СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Сказка и реальный мир в произведении Е.Л.Шварца "Два брата".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан с учетом технологии развития критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сказка и реальный мир в произведении Е.Л.Шварца "Два брата".»

Тема: Сказка и реальный мир в произведении Е.Л.Шварца «Два брата»

Цель: высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному

Задачи: 
Образовательные: учить работать с текстом.

Развивающие: развивать умения давать полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного, развивать воображение, творческую способность детей

Воспитательные:  воспитывать морально – нравственные качества: любовь к близким, к родителям в процессе коллективной работы.
УУД, формируемые на уроке:
Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, извлекать   и преобразовывать информацию из одной формы в другую; поиск информации; адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль.
Личностные: развивать умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией и духовно-нравственными качествами характера; способствовать формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться о совместной деятельности, работать в группах, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, аргументировать свою точку зрения,  формулировать вопрос (проблему) урока и его цель, искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Приемы ТРКМ: прием «Кластер», прием 6 шляп

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мотивация к деятельности

Ребята, посмотрите на солнышко - оно нам улыбается и желает интересной работы на уроке.



Мне хочется, чтобы урок был для нас добрым и тёплым.
Литература – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет или рассказ, 
Вы учите их – они учат вас.

- Итак, начинаем наш урок.






Актуализация знаний в пробном учебном действии.


-Вы уже знакомы с биографией писателя Евгения Шварца.

-Вспомним с вами вместе.

1-й ученик: - Евгений Львович Шварц – русский драматург, родился 9 октября 1896 года в Казани в семье врача.

2-й ученик: - работал в детской редакции под руководством С. Маршака.

3-й ученик: - В эти годы Шварц был близок к группе ОБЭРИУ (общество реального искусства), куда входили Александр Введенский, Даниил Хармс.

4-ый ученик: Для написания использовал сюжеты народных сказок и авторских сказок.

5-ый ученик: В 1956 г. был издан первый сборник его пьес. По ним стали ставить спектакли в СССР и за рубежом.

6-ой ученик:

По его сценариям поставлены фильмы: “Снежная королева”, “Золушка”, “Дон Кихот», «Красная Шапочка», «Сказка о потерянном времени»


Что – же писал Шварц для детей?



-Дайте характеристику этому жанру и уточните, какая это сказка..


– Сказки.


«Два брата» -это авторская литературная сказка

– В сказках есть волшебство, превращения, добро побеждает зло, вымысел, троекратный повтор. В авторской сказке автор переживает за добрых героев.


-Что сказочного в этом произведении?


-Прадедушка Мороз, ледяной дворец


-А чем эта сказка необычна?


-Многое из того, что говорится в сказке, происходит в нашей жизни, например, автор называет точное время, но не дает имена героям.

-Реальное в сказке переплетается со сказочным


Проверка домашнего задания

-У вас было домашнее задание: нарисовать наиболее понравившиеся эпизоды из сказки «Два брата», я разделила их на две группы: как вы думаете, на какие?


«Мир вечного покоя» (сказка)

«Мир живой природы» (реальность)

Работа с учебником

-Сейчас поработаете в группах.

Найдите предложение, которое отражает основную мысль главы и напишите на листочке. 1 гр. работает с 1 главой, 2гр.- 2, 3 главы, 3 гр. – 4, 5 главы, 4 гр.- 6 глава, 5 гр.- 7 глава, 6 гр.- 8 глава

-Определите, к чему относится ваше высказывание: к реальности или к сказке и прикрепите на доску.




-Зачем выполняли это задание?

-Назовите главных героев сказки?

-Из какого мира каждый герой?

Чтобы вспомнить последовательность событий в сказке


-Какой прием использует автор? Для чего?

Антитезу, для усиления выразительности речи


-Можете сейчас ответить, каков замысел автора, зачем проводит параллель между сказкой и реальностью?



Определите тему сегодняшнего урока.

-Сегодня на уроке мы проведем грань между сказкой и реальностью, чтобы понять значимость, жизненную мудрость этой сказки.


Стадия вызова

-Я загадала слово из этой сказки - это имя существительное. При помощи тонких вопросов догадайтесь, что это за слово.

