СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Секреты чая. Смысловой и лингвистический анализ текста".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Секреты чая. Смысловой и лингвистический анализ текста".»

Урок развития читательской грамотности «Секреты чая. Смысловой и лингвистический анализ текста». 6 Б класс

Цель урока: способствовать развитию читательской грамотности обучающихся, как одной из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника. Задачи урока:

Учить детей

1) находить и извлекать информацию: определять место, где содержится искомая информация, определять наличие либо отсутствие искомой информации в тексте;

2) интегрировать и интерпретировать информацию: понимать фактологическую информацию; понимать смысловую структуру текста, формулировать выводы;

3) осмысливать и оценивать содержание и форму текста: оценивать содержание текста и понимать назначение его структурных элементов;

4) использовать информацию из текста: применять полученную информацию для решения практической, выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная

Виды деятельности: самостоятельная, практическая работа

Средства и формы оценивания: самостоятельная работа, работа в парах

Материально-техническое обеспечение: текст «Секреты чая»; раздаточный материал: рабочие листы, презентация к уроку.

 1.Организационный момент. 

-Здравствуйте, ребята и  дорогие гости! Я рада видеть вас на уроке.
Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Потрудитесь, так, чтобы все  получили от вашей работы только удовольствие. (Сл.1)

2. Этап целеполагание и мотивация

Ребята, скоро Новый год. Все задумываются о том, что нужно дарить подарки и их надо как-то преподнести. Денег мало, наш бюджет ограничен. Но знак внимания хочется оказать всем близким. И я задумалась, что же подарить близким…(Сл.2)

За советом я обратилась к своей знакомой , она мне предложила такой подарок… Чтобы узнать, надо отгадать загадку до 15 декабря. Первое что она сделала (ссылка на песню). Может вы догадались что за подарок?(Сл.3, 4)

Еще подсказка:

Китай - Одна из древнейших на земле цивилизаций, насчитывающая более пяти тысячелетий. Родина бумаги, шелка, пороха, магнитного компаса, печатных книг, фарфора, зеркал, зонтиков — это лишь малая доля тех предметов нашей повседневности, которые были изобретены китайцами и которыми люди пользуются и по сей день во всем мире.

Ребята, я так понимаю подарок связан с Китаем. Но я так и не могла догадаться о чем речь. (Сл.5)

Тогда мне была отправлена еще одна ссылка (ссылка на песню). О чем песня? (Чай индийский). Так чего подарить? (Чай)

А вот почему именно разгадать загадку надо было до 15 числа. Ведь сегодня день чая. (Сл. 6)

3. Основная часть урока

-Прислушайтесь к слову. Какие ассоциации вызывает у вас оно? Запишите их
в таблицу, которая находится у вас на парте (Под музыку заполняем таблицу).

Ребята, представьте себе чай, какого он цвета?
1. Какого цвета слово? (вместе)
2. Каким шрифтом хочется написать?
3. На что похоже звучание слова?
4. Какой у слова характер?
5. В виде какого живого существа можно представить слово?
6. Как вы думаете, почему мне предложили подарить «чай»? (отвечает 1-2 ч) (Сл.7)

Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.

Но давайте не будем забывать, что у нас урок русского языка. (Сл.8)

- В художественной литературе нередко используется прием этимологизации (установление этимологии слова, его истинного, а чаще мнимого родства с другими словами). Такой прием использован, например, в произведении Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес».

«От уксуса – куксятся, - продолжала Алиса задумчиво, от лука – лукавят, от вина – винятся, а от сдобы – добреют. Как жалко, что об этом никто не знает… Все было бы так просто. Ели бы сдобу – и добрели!»

Предположите, что, по мнению, Алисы, можно было бы делать от чая. (чаяться)

Продолжите ряд слов, содержащих фрагмент «чай», но не являющихся родственниками слову «чай»: (слуЧАЙ, мельЧАЙший, накаЧАЙ, не скуЧАЙ). (слайд 9)

Мне еще письмо доставили, но его можно было прочитать, после того, как я угадала загадка. И сейчас я могу спокойно открыть конверт. Текст у меня, текст перед вами на столах. Я знала, что вы мне сможете помочь. Но я сама не смогла заглянуть в конверт. Я надеялась на вашу помощь и попросила СВ размножить текст.

Работа с текстом

ТЕКСТ на парте. Я даю вам сейчас возможность самостоятельно поработать с текстом.

5. Чтение с пометами. «Чтение с пометами». Напомните, какие знаки мы используем? (сл.10,11)

NB! – информация привлекла внимание, важно

W - открытие

? –Вызывает затруднениия. Надо спросить

*** 

Что означает слово “чай.”? Под словом “чай” мы обычно подразумеваем и напиток, и пачку чая, и куст чая. Название происходит от китайского “Тцай-йе”, что означает “молодые листочки”. А латинское название чая - Thea sininsis. В Китае чай имеет несколько сортов, но самое общеупотребительное наименование — это “ча. Впервые о чайном растении (чайном кусте) упоминается почти 5000 лет назад. В давние времена чай в Китае ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые услуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний.

В 15-16 веках между Европой и Азией пролегал Великий чайный путь. Это дорога, по которой шли караваны с чаем. Путь считался вторым после Великого шелкового пути по объемам торгового оборота. Он шел из Китая по территории Монголии и России. Весь путь от Пекина до Москвы занимал около 16 месяцев.

Многие учёные считают, что, просуществовавший более 200 лет путь сыграл неоценимую роль в развитии взаимоотношений народов этих стран, оказал большое влияние на развитие экономики, торговли, культуры. Есть версия, что именно благодаря чаю в мире появились бумажные деньги. Сейчас многие доро/ги исторического «Великого чайного пути» превратились в автомобильные и железнодорожные магистрали, по которым идут товарные потоки и осуществляются туристские перевозки.

