СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Символы государства".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Символы государства" поможет учителю при проведении урока, внеклассного мероприятия

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Символы государства".»

Конспект урока "Символы государства".


Представлен конспект урока "Символы государства" можно использовать как на уроке окружающего мира УМК Школа России, так и  внеклассных мероприятиях любого УМК.



Цель: дать общее представление о современной государственной символике, о понятиях «гимн», «герб», «флаг».

Планируемые результаты: учащиеся получат общее представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг», о современной государственной символике.

Обучающие: помочь ребенку приобрести четкие представления о государственных символах России, обобщить понятие «Родина», учить культуре установления межличностных контактов: способствовать выражению словами событий внутренней жизни, осознанию своих чувств, мыслей.

Развивающие: развитие познавательного интереса к историческому наследию прошлого России, эмоционально - патриотического восприятия символики России, чувства любви и гордости к Отечеству, развивать у детей умение соотносить действия и события прошлого с современностью, делать умозаключения, выводы

способствовать развитию памяти, коммуникативным навыкам, творческому воображению.

Воспитывающие: воспитание познавательного интереса и уважения к символам России,эмоционально-чувственного отношения к музыке.

Формирование УУД

Личностные УУД:

- умение определять и высказывать самые  простые, общие для всех людей правила;

- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Регулятивные УУД:

- умение точно выражать свои мысли;

- умение определять цель деятельности на уроке;

- умение определять успешность своего задания.

Познавательные УУД:

- умение извлекать информацию из иллюстраций;

- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них территорию России;

- умение выявлять сущность, особенности объектов;

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Методические приемы:

Беседа - обращение к личному опыту детей.

Слушание гимна (средство привития гордости за Отечество)

Изучение флага и герба - символов России.

Творческая работа с использованием практического опыта детей.

Оборудование: глобус, пазл, цветные карандаши, альбомные листы, карточки, презентация

ХОД УРОКА

Учитель: - Сегодня перед вами школа открыла свои двери, предлагает открыть тайны знаний. А всё это стало возможным благодаря тому, что мы живем в замечательном государстве. Стране, в которой о детях заботятся.

- А как называется наша страна? Отгадайте ребус (Россия) слайд 1

Страна наша огромна. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг.

- Найдите ее на глобусе. Посмотрите, какая она большая.(Работа с глобусом)

У каждой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. К символам государства относятся гимн, герб, флаг. Сегодня мы познакомимся с символами нашего государства – Российской Федерации.

Российский герб

У каждого государства и почти у каждого города есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем «герб». Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах. Герб есть и у нашей родины – России.

Учитель: - Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного вооружения напоминает герб? (Слайд 3)

- В поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла-скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

Учитель: - Где мы можем увидеть изображение герба?

Дети: - На пограничных столбах, символизируя, что тут начинается территория нашего государства. Его мы видим на монетах. Печатью с изображением герба скрепляются все важные документы.

На гербе изображен всадник. Изображение всадника, пронзающего копьем змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца. Его именем часто называли детей – оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий.

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змия. Царь-отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым. В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего корьем змея, является гербом, т.е. отличительным знаком Москвы – столицы России.

Учитель: - Посмотрите на карту, покажите столицу России. Таким образом, на Российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьем черного змия – символ зла.

- На гербе мы также видим изображение орла. Чем оно необычно?

Дети: - У орла две головы.

Учитель: - Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток.

Учитель: - Крылья орла подняты – почему?

Дети: - Орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна.

III. Государственный флаг (Слайд 5)

Учитель: - История флага России началась очень давно.

Вместо флага люди тогда использовали шест, т.е. ровную палку. К верхушке шеста привязывали пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Затем стяги стали делать из ткани и стали называться - знамена.

Знамена имели тогда разные цвета: зеленый, желтый, красный, сиреневый, оранжевый и др. Именно в 17 веке слава защитника Руси, который превратил Россию в крепкую, сильную страну, досталась Петру 1. Именно он, во времена походов российских морских кораблей ввел для них единый флаг, который стал флагом России.

Днем рождения бело-сине-красного флага считают 20 января 1705г.

Учитель: - Какую форму имеет флаг?

Дети: - Прямоугольную форму.

Учитель - Из скольких полос состоит флаг?

- Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.

- Кто из вас знает, как иначе называется флаг?

Дети: - Знамя.

Учитель: - Эти слова означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг – Голландское. Раньше на Руси знамя называли стягом. Знамена появились еще в древности – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение. Поскольку указывали местонахождение военноначальников и отдельных отрядов.

Учитель: - Какие цвета вы видите на нашем флаге?

Дети: - Белый, синий, красный.

- Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.

- Что означает белый цвет?(Дети читают на слайде)

Дети: - Мир, чистоту, доброту.

- Что означает синий цвет?

Дети: - Надежду, веру, верность.

- Что означает красный цвет?

Дети: Смелость, честность, храбрость.

Учитель:Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого , синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.

Учитель: - Когда поднимают флаг?

Дети: - Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

Учитель: - Мы должны гордиться нашим флагом – ему уже более трехсот лет!

Ученик читает стихотворение

Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг

Во благо славянского дела,

Врагам всем на зависть и страх!

Государственный гимн. ( Сайд 7 )

Учитель: - О каком символе России мы еще не поговорили?

Дети: - Гимн.

Учитель: Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
Россия – любимая наша страна.
Россией гордимся, России верны, 
И нету на свете лучше страны. Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил, работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Из стихотворения о гимне вы поняли, как нужно его слушать.
Ученики.Гимн нужно слушать стоя и молча

Учитель.

Давайте послушаем гимн нашей страны.

Гимн – это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях. Каких?

- Мы знаем, что гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях.

Учитель: - Зачем же это делают?

Дети: - Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен.

Учитель: - Гимн мы слышим в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы.

Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина – Россия. Наш гимн значительно моложе флага и герба, однако и он имеет свою историю.

Работа в группах Практическая работа. (Приложение 1)

1 группа. Закрасить флаг. Вспомнить значение цветов флага

2 группа .Собрать пазл (герб)

3 группа. Дополнить слова гимна

Рефлексия. ( Слайд 10)

Если вдруг надвинется опасность,

Иль радость общая – на всех она одна,

Тут же всем становится нам ясно,

Мы – все вместе, значит мы – страна!

Символы всех вмиг объединяют –

Нас так много, мы - к плечу плечо…

Под флагами, гербом.… И со слезами,

Поем слова мы гимна горячо…

Всем нам дают понять они - не просто

Мы люди… Мы - страна, народ!

Единство мы, опора мы и общность, России - мы надежда и оплот!!!

Учитель: - Что самое главное вы поняли сегодня? Все люди должны знать символы России, ведь мы её граждане. Мы должны с уважением относиться к символам родины, любить свою страну и все делать для ее процветания.

Вы - будущее нашей страны, от вас зависит будущее страны.

Мы любимой Родины молодые граждане, школьники и школьницы – дружная семья.

Учитель: - Спасибо за работу на уроке. Поделитесь новыми знаниями со своими друзьями.