Общая информация |
Тема урока | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом |
Тип урока | УИПЗЗ |
Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) | Цель: познакомить учащихся с внешнеполитической обстановкой в Северо-Западной Руси, борьбой русского народа с западными завоевателями. Задачи урока: Познавательные : - охарактеризовать личность князя Александра Невского; - показать полководческий талант Александра Невского; - создать условия для осмысления выбора Руси между Востоком и Западом. Развивающие: - способствовать развитию умений извлекать информацию, анализировать, сопоставлять, оценивать историческую ситуацию и аргументировать собственную позицию; -формирование навыков работы в сотрудничестве. Воспитательные: - продолжить развитие у обучающихся чувство патриотизма, гражданственности и уважения к своей Родине. |
Необходимое оборудование | Компьютер, проектор, экран |
Дидактическое обеспечение | Атласы по Истории России с древнейших времен до к. XVII века: карта Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке. Раздаточный материал. |
Планируемые результаты урока |
| формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать творческие способности через активные формы деятельности. |
| овладеть целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII-XIV в.; объяснять историческое значение побед русского народа над немецкими и шведскими рыцарями; описывать основные этапы Невской битвы и Ледового побоища; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве. |
метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД) | формировать новые задачи в учебной познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; использовать таблицы, схемы для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительные материалы; применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общие решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, планирования и регуляции своей деятельности. |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Индивидуальный, фронтальный, групповой, устный, письменный. |
Литература и Интернет-ресурсы |
Основная | Рабочая программа и тематическое планирование курс «История России», учебник История России под редакцией А.В. Торкунова, О.Н. Журавлева История России, поурочные рекомендации 6 класс Просвещение, Е.Н. Сорокина Поурочные разработки История России, ВАКО. |
Дополнительная | В. Макарихин Витязь северной Руси. Повествование об Александре невском. Ю. К. Школьник История России, полная энциклопедия Н.М. Карамзин История государства Российского. |
Интернет-ресурсы | http://www.hist/msu.ru/ER/Etext/index.html http://www.wold-history.ru/thisdfy.phtml http://www.lants.tellur/ru/history/index.htm |
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся |
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Используемые методики и технологии (на разных этапах урока) |
1. Организационный | 1 мин. | Учитель приветствует класс, проверяет наличие у учеников учебников, рабочих тетрадей, атласов, письменных принадлежностей. Проверяет готовность оборудования | Проверяют готовность к уроку | |
2. Вводно-мотивационный | 3 мин. | Показывает ученикам Орден Александра Невского (Приложение 1), задаёт вопросы: - Как называется этот Орден? - Когда он был учреждён? - Кто и за какие заслуги награждался орденом? Учитель рассказывает детям: Орден Александра Невского учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года. Орденом награждались командиры Красной Армии, проявившие в боях за Родину в Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечивающие успешные действия своих частей. Имя Александра Невского пользовалось огромной популярностью на Руси. И сегодня многие знают его не только как князя, но и как защитника государства, православной веры. | Высказывают предположения Слушают учителя | Наглядно-иллюстративный, словесный метод |
3. Актуализация знаний | 7 мин. | Учитель: «Ребята, на прошлом уроке мы узнали, что русские княжества подверглись нашествие монгол. Этому событию поэтесса Н. Кончаловская посвятила одно из своих стихотворений. (Учитель читает стихотворение.) Учитель: «Вам предстоит дополнить слова поэта историческими фактами. Для этого возьмите карточки (Приложение 2), которые лежат у вас на столах, ответьте на вопросы и запишите их» Учитель: Поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания друг другом. Учитель: «Положите карточки на край стола. Поднимите руку те, кто справился с заданием безошибочно». Учитель собирает карточки С Востока на Русь напала огромная империя монголов. Ребята, предположите, а как строились отношения Руси с Западом? С запада русским землям угрожали немецкие и шведские рыцари, которые с 12 века совершали крестовые походы против прибалтийских племен и насильственно обращали их в католическую веру. Узнав о нашествии монголов на Русь они решили захватить богатые новгородские владения. Ребята, как вы думаете о чём пойдёт разговор на уроке? На какие вопросы нам предстоит ответить? Сегодня мы будем говорить о князе Александре Невском, о борьбе русского народа с немецкими и шведскими рыцарями. Тема урока: Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | Слушают учителя Выполняют задание Работают в парах, проверяют правильность выполнения задания друг другом Высказывают предположения Высказывают предположения Записывают тему урока | Словесный метод, метод взаимоконтроля |
