СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в рамках подготовки к ОГЭ, практической части курса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения"»

Урок русского языка в 9 кл. на тему " Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения»

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях;

  • развивать умения определять отношения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений;

  • совершенствовать соответствующие пунктуационные навыки;

  • употреблять бессоюзные сложные предложения в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.

Оборудование: ИКТ, карточки, учебники, эпиграф Л. Толстого

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок - практикум

Прогнозируемые результаты: учащиеся в конце урока знают: основные признаки бессоюзных сложных предложений; условия постановки тире, двоеточия, точки с запятой и запятой в БСП; учащиеся в конце урока умеют: ставить знаки в БСП, выполнять синонимическую замену ССП и СПП бессоюзными.

Ход урока

1. Организационный этап

2.Актуализация опорных знаний

1.Односоставные предложения. Выпишите грамм. Основу. Определить вид ОП.

  1. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.

  2. Тихая, звёздная ночь.

  3. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей.

  4. Под музыку дождя иду во тьме.

  5. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера.

  6. Редкий лес на берегу реки.

  7. Воздух – парное молоко.


2. По картине составить бессоюзное сложное предложение


3. Блиц -опрос

  • Союзные предложения делятся на ССП и .... (СПП)

  • В ССП средством связи являются союзы .... (сочинительные)

  • В СПП части связываются при помощи каких союзов (подчинительных)

  • А в БСП части связываются при помощи смысла и ... (интонации)

  • На письме отношения между частями бессоюзного сложного предложения выражаются при помощи ... (знаков препинания)

  • Назовите основные типы (значения) интонации в БСП (перечисления, сопоставления, причины, пояснения)

  • Если части в БСП распространенные, имеют собственные знаки препинания, то между частями ставится... (точка с запятой)

  • Если вторая часть обозначает причину того, о чем говорится в первой части, то между частями БСП ставится ... (двоеточие)

  • Вспомните памятку о постановке двоеточия в БСП ( Причины поясните дополнительно!)

  • Если в первой части предложения содержится указание на время, то между частями БСП ставится... (тире)


III. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся

1. “Мозговой штурм” Работа с эпиграфом

Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно” (Л.Н. Толстой)

Как вы понимаете это высказывание?

Очень часто мы с вами говорим о том, что самым главным, самым ценным в жизни человека является доброта.Стать добрым совсем не просто. Стать эталоном доброты – задача наисложнейшая. Добрый человек – это отзывчивый человек, способный на сочувствие.

- Запишите высказывание Льва Николаевича Толстого как эпиграф к уроку.

Объясните знаки препинания. Сделайте синт. разбор

Почему автор использует бессоюзное предложение?

Что произошло бы, если бы записали это предложение другой синтаксической конструкцией?

-Запишите это предложение как СПП и ответьте на поставленный вопрос.

(Лучше добрым на свете быть, потому что злого в мире и так довольно)

(Двоеточие ставится, потому что вторая часть предложения имеет значение причины. Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)


2. Рассмотрите схему. Передайте содержание схемы в виде связного высказывания.


3.Задание: Внимательно прочитайте предложения, следите за правильной интонацией, которая передает смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.

-Добро не лихо, бродит в мире тихо. (В. И. Даль)

- Сияло небо надо мной, шумели листья, птицы пели... (И. Тургенев)

- Подлинная добродетель подобна реке: чем она глубже, тем меньше шумит.

- Доброта...  постоянна и сама себя усиливает: она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.)

- Помните: с доброты человек  начинается! (А.Чехов

- Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце.

- У каждого времени своя жестокость - доброта одна на все времена. (А.Лиханов.)


4.Сделайте синт. разбор по 1 предложению из каждой части (на слайдах)


5. Работа с текстом (текст на экране)

Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. (2) Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. (3) Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. (4) В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. (По В. Сухомлинскому)

Задание к тексту:

1. Определите тему текста (о добрых чувствах).

2. Определите его основную мысль.

3. Определите тип и стиль текста (тип речи – рассуждение; стиль – публицистический).

4. Замените словосочетание “добрые чувства”, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.(чувства доброты)

5. Определите тип подчинительной связи в словосочетании “подлинно человеческое” (предложение 3) (примыкание)

6. Из второго (2) предложения выпишите сказуемое. Укажите его тип. (средоточие, составное именное)

7. Найдите СПП, в состав которого входит односоставное обобщенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения. (3)

8. Определите вид осложнения четвертого (4) предложения (обособленное приложение)

9. Найдите сложное(-ые) предложение (-я), одна из частей которого (-ых) осложнена однородными членами. Напишите номер (-а) этого(-их) предложения (-ий). (1,3)

10. Найдите СПП с придаточным причины.Напишите номер этого предложения (3)


IV. Подведение итогов.

Домашнее задание.


V. Рефлексия.

- Что повторили? Что нового узнали?...

- Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:

1. Тяжела ты, шапка Мономаха.

2.Повторение – мать учения.

3.Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь.

4. Если за день ничему не научился – зря прожил день.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!