Предмет: математика
Класс: 4 «В»
Тема урока: «Скорость сближения и скорость удаления»
Цель: Познакомить учащихся с понятиями «скорость сближения» и «скорость удаления», вывести правила вычисления данных скоростей.
Задачи:
Закреплять умение анализировать и решать задачи;
Развивать логическое и аналитическое мышление, долговременную память, устную речь, устойчивое внимание;
Формировать навыки устных и письменных вычислений; воспитывать коллективизм, бережное отношение к мнению собеседника, аккуратность, трудолюбие, интерес к изучению математики.
Оборудование: учебник Л.Г. Петерсон «Математика» 4 класс, вторая часть; рабочая тетрадь; мультимедиапроектор, интерактивная учебная доска.
Литература: Петерсон Л.Г. «Математика. Методические рекомендации» 4 класс; Петерсон Л.Г. «Математика» учебник – тетрадь, 4 класс, 2 часть.
Ход урока
Организационный момент (слайд 1)
Я рада этой новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
Актуализация знаний учащихся
- Ребята, прежде чем мы приступим к изучению новой темы, я предлагаю вам вспомнить материал, который вы прошли ранее и самим определить тему нашего сегодняшнего урока. Для этого нам нужно отгадать загадочное слово, которое и будет являться ключевым в нашей теме.
а
1) Устные вычисления по алгоритму (слайд 2)
∙2
а | 0 | 4 | 6 | 9 | 12 | 15 | 23 | 34 |
х | 18 | 26 | 30 | 36 | 6 | 12 | 28 | 50 |
| с | о | р | к | о | т | ь | с |
50 | 36 | 6 | 30 | 26 | 18 | 12 | 28 |
с | к | о | р | о | с | т | ь |
-18
+18
Х+
х
- Обратим внимание на доску, где представлен алгоритм выполнения действий.
- Все ли знают что такое алгоритм? (порядок выполнения действий)
- А теперь посмотрим на таблицу: верхняя строка которой – множество значений переменной а, которые мы должны последовательно подставлять в наш алгоритм; строка переменной x – искомые значения.
- Итак, приступим к выполнению вычислений (по цепочке с первого ряда каждый ученик устно выполняет вычисление)
- А теперь соотнесем полученные значения с буквами и подставим их в таблицу №2.
- Какое слово мы получили? (скорость)
- Что такое скорость? (расстояние, пройденное за единицу времени)
- Какие ещё величины связаны с ней? (время и расстояние)
- Как найти расстояние? (скорость умножить на время)
- Как найти время? (расстояние разделить на скорость)
2) Решение задач.
- А теперь вспомним как же решаются задачи на данные величины.
(Устное решение задачи, продолжение опроса по цепочке)
- Ребята прошли 12 км с одинаковой скоростью за 3 часа. С какой скоростью
они шли? 12 : 3 = (4 км/ч)
- Туристы плыли 5ч на лодке со скоростью 12 км/ч. Какое расстояние они
проплыли? 12 ∙ 5 = 60 (км)
- Ученики 4 «В» класса ехали на экскурсию на автобусе со скоростью 40 км/ч.
Сколько времени они потратили на дорогу, если проехали 80 км? 80 : 40 = 2 (ч)
3) Ребята, а знаете ли вы, в каком направлении могут перемещаться точки?
(слайд 3)
навстречу друг другу
в противоположных направлениях
вдогонку
с отставанием
- Ребята, а знаем ли мы, как будет изменяться расстояние между точками во
всех четырёх случаях движения?
-Чему нам надо научиться, чтобы ответить на этот вопрос? ( Нам надо
научиться находить, на сколько сближаются и удаляются объекты при
разных видах движения)
Изучение нового материала.
- А теперь я предлагаю вам открыть учебник и познакомиться с новой темой. Тема нашего урока – «Скорость сближения и скорость удаления».
- Прочитаем задание №1. (Один учащийся зачитывает задание)
- (слайд 4) Рассмотрим первый случай движения – встречное движение. Мальвина двигается со скоростью 2 ед/мин, буратино - со скоростью 1 ед/мин. Обратим внимание на таблицу: верхняя строка таблицы указывает время движения (мин), вторая строка – координата движения Мальвины, следующая строка – координата движения Буратино, и в последней строке нам следует найти расстояние между точками. Итак, начнем заполнять таблицу.