4. Изучение нового материала | 25 мин. | Учитель: «Перед вами фрагменты исторических документов (Приложение 3). Прочитайте текст документ № 1 и № 2. Ответьте на вопросы к документам» Учитель: «Ознакомьтесь с текстом документа № 3. В чем заключается противоречие между документами № 2 и № 3? Учитель: «Сравните ваши выводы и предложите, какой будет проблема урока?» Учитель записывает проблему урока на доске. Учитель: «В конце урока, вам предстоит не только ответить на поставленный нами вопрос, а так же представить, если бы вы оказались на месте Александра Невского, как поступили бы вы?" Учитель: «В течение урока вы будете заполнять опорный конспект» (Приложение 4) Учитель делит учащихся на 4 группы, каждая группа получает карточку с заданием (Приложение 5). Работая, в группе учащиеся должны заполнить часть опорного конспекта. Учитель контролирует работу групп, консультирует учащихся. Озвучивание результата групповой работы. Заслушаем представителей от групп. Учитель по ходу ответа ученика, заполняет схему на доске. Задание для группы № 1: Кто такой Даниил Галицкий? Успешны ли были его действия в борьбе с монголами? Как вы оцениваете его выбор? Учитель по необходимости дополняет и корректирует ответ учащегося Задание группы 2: Используя текст и схему, опишите ход Невской битвы. За счет чего Александру Ярославичу удалось одержать победу? Важна ли была победа для всей Руси? Задание группе № 3: Используя текст и схему, опишите ход Ледового побоища. За счет чего Александру Ярославичу удалось одержать победу? Важна ли была победа для всей Руси? Слово предоставляется группе № 4 Задание: С помощью фактов докажите, что Русь оказалась в государственной зависимости от Золотой Орды. Найдите отличия в действиях рыцарей-крестоносцев и ордынцев. | Читают текст документов № 1 и № 2. Примерный ответ: по первому документу нашествие монголом – это зло и страдание. По второму документу – Александр Невский добровольно подчиняется монголам. Читают текст № 3 Примерный ответ ученика: Александр Невский яростно сражался с рыцарями, но подчинился Батыю. Высказывают свои предложения. Примерный ответ: Почему русский князь Александр Невский сотрудничал с монголами и боролся с рыцарями- крестоносцами? Знакомятся с опорным конспектом Делятся на группы и читают задание. Работают с текстом учебника и заполняют опорный конспект. Представитель от группы отвечает на вопросы. Остальные заполняют опорный конспект Примерный ответ учащегося: Князь юго-западной Руси Даниил Галицкий решил бороться с ордой. Он нашел себе союзников в лице стран католической Европы. Итогом борьбы был новый поход Орды на Русь Примерный ответ учащегося: В июле 1240 года состоялась Невская битва. Описывает ход битвы по схеме. Битва закончилась победой Александра Невского. Значение битвы в том, что шведы больше не совершали походов. Примерный ответ учащегося: 5 апреля 1242 года состоялось Ледовое побоище. По карте-схеме описывает ход битвы. Битва закончилась победой русских, немецкие рыцари были разбиты. Русь отстояла свою независимость. Примерный ответ учащегося Князья были обязаны получать ярлык, Орда собирала дань, на Русь отправлялись баскаки, но монголы терпимо относились к местной религии. Отличия в действиях монголов и рыцарей: Монголы не оставались жить на покоренных землях в отличие от рыцарей. Монголы не назначали своих правителей. Монголы проявляли веротерпимость. | Технология проблемного обучения. Словесный, частично-поисковый метод. |
5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала | 5 мин. | Мы рассмотрели, чем угрожали крестоносцы и как Александр Невский боролся с ними, а так же выяснили, какой была зависимость Руси от Золотой Орды. Объясните, почему русский князь Александр Невский сотрудничал с монголами и боролся с рыцарями- крестоносцами? Учитель: «А теперь представьте себя на месте Александра Невского, какой выбор сделали бы вы? У вас на партах лежат две карточки - зеленого и желтого цвета. Если бы вы, как и Александр Невский предпочли борьбу с Западом поднимите зеленую карточку, а если борьбу с монголами, то - желтую. Объясните свое решение. Трудно ли было вам определиться с выбором? | Примерный ответ: 1.У русских княжеств не было сил бороться и с ордой и с рыцарями. 2.Подчинившись рыцарям, Русь могла лишиться независимости, произошла бы смена религии. Учащиеся делают выбор с помощью сигнальных карточек. Несколько учащихся объясняют свое решение | Технология проблемного обучения |
6. Подведение итогов урока | 3 мин. | Проведение рефлексии (метод « Анкета ») Учитель предлагается обучающимся заполнить небольшую анкету. Просит нескольких обучающихся аргументировать свой ответ. | Заполняют анкету Аргументируют свои ответы | Метод самоконтроля |
7. Организация изучения домашнего задания | 1 мин. | Параграф 17. Составить исторический портрет Александра Невского. | Записывают домашнее задание | |