Дети:

- это живое? – нет;

- это неживое? – да;

- это создано природой? – да;

(дети понимают, что это объект неживой природы)

- это камень? – нет;

- это солнце? – нет;

- это луна? – нет!

- это вода? – и ДА и НЕТ!

- это ЛЁД!!! – ДА!!!



-Почему я задумала слово ЛЕД?

-Сейчас вы поработаете в группе, напишите ассоциацию со словом ЛЕД. Это могут быть слова или словосочетания. Можно самим придумать, а можно взять из текста.

-Итак, мы собрали мысли об объекте неживой природы-лед.

-Все, что связано со льдом, к какому миру относится?


много ситуаций, связаннных со льдом



Вечный мир, сказка


-А кого в сказке можно сравнить со ЛЬДОМ?

- Это хорошо, если тебя сравнивают со льдом?

Прадедушку Мороза и вначале сказки Старшего брата



Построение проекта коррекции выявленных затруднений.


-Вы сказали, что Старшего брата можно сравнить со льдом только в начале сказки, означает ли это, что потом Старший брат изменился?


-Посмотрите, ребята, какая создаётся интересная ситуация: двух героев вначале сказки можно сравнить со льдом, позже один из героев меняется, он становиться лучше, а другой остаётся таким же ледяным. Почему? Давайте разберемся.

Да. Сердце Старшего брата изменилось, оно стало добрым.

Реализация проекта коррекции выявленных затруднений.

Составление кластера.

-Какое слово объединяет героев сказки в начале истории и сравнимо со словом ЛЕД.

Покой

Театрализация фрагмента.


-Сейчас ребята покажут фрагменты из сказки.

1. Старший брат сидит, читает книгу, а Младший ходит вокруг и скучает. Младший просит Старшего: «Поиграй со мной». Старший (читает, не отрываясь) говорит: «Оставь меня в покое». Младший повторяет: «Ну, поиграй». Старший хватает за шиворот Младшего и выталкивает на мороз, закрывая дверь на замок.

Младший кричит: «Ты же мне вместо отца, что ты делаешь»! Старший (делает шаг к двери) «А ладно, еще почитаю».


- Что показывает этот отрывок?




Этот отрывок показывает, с чего началась беда и этого могло не случиться, если бы старший был внимательным.

Театрализация фрагмента.


2. С.: Здесь такой страшный мороз, почему же мне не холодно?

П.М.: Я. Распорядился. Чтобы холод. Не причинил тебе. До поры до времени. Ты знаешь, кто я?

С.: Вы как будто Дедушка Мороз? 

П.М.: Дедушка Мороз - мой сын. Я проклял его. Этот здоровяк слишком добродушен. Я - Прадедушка Мороз, а это совсем другое дело, мой юный друг. Следуй за мной.

С.: Но ведь мне нужно искать брата!

П.М.: Твой брат здесь. Ты. Выгнал. Младшего брата. На мороз. Сказав. Чтобы он. Оставил. Тебя. В покое. Мне нравится этот поступок. Ты любишь покой так же, как я. Ты останешься здесь навеки. Понял?

С.: Но ведь нас дома ждут! 

П.М. Ты. Останешься. Здесь. Навеки!


Стадия осмысления

Работа в тетради


Одинаковый ли смысл вкладывают в слова «Оставь меня в покое!» Прадедушка Мороз и Старший брат?

-Сейчас поработаете в тетради. Откр. С. 73 задание 1, запишите, что такое покой в понимании Прадедушки Мороза, Старшего и в вашем понимании. Можете посовещаться в группе


Метод «Шесть шляп мышления».


-А сейчас предлагаю каждой группе выбрать шляпу. Все они разные, у каждой своя роль. Примеряя разноцветные шляпы, дайте характеристику Прадедушке Морозу



Метод «Шесть шляп мышления».


-Теперь попробуйте примерить другую шляпу и дать характеристику Старшему брату.



-Характеры людей прекрасно отражены в народной мудрости – пословицах и поговорках. Я предлагаю вам выбрать пословицу поработать в группах. Вам нужно объяснить пословицу и подтвердить ее смысл текстом учебника


Работа в группах.

