СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Склонение имён прилагательных во множественном числе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по русскому языку в 4 класс 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Склонение имён прилагательных во множественном числе"»

Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе

Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные в форме множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных множественного числа.

Задачи:

Образовательная:

- совершенствовать знания об именах прилагательных, их склонении в единственном числе;

- формировать умения склонять прилагательные во множественном числе;

- формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных в форме множественного числа

Развивающая:

развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

развивать умения аргументировать своё мнение;

развивать мыслительную деятельность, познавательную активность, мышление, наблюдательность, внимание, память;

развивать умение давать самооценку своей деятельности;

Воспитательная:

воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение, активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения;

воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, умение работать в коллективе.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

ІІ. Актуализация знаний

1. Минутка чистописания

Бб Бб Бб

- Какое дерево является символом России? (Слайд 1)

Что вы знаете о правописании этого слова? (словарное слово)

- К слову «берёза» подберите и запишите однокоренные слова (Берёза, берёзка, берёзовый, подберёзовик, березняк, берёзонька)

- С помощью каких слов мы можем описать берёзу (белая, стройная, гибкая, кудрявая, русская)

- Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете? (Вспомнить о прилагательном)

- Что такое имя прилагательное?

- Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

- Как изменяются имена прилагательные в единственном числе? (По родам, падежам, и числам)

- Как узнать род, число и падеж имени прилагательного? (По существительному, от которого оно зависит)

ІІ. Сообщение темы и цели урока

- Какие стихи о берёзе вы знаете?

- Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока. (Слайд 2)

Улыбнулись сонн... березки,
Растрепали шелков... косы.
Шелестят зелен... сережки, 
И горят серебрян... росы. 

(Слайд 3) (с выделенными окончаниями)

– Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать? (Прилагательные в форме множественного числа.)

- Почему так решили? (В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе)

– Как определили, что это прилагательное во множественном числе? (По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.)
– Известны ли нам окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже? (Да , -ые, -ие.)
– Как вы думаете, что еще мы узнаем о прилагательных в форме множественного числа?
(Окончания в остальных падежах, падежные вопросы).

- Какую цель вы поставите перед собой на данном уроке?

- Задачи какие? (составить таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа;

научиться определять падеж у прилагательных множественного числа)
ІІІ. Работа по теме урока

1. Наблюдение над склонением прилагательных во множественном числе

На доске записаны словосочетания:

- Поставьте словосочетание в форму множественного число и просклоняйте (Задание выполняется по вариантам, у доски работают 2 человека)

1 ряд: стройная гибкая девочка;

2 ряд: яркий зимний день;

- Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? (в них есть прилагательные с твёрдой и мягкой основой и одушевленные , неодушевленные имена существительные , с которыми имена прилагательные связаны )

- Что вы заметили? (Учащиеся анализируют, делают вывод)

Вывод: имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам. Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)

2. Проверка по таблице окончаний (Слайд 6)

Вывод: на правописание падежных окончаний прилагательных множественного числа влияет тип основы и одушевлённое или неодушевлённое это прилагательное. От этого зависит правописание имен прилагательных в В.п.

2. Работа по учебнике стр.38, упр.80

- Обратите внимание ещё раз на таблицу окончаний имён прилагательных множественного числа. В каких падежах имена прилагательные имеют одинаковые окончания?

3. Словарная работа

Работа в парах

- Расшифруйте слова и запишите их в тетрадь.

яжиавносип (живописная), ыкйатнив (активная), едолеикнта (деликатная), еснырбеяре (серебряные)

Проверка

- Прочитайте слова. Проверьте написание слов по доске (слайд 7)

- Назовите буквы, которые необходимо запомнить.

- Определите род.

- Какое слово вызвало затруднение?

- Возникает вопрос: а изменяется ли вообще имя прилагательное во множественном числе по родам?

  • Во множественном числе имена прилагательные в отличие от единственного числа изменяются только по падежам. По родам они не изменяются

  • Во множественном числе падеж имени прилагательного можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится.

- Итак, чтобы узнать падеж имени прилагательного во множественном числе, поступаем так же, как и в случае с прилагательным в единственном числе. То есть нужно найти в предложении имя существительное, к которому относится это прилагательное, и определить его падеж. По падежу существительного определяем падеж прилагательного.

4. Первичное закрепление (упр.81-84)

Упр.82.

- Прочитайте загадку выразительно, о чём она? Назовите отгадку. (Салют)

- Как можно озаглавить текст? («Сказочный куст», «Небывалые цветы»)

- Найдите синонимы к указанным словам.

- Выполните письменные задания к упражнению (Взаимопроверка)

- Разобрать слово черный как часть речи.

Словарная работа

- Запишите слова ракета и салют в словарик, подчеркните орфограммы. Найдите в толковом словарике значение слов

(Салют –

Ракета –

- Подберите к словам однокоренные слова.

- Попробуйте составить предложение с этими словами.

5. Закрепление изученного

1. Коллективная работа

- Вставьте окончания и определите падеж (Запись на доске)

О морозных днях (Д.п.), в зимних шубках (П.п.), снежных хлопьев (Р.п.), холодной погоды (Р.п.), высокие деревья (И.п.), в роскошных зимних уборах (П.п.), в снежных варежках (П.п.), пушистыми снегами (Т.п.), серебристым инеем (Т.п.), стройные берёзки (И.п.)

Выполнение упражнения по группам (дифференциация по степени сложности и объема)

- Оцените свои возможности и выберите уровень задания, соответствующий им.

Уровень 1

а) Спишите.

На мёрзл.. землю легла зима. Гибк.. стволы над лесн… дорогами согнулись кружевн… арками. В зимн.. лесу много зверин.. и птичь.. следов. По краю глубок.. оврага стоят огромн.. осины.

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Уровень 2

а) Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже.

Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные огни), вьют на (высокие деревья).

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Уровень 3

а) Составьте и запишите по 4 словосочетания прилагательное + существительное из каждой строчки: мужского рода в Р.п., женского рода в П.п., среднего рода в Д.п., множественного числа в В.п.

Хороший (люди, настроение, подарок, песня).

Синий (колокольчик, река, озёра, небо).

Ранний (завтрак, утро, прогулка, всходы).

б) Выделите окончания имён прилагательных.

Самопроверка по эталону. Самооценка.

Рефлексия

- Закончите предложения

  • На уроке я узнал…

  • Я научился …

  • Мне понравилось …

  • Моё настроение …

- Оцените свою работу на уроке.


Подведение итогов урока

- Как изменяются имена прилагательные в форме множественного числа?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!