение обыкновенных дробей»
Цели урока:
Познавательные: формировать умение сравнивать обыкновенные дроби, построить алгоритм; тренировать способность к его практическому использованию;
Развивающие: продолжить работу по развитию вычислительных навыков, развивать логическое мышление, память, познавательный интерес; продолжить формирование математической речи; вырабатывать умение анализировать и сравнивать, делать выводы, проводить аналогии;
Воспитательные: воспитывать соблюдение норм поведения в коллективе, навыков совместной деятельности при работе в парах, умения аргументировать свои действия; содействовать воспитанию интереса к математике.
Формирование УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке, с помощью учителя планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Задачи:
создать благоприятные условия для изучения материала темы (Сравнение обыкновенных дробей);
пробудить стремление к самообразованию, реализации своих способностей, активизировать познавательную деятельность учащихся посредством решения заданий самостоятельной работы;
посредством заданий способствовать формированию практических навыков применения алгоритма сравнения обыкновенных дробей.
Основные термины, понятия: правильные дроби, неправильные дроби, сравнение дробей.
Используемое оборудование: медиапроектор, магнитная доска, карточки с заданиями.
Используемые образовательные технологии: метод варьирования текстовых задач, игровой метод обучения, обучение в сотрудничестве.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, в парах.
Ход урока
Организационный момент.
Разбиваем класс на 3 команды, выбираем капитанов
Эпиграф: (Слайд 2)
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным».
Блез Паскаль
Актуализация знаний и фиксация затруднений.
(Слайд 3)
Ответы: 9, 24,11
- А начнем мы с повторения, для это вспомним, что проходили на прошлых уроках, потому что чтобы узнать что-то новое …(необходимо повторить уже изученный материал).
Что называют дробями? (Это специальная запись числа для выражения частей целого).
Какие приобрели умения, навыки при изучении дробей? (Научились различать правильные и неправильные дроби, изображать их на координатной прямой, узнали основное свойство дроби)
Прочтите дроби: (Слайд 4)
1/8, 1/4, 3/8, 4/6, 1/2, 2/8, 1/3, 2/100, 5/60
Что означает дробь, что показывает знаменатель, числитель?
(Слайд 5):Обозначение дробей (Знаете ли Вы, что)
(Слайд 6)
Постановка учебной цели.
- Ребята, угадайте ребус:
(Слайд 7)
- Вот вы и определили одну из целей сегодняшнего урока. Повторите ее еще раз.
- Что нам нужно, чтобы достичь этой цели?
- Какая тема нашего урока?
Построение проекта выхода из затруднения.
-Вернёмся к вопросу: как сравнить дроби; как расставить их в порядке возрастания?
Что для этого необходимо сделать?
(Слайд 8)
Командная игра
Цель: обобщить и углубить знания учащихся об обыкновенных дробях. Закрепить умения сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми числителями/знаменателями.
Задачи:
1) Развивать способность к самообразованию и решению творческих задач
2) Привитие навыков командной работы
3) Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом
Возраст: 11-12 лет
Форма проведения: интеллектуальная игра
Время: 10-15 минут
Необходимый материал:
1. 12 напечатанных карточек с заданиями (по 4 карточки на одну команду)
2. 4 магнита для доски
Правила:
Перед вами игровое поле. Сейчас вы все стоите на старте. От старта до финиша вас разделяют данные клетки. Ваша задача быстрее остальных добраться до финиша. Для передвижения с одной клетки на другую необходимо всей командой верно выполнить задания.
Ход игры:
1. Учитель разбивает класс на команды.
2. Учитель объясняет правила игры.
3. Учитель каждой команде выдает первую карточку с заданиями.
4. Команда выполняет задания на карточке, записывает ответы на лист.
5. Ученики проверяют правильность выполнения задания на карточке и учитель передвигает команду на следующую клетку.
6. Алгоритм повторяется пока одна из команд не достигнет клетку финиша.
