Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе
Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные в форме множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных множественного числа.
Задачи:
Образовательная:
- совершенствовать знания об именах прилагательных, их склонении в единственном числе;
- формировать умения склонять прилагательные во множественном числе;
- формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных в форме множественного числа
Развивающая:
развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;
развивать умения аргументировать своё мнение;
развивать мыслительную деятельность, познавательную активность, мышление, наблюдательность, внимание, память;
развивать умение давать самооценку своей деятельности;
Воспитательная:
воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение, активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения;
воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, умение работать в коллективе.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
ІІ. Актуализация знаний
1. Минутка чистописания
Бб Бб Бб
- Какое дерево является символом России? (Слайд 1)
Что вы знаете о правописании этого слова? (словарное слово)
- К слову «берёза» подберите и запишите однокоренные слова (Берёза, берёзка, берёзовый, подберёзовик, березняк, берёзонька)
- С помощью каких слов мы можем описать берёзу (белая, стройная, гибкая, кудрявая, русская)
- Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете? (Вспомнить о прилагательном)
- Что такое имя прилагательное?
- Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
- Как изменяются имена прилагательные в единственном числе? (По родам, падежам, и числам)
- Как узнать род, число и падеж имени прилагательного? (По существительному, от которого оно зависит)
ІІ. Сообщение темы и цели урока
- Какие стихи о берёзе вы знаете?
- Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока. (Слайд 2)
Улыбнулись сонн... березки,
Растрепали шелков... косы.
Шелестят зелен... сережки,
И горят серебрян... росы.
(Слайд 3) (с выделенными окончаниями)
– Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать? (Прилагательные в форме множественного числа.)
- Почему так решили? (В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе)
– Как определили, что это прилагательное во множественном числе? (По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.)
– Известны ли нам окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже? (Да , -ые, -ие.)
– Как вы думаете, что еще мы узнаем о прилагательных в форме множественного числа?
(Окончания в остальных падежах, падежные вопросы).
- Какую цель вы поставите перед собой на данном уроке?
- Задачи какие? (составить таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа;
научиться определять падеж у прилагательных множественного числа)
ІІІ. Работа по теме урока
1. Наблюдение над склонением прилагательных во множественном числе
На доске записаны словосочетания:
- Поставьте словосочетание в форму множественного число и просклоняйте (Задание выполняется по вариантам, у доски работают 2 человека)
1 ряд: стройная гибкая девочка;
2 ряд: яркий зимний день;
- Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? (в них есть прилагательные с твёрдой и мягкой основой и одушевленные , неодушевленные имена существительные , с которыми имена прилагательные связаны )
- Что вы заметили? (Учащиеся анализируют, делают вывод)
Вывод: имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам. Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)
2. Проверка по таблице окончаний (Слайд 6)
Вывод: на правописание падежных окончаний прилагательных множественного числа влияет тип основы и одушевлённое или неодушевлённое это прилагательное. От этого зависит правописание имен прилагательных в В.п.
2. Работа по учебнике стр.38, упр.80
- Обратите внимание ещё раз на таблицу окончаний имён прилагательных множественного числа. В каких падежах имена прилагательные имеют одинаковые окончания?
3. Словарная работа
Работа в парах
- Расшифруйте слова и запишите их в тетрадь.
яжиавносип (живописная), ыкйатнив (активная), едолеикнта (деликатная), еснырбеяре (серебряные)
Проверка
- Прочитайте слова. Проверьте написание слов по доске (слайд 7)
- Назовите буквы, которые необходимо запомнить.
- Определите род.
- Какое слово вызвало затруднение?
- Возникает вопрос: а изменяется ли вообще имя прилагательное во множественном числе по родам?
Во множественном числе имена прилагательные в отличие от единственного числа изменяются только по падежам. По родам они не изменяются
Во множественном числе падеж имени прилагательного можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится.
- Итак, чтобы узнать падеж имени прилагательного во множественном числе, поступаем так же, как и в случае с прилагательным в единственном числе. То есть нужно найти в предложении имя существительное, к которому относится это прилагательное, и определить его падеж. По падежу существительного определяем падеж прилагательного.
4. Первичное закрепление (упр.81-84)
Упр.82.
- Прочитайте загадку выразительно, о чём она? Назовите отгадку. (Салют)
- Как можно озаглавить текст? («Сказочный куст», «Небывалые цветы»)
- Найдите синонимы к указанным словам.
- Выполните письменные задания к упражнению (Взаимопроверка)
- Разобрать слово черный как часть речи.
Словарная работа
- Запишите слова ракета и салют в словарик, подчеркните орфограммы. Найдите в толковом словарике значение слов
(Салют –
Ракета –
- Подберите к словам однокоренные слова.
- Попробуйте составить предложение с этими словами.
5. Закрепление изученного
1. Коллективная работа
- Вставьте окончания и определите падеж (Запись на доске)
О морозных днях (Д.п.), в зимних шубках (П.п.), снежных хлопьев (Р.п.), холодной погоды (Р.п.), высокие деревья (И.п.), в роскошных зимних уборах (П.п.), в снежных варежках (П.п.), пушистыми снегами (Т.п.), серебристым инеем (Т.п.), стройные берёзки (И.п.)
Выполнение упражнения по группам (дифференциация по степени сложности и объема)
- Оцените свои возможности и выберите уровень задания, соответствующий им.
Уровень 1
а) Спишите.
На мёрзл.. землю легла зима. Гибк.. стволы над лесн… дорогами согнулись кружевн… арками. В зимн.. лесу много зверин.. и птичь.. следов. По краю глубок.. оврага стоят огромн.. осины.
б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.
Уровень 2
а) Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже.
Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные огни), вьют на (высокие деревья).
б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.
Уровень 3
а) Составьте и запишите по 4 словосочетания прилагательное + существительное из каждой строчки: мужского рода в Р.п., женского рода в П.п., среднего рода в Д.п., множественного числа в В.п.
Хороший (люди, настроение, подарок, песня).
Синий (колокольчик, река, озёра, небо).
Ранний (завтрак, утро, прогулка, всходы).
б) Выделите окончания имён прилагательных.
Самопроверка по эталону. Самооценка.
Рефлексия
- Закончите предложения
На уроке я узнал…
Я научился …
Мне понравилось …
Моё настроение …
- Оцените свою работу на уроке.
Подведение итогов урока
- Как изменяются имена прилагательные в форме множественного числа?