- Начальная координата движения Мальвины? (3)
- На какой точке будет мальвина через минуту? (5)
- Через 2 минуты? (7)
- Через 3 минуты? (9)
- Мы получаем, что от начальной координаты - 3, Мальвина за минуту преодолевает по 2 единицы. Как мы это выразим в единице времени? (к 3 прибавим 2 и умножим на общее количество минут - t )
- Начальная координата движения Буратино? (12)
- На какой точке будет Буратино через минуту? (11)
- Через 2 минуты? (10)
- Через 3 минуты? (9)
- Что же мы запишем в последней колонке? (12-1∙t)
- В какой точке встретятся Мальвина и Буратино? (9)
- А теперь найдем расстояние между точками. Как его найти? (вычесть из большего значения координаты меньшее)
- Начальное расстояние между точками? (9)
- Через 1 минуту? (6)
- Через 2 минуты? (3)
- Через 3 минуты? (о)
- На сколько единиц в минуту сближаются и Мальвина и Буратино вместе, если Мальвина сближается на 2 единицы в минуту, а Буратино на 1? (на 3)
- Как вы это нашли? (к 2 ед./мин прибавили 1 ед./мин)
- Какой мы можем сделать вывод? (Буратино и Мальвина сближаются на 3 ед.в минуту)
- Ребята, давайте попробуем рассмотреть остальные случаи движения самостоятельно (движение в противоположных направлениях – 1 ряд, движение вдогонку – 2 ряд, движение с отставанием – 3 ряд)
- А теперь проверим, что же у вас получилось. (слайды 5,6,7)
- Вот мы и подошли к главному вопросу: что же такое скорость сближения и скорость удаления? (стр.82,слайд 8,9) (Зачитываю правило с последующим объяснением, затем дети читают правило самостоятельно)
4. Физминутка (слайд 10)
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.)
Встали ровно. Наклонились.
Раз - вперёд, а два — назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.)
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем. (Приседания.)
5. Закрепление изученного материала
- Ребята, а теперь решим задачу под номером 7. (Зачитываю задачу, затем вызываю одного ученика к доске для её решения, ученик повторно читает задачу, весь класс слушает)
- О каких величинах в задаче идет речь? (о скорости, времени и расстоянии)
- Обратим внимание на рисунок, представленный в учебнике. (слайд 14)
- Что говорится в задаче о первом дне следования автомобиля? (он ехал 6 часов со скоростью 82 км/ч)
- Знаем ли мы расстояние, которое он проехал в первый день? (нет)
- Как его узнать? (скорость умножить на время)
- Запишем под чертежом.
- Что говорится в задаче о втором дне следования автомобиля? (он увеличил скорость на 4 км/ч и ехал со скоростью 7 часов)
- Знаем ли мы расстояние, которое он проехал во второй день? (нет)
- Как его узнать? (скорость умножить на время)
- Запишем под чертежом.
- Известно ли нам что-нибудь о следовании автомобиля в третий день? (нет)
- Как мы это обозначим на чертеже? (знаком вопроса)
( ученики записывают действия в тетрадях, один ученик выполняет вычисления столбиком на доске, все действия сопровождаются комментариями)
- Что мы будем искать первым действием? (расстояние за первый день)
- Вторым действием? (скорость за второй день)
- Третьим действием? (расстояние за второй день)
- Что мы можем найти четвертым действием? (расстояние за третий день)
- Можем ли мы теперь ответить на вопрос задачи? (да)
Проверка решения задачи.
82 ∙ 6 = 492 (км)
82+ 4 = 86(км/ч)
86 ∙ 7 = 602(км)
1430 – 492 – 602 = 336(км)
336 : 4 = 84(км/ч)
- А теперь, ребята, пользуясь таблицей попробуем решить задание №2 (задание зачитывает и выполняет один ученик).
- Выполним задание №3, задание № 4, задание № 5.
(каждое задание зачитывает и выполняет один ученик, весь класс анализирует и записывает) (11,12,13 слайды)
6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
- С какими новыми понятиями вы познакомились?
- Чем скорость сближения отличается от скорости удаления?
- Какие правила вычисления данных скоростей вы узнали?
- Записываем домашнее задание: стр. 84 №8, №11.