Задание для команды «Эврика» |
Карточка 1. Сравните числа: ; ; ; ; ; |
Задание для команды «Эврика» |
Карточка 2. 1.Выпишите числа числителя, при которых дробь будет правильной. Ответ: 2.Выпишите числа знаменателя, при которых дробь будет неправильной. Ответ: |
Задание для команды «Эврика» |
Карточка 3. Какие из дробей , , , , больше 1? Ответ: |
Задание для команды «Эврика» |
Карточка 4. Расположите дроби в порядке убывания: , , , , , Ответ: |
Задание для команды «Смекалкин» |
Карточка 1. Сравните числа: ; ; ; ; ; |
Задание для команды «Смекалкин» |
Карточка 2. 1.Выпишите числа числителя, при которых дробь будет правильной. Ответ: 2.Выпишите числа знаменателя, при которых дробь будет неправильной. Ответ: |
Задание для команды «Смекалкин» |
Карточка 3. Какие из дробей , , , , больше 1? Ответ: |
Задание для команды «Смекалкин» |
Карточка 4. Расположите дроби в порядке убывания: , , , , , Ответ: |
Задание для команды «Умники и умницы» |
Карточка 1. Сравните числа: ; ; ; ; |
Задание для команды «Умники и умницы» |
Карточка 2. 1.Выпишите числа числителя, при которых дробь будет правильной. Ответ: 2.Выпишите числа знаменателя, при которых дробь будет неправильной. Ответ: |
Задание для команды «Умники и умницы» |
Карточка 3. Какие из дробей , , , , больше 1? Ответ: |
Задание для команды «Умники и умницы» |
Карточка 4. Расположите дроби в порядке убывания: , , , , , Ответ: |
Физкультминутка (после 2-й карточки) (Слайд 9,10, потом 11)
На слайде будут появляться дроби. Одна написана красным цветом, другая – синим. Если больше красная дробь – хлопните в ладоши над головой, если больше синяя – топните ногой.
После 4-й карточки (Слайд 12) «Живые дроби»
- Проведем игру «Живые дроби»
- У вас у каждого на столах лежат карточки с обыкновенными дробями - к доске выйдут те, у кого дроби с одинаковыми знаменателями и встанут по росту.
- А теперь выйдут те, у кого дроби с одинаковыми числителями и также встанут росту.
- А скажите, какое действие вы выполняли при построении по росту? (сравнение)
Конкурс капитанов (Слайд 13)
-В течение 1 минуты постарайтесь запомнить все дроби, которые я вам покажу:
½; 1/3; ¼; 2/3; 3/2; ¾; 4/3; 5/4; 5/6; 1/12; 11/12; 12/12; 17/12
Напишите все дроби по памяти
Конкурс «Угости друзей»
Задачи на смекалку (Слайд 14,15,16,17)
Ответы: 8 голубей, 3 гуся, нет яблок, г)
Итоги урока. Подсчет баллов и награждение
Рефлексия деятельности на уроке.
Вспомните цель нашего урока?
Подумайте, как каждый из вас справился с этой целью. Ребята, выберите то окошко, которое подходит именно Вам
Постановка домашнего задания с комментированием.
Дома нарисуйте портреты 3-х дробей с одинаковыми знаменателями и портреты 3-х дробей с одинаковыми числителями.
Спасибо, ребята, вам всем за урок,
Пусть все эти знания будут вам впрок.
Теперь говорю я вам всем “до свидания”,
Окончен урок. Благодарю за внимание.
Самоанализ урока
Каждый этап урока был продуман, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. На уроке я использовала методы обучения: проблемный, частично- поисковый, личностно- ориентированный. В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная работа. В процессе урока я обращалась к уже имеющимся знаниям и умениям, работала над созданием взаимной заинтересованности учащихся в работе друг друга. На уроке формировались самостоятельность мышления, активная учебная деятельность, познавательные интересы учащихся. Наряду с контролем учителя осуществлялся и самоконтроль (листы самооценки) .Задания были ориентированы на развитие полноценной личности учащихся.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
На уроке использовались интерактивные и здоровьесберегающие технологии (проведена математическая физкультминутка), что способствует развитию познавательного интереса к изучаемому материалу, а также повышает активность и снижает утомляемость детей.
Деятельность учащихся оценивалась следующим образом: на уроке четко проявился интерес к предмету, к теме урока, эмоциональное состояние учащихся было хорошим в начале и в конце урока. Была высока степень самостоятельности в учебной деятельности. Организованность ребят способствовала успешному достижению цели урока.
Результатами урока я довольна. Считаю, что поставленная цель урока достигнута.