Интересные факты: в потреблении чая лидируют парагвайцы – они употребляют по 9,7кг в год на человека. Далее следуют ирландцы и англичане – по 3 кг, и только потом - китайцы и жители Гонконга – по 1 кг чая на человека. Последние в этом списке - россияне, потребляющие в год по 600г чая в год. (Все читаем)

- Что для Вас было интересным?

- Какое Вы для себя сделали открытие?

- Какие затруднения возникли?

 Продолжаем работу с текстом.

У Вас у каждого есть лист самооценки. Не забывайте оценивать себя.

Давайте определим первые отправные точки в работе над текстом (Сл.12)

Задание 1 (Заполнить таблицу)(+1б) Макс. 4б.

Задание

Ответ

+/-

Баллы

Какова основная мысль текста?




Заголовок?




Тип речи?




Стиль речи?




Всего баллов

Задания 2 Составьте вопросы по данному тексту. Работать можно в паре или индивидуально. по 2 вопроса. (4б) (Сл. 13)

«Толстые»

«Тонкие»





Всего баллов:

Всего баллов:

Задание 3. А теперь давайте заполним таблицу по содержанию текста. Ваша задача определить верно ли утверждение, поставив « + » и « - ».

Верно ли утверждение

«+» или

«-».

  1. В Китае чай имеет несколько сортов, но все они называются одним словом — это “ча”, что означает “молодой листочек”.

 

  1. Великий чайный путь просуществовал более 200 лет и стал связующим звеном в развитии России, Монголии и Китая.

 

  1. Великий чайный путь возник раньше Великого шёлкового пути

 

  1. Многие дороги «Великого чайного пути» сегодня являются автомобильными и железнодорожными магистралями и дорогами для туристов.

 

 

Всего баллов:

Какие же утверждения верны? Давайте проверим (по слайду) (4б) (взаимопроверка) (Сл.15,16)

Почему 1и 3 ошибочные?

Мне прислали необычную карту? Что это за карта такая? (Про Великий чайный путь). Что это за путь такой? А может там сокровища? Протяженность Чайного пути из Санкт-Петербурга до Пекина составляла 8839 версты. Верста – устар. слово, Русская мера длины. Если перевести в километры , то будет 9430. (Сл. 17 – 20)

А что это за черная точка на карте в центре? (Кяхта?)Вы знаете, что это такое?

А где мы можем узнать? (Работа со словарем). В тексте встретилось слово вельможи. Кто знает что это слово обозначает). Работа со словарем.

Задание 4 Согласны ли вы с мнением учёных, что, просуществовавший более 200 лет путь, сыграл неоценимую роль в развитии взаимоотношений народов трёх стран, оказал большое влияние на развитие экономики, торговли, культуры Монголии, Китая и России? - Выразите своё отношение к содержанию 3-го абзаца, обоснуйте свой ответ.

Письменно сформулируйте свою точку зрения и обоснуйте. (1 чел. читает). Я это задание сама оценю с точки зрения русского языка. Вы должны помнить еще, что ваш ответ должен быть грамотно написан. (Сл. 21)

-Скажите, слово «чай» относится к активной или пассивной лексике?

( приведите ещё примеры слов активной лексики, а пассивной?)

- Скажите, слово «чай» однозначное или многозначное? (Сл. 22,23)

Основываясь на тексте, обоснуйте, докажите свою правоту и представьте нам свою точку зрения. (Работа в паре)

ИТАК, **Слово «чай» многозначное. Определите, в каких значениях оно употребляется в приведенных ниже примерах.

- Следует также отметить, что самый лучший зеленый чай выращивается в Китае и Японии.

- Кроме того, зеленый чай, выпитый перед едой, повышает тонус пищеварительного тракта, как бы приводит его в рабочее состояние. 

- Затем зеленый чай необходимо высушить.

- Пейте чай с удовольствием!

Задание 5

Составление похвального слова чаю (Составление текста по опорным словам). (Сл. 24)

 

Похвальное слово чаю (работа в паре)

О, ___________________ чай!

Как люди могли ___ возносить тебе похвалу! Ты так_____________ни на один другой напиток! Твоя история______________________________________________! Благодаря тебе _______________, _____________________ и _________________________________! Сколько ещё_________________________ты в себе таишь!

Наливая чашку чая, я теперь____________________________________________________________! (Чтение 1-2 чел)

4. Подведение итогов. Рефлексия. (Сл. 27)

И последний совет: мне предложили купить чай, а какое пожелание написать. Скоро Новый год?

Когда на улице ненастье, и неохота выходить, то чашка чая — просто счастье… и это счастье можно пить… (Сл. 25)

Д.З. Коробку с чаем скучно дарить, вам необходимо сделать этикетку чая (вернемся к таблице), написать мини - сочинение «Почему Великий чайный путь фактически не перестал существовать сегодня? (можно пользоваться литер., интернетом)

Урок подошёл к концу, вам в листах наблюдений нужно поставить любой знак напротив выбранного вами утверждения.

Участвуя в работе на уроке, я совершил увлекательное путешествие по Чайному пути, научился постигать секреты текста, получил удовольствие от работы, теперь, выпивая чашку чая, буду вспоминать об истории этого напитка.

 

Присутствуя на сегодняшнем уроке, я прошел обычным маршрутом, чувствую себя ничего не потерявшим и ничего не нашедшим. Было мало открытий.

 

Был на сегодняшнем уроке наблюдателем, скучал, ухожу с «пустой чашкой».

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!