Работа с учебником.

1. Есть сердце, да закрыто дверцей. с.64

2. Задним умом дела не поправишь. с.65

3. У кого детки, у того и заботы, и бедки. с.62

4. Вся семья вместе, так и душа на месте. с.80

5. С друзьями два горя вместе, третье пополам с.75

6. Дело заделано, надо доделывать с.75

7. Усердие – мать удачи. с.74

8. Колотись, бейся а всё надейся. с.73

9. Мал годами, да стар бедами. с.78

10. На волосок от смерти. с.77



-Какой можно сделать вывод?

Каждому важно вовремя понять, что только сила любви и дружбы может поменять характер, а значит и жизнь человека.


-Какими словами (на каком предложении) закончилась бы обыкновенная сказка?

(«И с тех пор они жили счастливо».

-А как закончилась сказка Е.Шварца?

(«Жить счастливо можно, если жить дружно»)




Если наше дело - в шляпе,  

  Если наше тело - в шляпе, 

  Если даже мысли – в шляпе,

  Значит, в шляпе-то – вся суть!  


Стадия рефлексии.

Метод «Шесть шляп мышления».


-Предлагаю выбрать каждой группе шляпу. Вспомните весь сегодняшний урок и попробуйте с точки зрения выбранной шляпы высказать свои мысли.

-Белая - только факты;

-Желтая - какие позитивные мысли вас посетили?

-Черная - у кого возникли внутренние проблемы, противоречия?

-Красная - какие эмоции вы испытали;

-Зеленая - что получилось на уроке;

-Синяя - какой вывод для себя сделали?




-А я хочу закончить урок, надев синюю шляпу.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом, 
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом, 
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером. 

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей, 
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!


-Слушайтесь родителей, проявляйте терпение и заботу к младшим!







Характеристика Прадедушки Мороза

Белая

С. 68 П.М.- высокий старик в шубе, шапке и валенках из чистого снега. Борода и усы ледяные. Не доброе и не злое лицо.

Черная

С. 69 Когда мальчик дважды упал на скользком полу, П.М. даже не обернулся!

Желтая

Распорядился, чтобы холод не причинил мальчику никакого вреда.

Красная

Нам жаль П.М.! Ведь он несчастен! Нельзя любить только себя. Любовь лишь к себе- разрушительна.

Зеленая

Нужно помочь П.М. понять, что жить в одиночестве нельзя! Нужно согреть его сердце!

Синяя

П.М. – старик, который любит только себя и личный покой




Характеристика Младшего брата

Белая

12 лет. Умный, хорошо учился, много читал, умел убедительно говорить. У него есть Младший брат, с которым постоянно ссорился.

Черная

Не сдержал слово перед родителями. Зимой схватил Младшего за шиворот, крикнул: «Оставь меня в покое!»- вытолкал его во двор и запер дверь.

Желтая

Смог измениться. Сумел пожалеть Младшего брата и сердце его заполнила любовь и доброта.

Красная

Нельзя говорить злые слова, потому что эти слова могут обернуться против тебя самого.

Зеленая

Если бы я встретила его, то спросила: «Почему выполнял задания П.М.?»

Синяя

Старший брат – это мальчик 12-ти лет, который пройдя испытания, смог измениться.




Рефлексия

Белая

Произведение «Два брата» необычно тем, что в нем переплетаются реальность и сказка.

Черная

Младший брат был не виноват, но по гордости Старшего, с ним случилась беда с ним.

В сказке конец счастливый, а в реальности может оказаться по-другому.

Евгений Шварц под ледяным царством подразумевает чувство гордости, жестокости, безразличия – которые ведут человека к гибели.

Желтая

Поучительная сказка, призывает быть внимательным друг к другу.

Красная

Очень понравилась сказка, т.к. связана с жизнью и с любым человеком может произойти беда.

Зеленая

С помощью пословиц доказали, что нужно любить, ценить друг друга. Объяснили, что одни и те же слова для разных людей могут значить разное.

Синяя

В семье бывает по-разному, но во всех случаях нужно помнить о любви друг к другу, слушаться родителей и проявлять терпение и заботу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!